Мнение
Авторская колонка Николая Турубара о социальных сетях, твиттере и мобильном интернете

Картошка тви

09.08.11 | 14:38

Когда я был маленьким, то входил в Интернет через поисковик, как в гигантскую библиотеку с тысячами полок, на которых бесконечными аккуратными рядами были выстроены книги. В поисках нужной мне я ошалело шарахался от полки к полке и долго не мог ничего найти, ведь здесь не было знакомых обложек и корешков, а спросить не у кого, я один в этой долбаной паутине. Кропотливо, чертыхаясь, шаг за шагом, день за днем, выяснял что где лежит, как это найти и запомнить, выстроил собственные алгоритмы и проложил лишь одному мне известные маршруты, как и многие другие пользователи. Но так длилось недолго.

Автор

Николай Турубар

Руководитель проекта NOMOBILE.RU, обозреватель отдела высоких технологий журнала «Итоги»

Сейчас я, как и большинство моих друзей, вхожу в Интернет совсем по-другому, через социальные сети. И Интернет для меня уже не тихая библиотека, а большой и шумный пивной ресторан, где друзья и знакомые пьют пиво-водку, развлекаются, много общаются, да и просто живут, они там всегда. Я вхожу и сразу начинается: эй, привет, как дела (хотя мы только что виделись вживую), смотри что я нашел, глянь видео, ну и фотка, добавь в друзья... Я прихожу сюда потусить и зажечь, поржать и поглумиться, мне не нужно ничего искать – весь контент мне заносят в уши сразу с порога все эти друзья друзей. Я могу задать любой вопрос, и на него обязательно ответят, а если и нет, то покажут того, кто ответит. Я уже ничего не ищу, и не потому что нет времени, просто это здесь не принято, тут своя движуха, вываливающая на меня массу собственного контента, уже оформленного, проверенного и опробованного на себе не какими-то неведомыми мне миллионами, а моими же френдами, которые плохого не посоветуют. И пускай с каждым днем в моем контакт-листе оказывается все больше и больше френдов, которых я знать и не знаю, но я открываю от них ссылки, читаю их посты и смеюсь вместе с ними. Социальные сети – это общепит Интернета, здесь контент потребляется не так, как фуагра в ресторанах со звездами Мишлена. Единственное отличие от реального быстропита в том, что люди там не живут. А социальные сети заполняют все свободное время. Такого не было когда я был маленьким, и приходил в Сеть время от времени, в социальных сетях ты внутри всегда, постоянно, и выбраться из этого кокона не получается. Mногим и не хочется. Я это точно знаю, сам такой.

Хотя хочется думать, что я вне этого, вернее, над. Сверху. Представляю, что это в первую очередь игра, рожденная модой на остроактуальный новостной контент. Но я сам по себе очень эмоциональный, и мне идеально подходит твиттер, где не надо много писать, где хорошо «идет» острый и эмоциональный контент, без оценок и анализа. Зачастую даже новостей как таковых нет. В твиттере человека в любом случае не показать, ему невозможно раскрыть себя, продемонстрировать глубину и полет своей тонкой души и гениальной харизмы. Все характеры плоские, прямолинейные, эмоции вынужденно огрублены – о как же это по мне! И пока мне интересно жить в этой системе координат, засунуть себя в эту проекцию. Хочется верить, что это когда-нибудь надоест, и я это перерасту, как когда-то перерос алкогольные коктейли в жестяных банках. Но пока я тут по уши, и вряд ли в этом тви-угаре отчетливо вижу, что происходит. Поэтому все написанное здесь не имеет никакого научного обоснования, просто личные наблюдения.

Планета людей

Эпоха контента в Интернете так и не началась, и это самое главное наблюдение. И я, как руководитель контент-проекта Nomobile.ru, жду этого этапа с огромным нетерпением и, надеюсь, следующая очередь – именно контента. А ведь было уже столько всего разного: эпоха поисковиков, эпоха порталов, эпоха стартапов, эпоха интернет-магазинов, эпоха контекста… сейчас вот эпоха социальных сетей. А что такое соцсети? Это люди. Тупо люди. Сегодня в Интернете читают не статьи, читают авторов. Подписываются не на темы, а на людей. Невзирая на ту чушь, которую эти люди пишут. А эти самые люди, почувствовав себя наполеонами, ведут себя все безобразнее, генерируя все меньше контента и плодя все больше чепухи, которая, возможно, характеризует их, но релевантна только в контексте «здесь и сейчас». Для истории она абсолютно бесполезна, в ней нет художественной и культурной ценностей. Именно эпоха социальных людей породила понятие Snackable content.

Снэк-контент

Особенность социальных сетей и их ключевое отличие от других сред общения в том, что поставляется весь этот контент непрерывно. Социальные сети не приспособлены для потребления долговременного контента, требующего серьезного осмысления, как не рассчитаны на потребление контента большого объема, неважно, статья это, видео или музыкальная композиция. Поскольку поток информации непрерывен, то существует только то, что можно ухватить глазом в режиме «здесь и сейчас». Если бы Бетховен жил в наши дни, то ему и в голову не пришло бы создать свою «Симфонию №5» в том первозданном виде, длиной 45 минут. Он бы утрамбовал ее минут в пять ну или сделал бы из нее сериал, порезав целое произведение на кусочки. С каждым десятилетием люди адекватно могут воспринимать все меньшие куски контента, длинное просто не усваивается. Средняя продолжительность музыкального произведения сократилась, молодежь мыслит категориями клипов и трейлеров и по ним же меряет время: от дома до работы – 8 треков, это понятно всем. Информации вокруг стало слишком много, ее надо сортировать, и самый очевидный способ – по количеству минут и знаков. Контент трансформировался и стал snackable – чтобы его можно было есть на ходу, как чипсы и картошку фри. Логично, что он перестал иметь прежнюю ценность, поскольку выдается потоком и хранится только в оперативной памяти: почитал, посмотрел, послушал – и забыл. Раньше фильмы на кассетах и музыкальные CD-альбомы стояли на полках, их хранили на видном месте, пересматривали и переслушивали. Сейчас это и в голову не придет, ведь «потоковое» значит «одноразовое», аудио- и видеофайлы нет нужды хранить и смотреть потом снова. Зачем ходить в кино, когда можно посмотреть это в Youtube или Вконтакте? Да что там кино и музыка – люди теперь даже думают отрезками. Но зато яркими, динамичными, этакими лоскутно-MTV-шными. В твиттере обрезаются не только ссылки, но мысли и слова. Короткое слово твиттер и то умудрились сократить до трех букв – тви. Сегодняшний Интернет как бы говорит тебе: йо, мы не хотим тратить твое время попусту, но и ты не трать наше! Зачем пыжиться и что-то придумывать, ведь чтобы тебя лайкнули или ретвитнули, достаточно перепостить ссылку на смешной ролик в Youtube и подписать его «Бугагага угар и жесть!!!!!1». Эффект от него не меньше (если не больше!), чем от ссылки на собственный глубокий аналитический пост. Контент утрамбовался, скукожился и усох. Плохо ли это? Конечно, да, пожар-бежим, доктор-мы-все-умрем! Snackable контент нельзя есть все время, как нельзя постоянно питаться в МакДональдсе. Контент перестает быть интересен, больше внимания привлекает реакция на него. Меня просят лайкнуть какой-то пост или сделать ретвит – да не вопрос, не жалко, но зачастую я даже не вчитываюсь в то что я рекомендую. Пробежал ленту: лайк, лайк, а ведь внутрь, «в тело» контента и не входишь, пробегаешь по верхушкам. Так может пройти полдня, за которые ты ничего нового не узнал, но поставил сотню лайков и сделал с десяток ретвитов.

Почему я, зная все это, не паникую? Потому что я за эмоции. Да, смысла в словах становится все меньше, но если главная цель существования в социальных сетях – выразить свои эмоции, то есть выдать людям свой поток сознания, просто порезанный на кусочки – это прекрасно. Я знаю что есть Моцарт, и, может быть, когда-нибудь, в подходящей обстановке я послушаю его… но здесь и сейчас я хочу рингтон из «Бумера». Важно не то, что есть, а что нужно сейчас. Весь Интернет заполнен эмоциональными сообщениями, не имеющими никакого смысла без контекста, привязанными к моменту. Но, черт возьми, люди хотят делиться эмоциями! Я с вами, ребзя! Когда я был в стокгольмском кинотеатре на фильме «Сумерки», то был поражен: зрительный зал напоминал мне лес, полный светлячков. Больше половины зрителей (вернее, зрительниц) отчаянно твитили и посылали сообщения в Facebook, включенные экраны телефонов были повсюду вокруг. Девушки делились эмоциями от фильма, от его главных героев, и им это было важно в тот момент. Точно так же я пишу бессмысленное «АААААААА ГООООЛ!!!», находясь на стадионе во время важного матча. Мы в социуме, внутри него и постоянно делимся эмоциями с окружающим миром и собираем их чувства. Каждый человек – сборник и сборщик эмоций, это самый большой тренд последних лет. И он мне нравится, этот тренд, гораздо больше, чем тренд е-стартапов.

Retweet please!

Не все читатели Nomobile.ru или моего твиттера доживут до этого момента, так что я закругляюсь, внезапно переходя к гаджетам. Если контент потоковый, да к тому же и «снэковый», то его и надо жевать на ходу, постоянно, без отрыва от. Вопрос: а как это сделать? Ответ: а для кого же придуманы мобильные устройства! Когда человек получил технически простую возможность моментально делиться контентом и своими мыслями об этом контенте, он изменился и перешел на другую ступеньку развития. Возможно, это ступенька ниже, не готов спорить. Но ведь форматы популярных мультяшных сериалов как будто придумали специально для мобильных гаджетов: в «Южном парке» и «Симпсонах» картинка может быть ужата до полной потери качества, но останется узнаваемой, а смысл фильма не потеряется! Да и по времени серия укладывается в поездку на общественном транспорте от дома до работы, батарею не посадит. Это на «Аватар» ходят в кино, а доктор Хаус отлично «жуется» и без попкорна, в электричке по дороге с работы домой. Когда большие куски контента стали восприниматься хуже, их порезали на части и адаптировали под просмотр на мобильных устройствах – и пипл снова начал хавать. Попробуй-ка почитать «Войну и мир» с мобильного телефона, стоя в очереди в аэропорту! Не выйдет. Зато общаться в социальных сетях с телефонов – одно удовольствие, и те минуты, пока ты подходишь к стойке регистрации, тратишь не на описание неба над Аустерлицем, а выясняешь, что случилось у твоих друзей в тви, параллельно сообщая своему муравейнику, что летишь в Акапулько. Кстати, про Акапулько (уже конец статьи, ура!)... Какая там погода, черти? А новый айфон там стоит покупать? PLS RETWEET.

Картошка тви
Социальные сети — это общепит Интернета, здесь контент потребляется не так, как фуагра в ресторанах.  / Мнение / 09.08.11
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена