Мнение
Авторская колонка Евгения Дискина о будущем и настоящем Nokia

Nokia заказывали?

31.01.12 | 18:04

Джон Малкович:

Три дня назад в своем блоге я опубликовал пост «В чем виновата Nokia», в котором искал причины того шквала негатива, которому подверглась компания Nokia в последнее время. Пост вызвал живую реакцию, набрав более сотни комментов за пару дней, его даже опубликовали два авторитетных зарубежных Symbian-ресурса: Mynokiablog.com и All About Symbian. Я проанализировал комментарии отечественных и зарубежных пользователей и хочу поделиться этой информацией с читателями Nomobile.ru.

Автор

Евгений Дискин

журналист газеты «Известия»

В последнее время на телеком-рынке наблюдается очередной передел: кризис переживает целый ряд компаний, чьи позиции еще недавно казались незыблемыми, это Blackberry, LG, Sony Ericsson, Motorola и Nokia. Финская компания практически десять лет контролировала мировой рынок мобильных телефонов, и у людей сложилось представление о ней как о глобальном неоспоримом лидере. Так что любая негативная информация о Nokia, неважно какого рода, воспринимается как закат лидерства вообще и закат компании, вне зависимости от того, что с ней реально происходит. Информационный фон превратился в форму пропаганды, он существенно влияет на мнение людей, формирует его. Жаль, что зачастую ключевые выводы люди делают не на основании личного опыта и своих потребностей, а после прочтения чьего-то блога. Именно читая комментарии, понимаешь, насколько все субъективно и завязано на особенности человеческой психологии. Люди не способны оценивать свой опыт как имеющий временное значение. Например, многие считают, что когда-то используя Nokia N95 и испытав с ним какие-то проблемы, они могут судить обо всех последующих телефонах компании. Если мыслить глобально, то у населения всей планеты Земля накоплен самый большой опыт работы именно с продукцией Nokia. В том числе и негативный. Допустим, Nokia поставляет в 10 раз больше телефонов, чем HTC и Sony Ericsson — простая арифметика подсказывает, что если уровень брака у всех производителей примерно одинаковый, то покупателей, столкнувшихся с браком у Nokia, в 10 раз больше, просто потому, что она продает в 10 раз больше аппаратов. Замечу в скобках, что по статистике сервисных центров (за редкими исключениями) уровень брака продукции Nokia не превышает показателей других компаний. Особенно набросала камней аудитория гиков, традиционно негативно настроенная против Symbian, а следовательно, против Nokia, считая смартфоны на этой ОС недостаточно продвинутыми и функциональными для себя. Но такое мнение сложилось еще в тот период, когда Nokia не выпускала массовые устройства с сенсорным экраном.

Еще один важный фактор: в последние годы основным источником информации о смартфонах стали блоги и ресурсы, которые находятся в США. Поскольку Nokia слабо присутствует на этом рынке, и американская аудитория плохо знакома с ее продукцией, за океаном бренд часто попадает в поле зрения лишь тогда, когда проходит какая-то негативная новость. При этом новость часто умудряются извратить до неузнаваемости, выдавая чуть ли не за крах компании какую-нибудь небольшую реорганизацию сервиса. Поймите, ушло не «время Nokia», а время монополистов, конкуренция обострилась на всех технологичных рынках, и при любом качестве продукции сегодня невозможно контролировать 70 или даже 40% рынка смартфонов!

Android «рвет» Symbian? Nokia в одиночку поставила за год 100 миллионов смартфонов, из которых за 3 месяца продаж ушло 5 миллионов Symbian^3 устройств. Вряд ли это закат платформы, тем более что никому из конкурентов не удается производить и половины этого объема в одиночку. Призывы к Nokia перейти на Android прежде всего безответственны — такой шаг ничего не даст Nokia и сделает ее зависимой от Google, подобно десяткам других компаний. При этом былых долей рынка это не вернет, а только уведет лояльных пользователей и задушит собственные сервисы компании, без которых у нее практически ничего не останется. Apple, HP, Blackberry и Microsoft не собираются переходить на Android, хотя их доля на общем фоне так же падает. Очень маловероятно, что по этому пути пойдет Nokia.

При этом, несмотря на все вышеперечисленное, число людей, желающих Nokia успеха, по-прежнему высоко. В спорах на форумах и блогах они часто отличаются своими аргументами: это не слепые фанатики, а пользователи, нередко успевшие попробовать продукты других компаний, рассуждающие здраво и хладнокровно. Признавая объективные недостатки Nokia, как то, медлительность в выпуске своих продуктов, недостатки интерфейса Symbian и т.п., они успели понять, что продукция других компаний — это не волшебная панацея и минусов в ней не меньше, чем плюсов.

Сегодняшнее состояние дел не является открытием для компании. Очевидно, что Nokia нужно меняться, и бренд меняется, чтобы соответствовать новым реалиям. Осенние продукты показывают, что производитель находится на верном пути. Надеюсь, уже в ближайшее время, в феврале, компания достойно ответит скептикам.

Предыдущие авторские колонки:

«Антисоциальная сеть» (колонка Максима Макаренкова о мобильном и социальном вебе);

«Белые начинают i» (колонка Николая Турубара об итогах 2010-го техногода);

«Не тупи!» (колонка Сергея Маленковича о миллионе для «МегаФона»).

Nokia заказывали?
Джон Малкович:
Любая негативная информация о Nokia воспринимается как закат компании, независимо от того, что реально происходит.  / Мнение / 31.01.12
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена