Мнение
Авторская колонка Максима Макаренкова о мобильном и социальном вебе

Антисоциальная сеть

20.01.11 | 16:43

Если когда-нибудь человечество и уничтожит себя, то произойдет это не в пламени ядерного взрыва или клубах ядовитого газа. Мы тихо издохнем, превратившись в овощи, погребенные под завалами коробок от фастфуда и нестиранных футболок. Растекшись перед мониторами. Залипнув в социальных сетях.

Автор

Максим Макаренков

Журналист, писатель

Нет, правда, кто-нибудь еще верит, что социальные сети созданы для того, чтобы объединить людей, помочь им найти новых и старых друзей и вообще — сделать мир лучше? Пожалуйста, покажите мне этого человека, я хочу взглянуть на образец честной наивности, прибывший к нам из прекрасного далека.

Лично для меня социальные сети являются доведенным до абсолюта, идеальным образцом беспринципности и неприкрытого желания рубить бабки любой ценой. Нужно для этого манипулировать людьми, постоянно вбрасывать дерьмо в вентилятор, раскачивать психику, разогревать давние комплексы? Значит, вперед! Делаем для этого все. А что? Отличный же получается маркетинговый инструмент: рекламодатели и маркетологи, лихорадочно бросающиеся открывать в соцсетях группы-стены-сообщества скажут большое спасибо и перераспределят бюджеты. Цель достигнута — все в шоколаде.

Кроме, наверное, нескольких идиотов вроде меня, обнаруживших (это произошло не вчера, психологи об этом давно говорят), что социальные сети по самой сути своей не предназначены для общения. Содержательное, вдумчивое общение человека с человеком для владельца социальной сети — это катастрофа. Пользователь, который занимается в социальной сети общением, а не лайканьем и хождением по страницам с фотографиями — враг. Он перестает генерировать трафик. Он не участвует в старательно разогреваемых «дуэлях» и «дискуссиях», в народных массах получивших заслуженное название «срач». И самое страшное — он перестает реагировать на рекламу, «эксклюзивный контент» от рекламодателей. Он, негодяй, больше не растит суперморковку на Счастливой Ферме и не тратит, мерзавец, свои 10 долларов в месяц на покупку очередной свистелки для пупка, без которой нельзя перейти на следующей уровень в этой самой ферме.

Этот человек перестает делать все то, для чего задумывалась соцсеть в исполнении современных маркетологов — эмулировать жизнь, квазиобщаться в квазиреальности.

Впрочем, надежда на то, что хотя бы часть человечества не станет счастливыми пускающими слюни кабачками, у меня есть. И поможет им в этом тоже веб. Только мобильный. Тот, что проник в корпуса телефонов и коммуникаторов. Эти гаджеты, по самой природе своей являются продолжением и расширением реальности физической, а не эмулированной — виртуальной. Для пользования мобильным вебом надо хоть как-то перемещаться и реально общаться с себе подобными.

Именно поэтому я за то, чтобы становилось все больше различных сервисов планирования встреч, совместных походов, афиш и расписаний. Похоже, мобильный веб, та его часть, что рассчитана на коллективное использование и является прообразом нормальной социальной сети, рассчитанной на полезное использование относительно разумными двуногими.

Это позволяет надеяться на то, что мобильные проекты «коллективного времяпровождения» выживут. Они практически полезны. Они не замкнуты на виртуальное пространство, а позволяют расширить границы физической реальности.

А вот большие социальные сети, вроде «Одноклассников», «ВКонтакте» или Facebook рано или поздно сдохнут. Овощи, они, понимаете ли, не в состоянии оплачивать даже виртуальное выращивание себе подобных.

Предыдущие авторские колонки:

«Просто игрушка» (колонка Максима Макаренкова о Facebook);

«Белые начинают i» (колонка Николая Турубара об итогах 2010-го техногода);

«Не тупи!» (колонка Сергея Маленковича о миллионе для «МегаФона»).

Антисоциальная сеть
Социальные сети — это идеальный образец неприкрытого желания рубить бабки любой ценой.  / Мнение / 20.01.11
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена