Мнение
Dino MC47

Я не играю, я счет веду

13.10.08

Dino MC47

Рэп – молодой жанр, идеология которого – подростковый максимализм со всем его гротескным протестом. Правда, российские рэп-звезды, примелькавшиеся на ТВ, почти не говорят о том, что нам строить и жить мешает. Зато по максимуму разгоняют размеры брюликов и тачек — когда каждый такой «атрибут протеста» по цене приближается к стоимости панельной многоэтажки на окраине, где и проживает аудитория «протестантов».

Dino МС47 – молодой рэпер, которого заводит и вдохновляет именно правда жизни. Рэп для него – и оружие, и самая нежная поэзия. Конечно, если тебе не 14 лет, ты понимаешь, что Dino – не юный Рембо: его словам и ритмам еще развиваться и расти. Но он и сам себя не жалеет, подгоняет, потому что – о чудо! – думает, и мысли ему покоя не дают.

Кто?

Dino MC47

Суровый обличитель и нежный сочинитель, рэпер Dino MC47 может быть разным, но не может не быть честным со своей аудиторией.

— Фанаты называют вас «рупором поколения». Что пришлось пережить, прежде чем получить возможность так высказываться?

— В первую очередь, сказался жизненный опыт. У многих были ситуации, в которые они попадали по молодости — легкомысленное отношение к нравственным и общественным нормам, неправильное выстраивание отношений с семьей, с родителями, со старшими, наплевательский подход к образованию. Для кого-то это — этапы, ведущие в пропасть, к совершению еще больших ошибок. Для меня это стало этапами становления творческой личности. Так накапливался тот «багаж», который реализовался в музыке, в моем творчестве.

— У американских рэперов все ясно: сел — вышел — записал альбом — получил Грэмми — снова сел. Они как дышат, как живут — так и поют. Жизнь и творчество взаимосвязаны.

— И у меня так же. Я не позиционирую себя как гангстера, как человека с преступной историей. Да, были всякие казусы по жизни: и драки... и какие-то коннекты с людьми, с которыми не стоило бы связываться, забирать часть их опыта или энергетики. Но это по глупости, по детству, от желания все найти и поскорее попробовать. Я попробовал, вовремя остановился, нашел золотую середину, благодаря чему могу заниматься творчеством, адекватно высказываться о том, что сегодня происходит. Рэп на 90% — социально направленные треки. Моим слушателям это близко, потому что они сами прошли через нечто подобное. Они слушают и решают — куда двигаться, какой делать выбор в жизни.

Но мне бы не хотелось брать на себя ответственность «рупора поколения». Знаете, есть такая поговорка: «Я не играю, я счет веду». Я не выступаю в роли учителя или, не дай бог, судьи. Я просто рассказываю — как есть, а люди должны сами решать, хорошо это или плохо.

— Тогда «какой сейчас счет»? Что мешает жить?

— Тотальная коррупция. Система построена так, чтобы люди сами приносили взятки. Ты не поставишь машину на учет в ГАИ, пока не дашь взятку. Второе. Жесткая пропаганда. Может быть, в условиях современного мира и той медиа-войны, которая происходит на фоне последних событий, это и правильно, но все-таки какая-то альтернатива должна сохраняться. Пусть говорят, что Интернет — свободное пространство, но все мониторится.

Приоритеты не расставлены. Моральная деградация. Людей интересуют только деньги. Но, с другой стороны, мы же сами делаем страну такой. Нам самим проще договориться с гаишником на дороге, чем потом идти в суд и там выяснять, кто прав.

Dino MC47

Нервно отзываясь на все эти раздражения извне, Dino всегда был далек от гопоты. Вырос в благополучной семье, в обстановке любви и взаимопонимания. Детство прошло в ГДР – отец, военный врач, был начальником медицинской службы гарнизона. Мама – филолог, и увлечение Dino русской классической поэзией – ее заслуга. Родители достойно принимали Dino любым и в любой ипостаси. Приняли учебу на юрфаке университета — и добровольное бегство от этого гарантированно благополучного, никакого будущего; и период, который он сам называет «ступор» — когда ничего не происходило; и сегодняшний успех.

Его «песни протеста» рождаются не по разнарядке. Но ради «правды жизни» совсем необязательно опускаться на самое дно мусорной ямы, достаточно просто в нее заглянуть.

— Рэп называют современной поэзией.

— Безусловно. Так и есть. Новая поэзия, передающая дух современности. И есть очень талантливые авторы.

— Кто?

— А можно без имен? Все о себе всё знают. Из нерусскоязычных — Nas. Он в Америке считается чуть ли не главным в хип-хопе и рэпе. Есть просто поп-RnB — люди типа Бейонсе и 50 Cent, суперизвестные, работающие по законам шоу-бизнеса; у них выходит новый видеоклип каждую неделю. А есть true hip-hop — такой правдивый, настоящий. Так вот, Nas — один из главных. Влиятельное издание The Sorce каждый год проводит свою церемонию награждения – и награду «Лучшая лирика» пять лет подряд получает Nas. Его как раз и можно назвать рупором поколения, потому что у него огромное количество фанов, и все, о чем он рассказывает, очень близко людям. Ведь что собой представляет музыка раскрученных хип-хоп-звезд? Легкие свободные темы: тачки, тусовки, веселье. А изначально рэп-музыка должна немножко «грузить».

— Время от времени начинает доминировать жанр, который «грузит». Как поэзия в 60-е, как рок-музыка – в 70-е и 80-е. Рэп мог бы принять эту эстафету, но почему-то ничего подобного не происходит. Это вина масс-медиа, которые отсекают все неформатное?

— Во-первых, есть определенная цензура. И потом... В русском хип-хопе идет жесткая, реально жесткая война. Существует несколько — назовем их группировками, кланами, лэйблами, — которые отчаянно между собой ругаются. Группа «Центр» ругается с Тимати, Тимати ругается с Серегой, Серега ругается с остальными, Лигалайз ругается с ними со всеми. Соответственно, все вместе они гонят на меня, потому что я ни с кем не ругаюсь… Рэперские войны в Штатах — это и войны между преступными группировками. Когда здесь наши музыканты пытаются вести себя подобным образом, пишут друг на друга песни, переходят на личные оскорбления — это бред, так не должно быть.

В-третьих — почему хип-хоп не может вырваться. Это не совсем по духу, не совсем нравится старым музыкантам, старым музыкальным магнатам. Они не могут это контролировать — проще тормозить на каком-то этапе. Но молодежь подсела на хип-хоп. Уже недостаточно «ай-ля-ля-трулюлю», надо думать, понимать, в каком мире живем, участвовать в ситуации. Об этом говорят только хип-хоп-музыканты. Рокеры ушли в философские размышления о любви. Жесткого рока не осталось — только брит-поп.

— Извините, а Юрий Шевчук, который до сих пор такое выдает?!

— И поэтому у него нет телеэфиров, ротаций, интервью. Этот великий человек, который столько сделал для стольких людей, целому поколению открыл глаза — живет, позабытый всеми. И то, что его не вспоминают — это позор нам. Мы теряем своих героев, и позор всем, кто «держит» каналы.

— У вас совсем недавно вышел первый альбом. Сложно было? Что приходилось преодолевать?

— Альбом — сгусток всего, что со мной произошло за 2 года: бросил институт, ничего не делал, думал, был... не хочется говорить неудачником, но несостоявшимся; потом пошли положительные изменения, прогресс, рост: я стал понимать, что многое могу. Песни писались в разных состояниях; потом они объединились, и получилась эта пластинка. И злая, и агрессивная, и добрая. Саундтрек к сериалу — чистейшей воды конъюнктура. А по-другому в этом шоу-бизнесе нельзя играть, надо идти на какие-то компромиссы.

Dino MC47

— Техногаджеты — статусные вещи? Важно, выкладывая на стол мобильник, заявлять окружающим: я — такой?

— Нет, вообще нет. У меня простой телефон, который не жалко потерять. Nokia 6300. Но чего кривить душой — если я заработаю денег, наверное, куплю себе что-нибудь подороже. Vertu не куплю — по мне, это неясный понт. Vertu я подарю своей женщине.

— Неужели и автомобиль беспонтовый?

— Нет, это другое. Машина должна быть хорошей. Машина должна быть немецкой, ну на крайняк — американской. Машина — не только средство передвижения, но и очень сильный имиджевый аксессуар. Пацан вообще не пацан, если не умеет водить машину. У меня Audi А4 — не самая крутая, но и не самая плохая. Я сам на нее заработал. В ближайшее время хочу купить другую — скорее всего, это будет спорткар. Научился водить быстро и сам. В автошколу пришел — там мат, крики, чуть до драки с инструктором не дошло. Это вообще принципы нашей системы образования: учителя на детей в школе орут, преподаватели на студентов орут. Учителя убеждены, что их мнение — финальное. Есть классные специалисты, которых хочется слушать, но это 20% от общей массы. Когда на меня в автошколе повысили голос, я сказал: «Да пошли вы!» и решил учиться сам. Товарищ, машина, площадочка. Вечер, другой. Так за месяц сам поехал. Аварий не было. Я спокоен на дороге, с уважением отношусь к тем, кто участвует в дорожном движении.

— Компьютеры-интернет интересуют?

— Да! Мое! У меня ноутбук Sony Vaio. Но в последнее время все больше начинаю склоняться к «Маку». Потому что на студии стоят, естественно, «Маки». Музыка пишется на «Маках», все дизайнеры используют «Маки». Моим следующим ноутбуком будет MacBoock Pro.

— Что дальше — создание своей группировки? Или вы предпочитаете оставаться в одиночестве?

— В творчестве проще быть одному. Спорить с самим собой — легче, чем спорить с кем-то. Тем более, вряд ли сейчас появится человек, который мог бы жестко влиять на мою позицию. Есть продюсер. Есть огромная компания, которая занимается моими бизнес-вопросами. Но у меня крутая ситуация — в отличие от молодых артистов, которые вообще не имеют творческой позиции. За них все делает продюсер. Проекты под корпоративы.

По поводу моего следующего шага. Я хочу сейчас быстро записать второй альбом. Интересно сделать свое реалити-шоу в Интернете: как рэперы работают в студии, как тусуются. Поступило предложение от одного очень крутого российского режиссера — написать саундтрек к мощному блокбастеру. В кино хочется — может быть, даже посниматься.

Ну и на будущее, совсем в дальних планах: хочется сделать свою студию, организовать свой лейбл. Просто есть рядом пара артистов, которым надо бы помочь. Ко мне часто обращаются за помощью, но я могу лишь помочь сделать классный материал как музыкант.

— Вы сначала о тотальном контроле Интернета говорили, а теперь сами туда собрались. — Интернет — последний оплот свободы. Если уметь им пользоваться, знать, где искать интересующую тебя информацию, найдешь обязательно.

— Так свободный Интернет — это данность или дело будущего?

— Это данность.

Интервью — Екатерина Горелова

Dino MC47
Я не играю, я счет веду
Dino MC47
Его называют "рупором поколения", но он скорее "подстрочник" - озвучивает то, что есть.  / Мнение / 13.10.08
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена