Мнение

Живьем

30.01.12 | 17:54

На днях я испытал чувство, которое, кажется, уже стал постепенно забывать. Меня одновременно охватили восторг и удивление от «соприкосновения» с новой технологией. Без ложной скромности скажу, что вся эта IT-движуха со всеми ее гаджетами и сервисами легко может со временем приесться. Коллеги подтвердят, нужны какие-то очень веские причины, чтобы захотелось воскликнуть: «Ну ”№;%:?* себе! До чего техника дошла...» Короче, давненько я по-настоящему не удивлялся. А тут увидел в действии сервисы Onlive и Gaikai, и у меня челюсть отвисла...

Автор

Иван Звягин

Редактор раздела «Мультимедиа» на NOMOBILE.RU

До недавнего времени любые программы, не говоря уже о трехмерных играх, рассматривались как нечто, с чем работают непосредственно компьютеры пользователей. Причем работают так, что искры летят от раскаленных процессоров и видеокарт. Но за последние несколько лет множество программ превратились в сервисы. Google Docs — очень хороший пример! Вся работа по вычислениям и хранению данных перенеслись в облако, т.е. на сервера Google. Уже не нужно устанавливать гигантский офисный пакет с редакторами текста, таблиц и презентаций. Можно просто ввести docs.google.com в адресной строке браузера. Не нравится Google? Можно пользоваться облаком Microsoft — они ведь тоже развивают свой Office 365. Но тут уже за деньги :) Впрочем, речь не об этом...

Игры, казалось, еще долгое время будут нагружать мощности пользовательских машин. Ведь чтобы тяжелый трехмерный контент без задержек появлялся на экране чьего-то домашнего монитора, нужно выполнить два важных условия. Во-первых, игровой сервер в новом понимании этого слова должен обладать невероятной производительностью, чтобы радовать сразу сотни и тысячи юзеров. А во-вторых, у пользователя должен быть ну очень хороший коннект, так как данных нужно передавать просто неприлично много.

Короче, общественность была настроена крайне скептично, и мало кто верил в облачную модель игровой дистрибуции. Но три года назад на международной выставке Game Developers Conference 2009 сразу две компании Onlive и Gaikai громогласно заявили о том, что собираются открывать игровые сервисы, в основе которых лежит идея облачных вычислений. Такая концепция решила бы сразу много проблем: отпала бы необходимость постоянного апргрейда пользовательских ПК и консолей, появилась бы реальная кроссплатформенность, а главное — в такой модели нет места пиратству, т.к. взламывать по сути нечего. Игра запускается на удаленном сервере, а пользователь за определенную плату покупает только доступ к ней на некоторый срок. Три года назад это казалось чересчур амбициозным.

Но как-то незаметно ширина канала увеличилась, сервера нарастили мускулы, и вот я уже валяюсь на диване с планшетом в руках и играю в весь из себя многополигональный Driver: San Francisco через Onlive! А таблетка при этом не горячее, чем бумажная книжка, лежащая на полке. Только пакеты данных как угорелые мечутся между планшетом и роутером. А если вдруг надоела таблетка, можно пойти к десктопу и сесть за привычную клавиатуру. Правда, вся мощь компа в данном случае будет вообще не нужна...

Впрочем, не все так радужно. Да, обе компании постепенно наращивают количество чудовищно мощных серверов и размещают их в нужных местах, уменьшая тем самым пинги. Но при этом полноценно поиграть пока все же не удается...

В Onlive из России доступны только демо-версии игр, и полные купить нельзя. На российский айпишник у этого сервиса ноль внимания и фунт презрения: биллинг доступен только в тех странах, где система работает на 100%. Есть, конечно, лайфхак с американскими прокси, но когда эти замечательные ребята со своим облачным софтом придут в РФ официально (я верю, такой день настанет!), все купленные за кровно заработанные деньги игры можно будет смело выкинуть в мусорное ведро, потому что возможности переноса аккаунта «из страны в страну» нет. Ну, по крайней мере пока.

Главный «конкурент» американского Onlive — голландский Gaikai. Но этот сервис делает упор не на количество игр в арсенале, и не на возможность играть с любого устройства, подключенного к Сети. Игр тут пока довольно мало, запустить их можно только из настольного браузера, а после выхода из игры система и вовсе предлагает купить установочный пакет для ПК или приставки. Короче, Gaikai — это скорее рекламная площадка для разработчиков, которые хотят познакомить новых пользователей со своими идеями. Так что опытным хардкорным геймерам советую постепенно присматриваться к Onlive, а новичкам, которые не видели ничего сложнее тетриса, — к Gaikai — ступеньке на пути к обладанию консолью или продвинутым ПК.

В первом приближении оба сервиса, конечно, взрывают мозг! Но стоит копнуть глубже, как становится ясно, что Россия для западных компаний пока еще не является достаточно развитым рынком. Нет, блеск в глазах у меня пока еще не пропал — сама идея подобных Onlive и Gaikai сервисов меня восхищает, но отвисшую было челюсть я уже подобрал, потому что непонятно, сколько еще осталось ждать российского релиза... Радует только одно: когда Onlive станет доступен нам в полной мере, эта молодая экосистема еще немного разовьется. В ней появится больше игр от разных разработчиков, и для доступа к сервису можно будет использовать не только компьютеры и планшеты. Достаточно будет более или менее умного телевизора. В общем-то подобные устройства уже были представлены на CES 2012. В LG Google TV, например, этот сервис есть. Докупаем к телику геймпад и рубимся, сколько душе угодно. Ну или если не хочется покупать новый ТВ, можно купить бюджетную приставку Onlive к нему.

Остается только набраться терпения и наблюдать за тем, что происходит с игровой индустрией. Появится ли у Onlive достойный конкурент? Когда они обратят свое внимание на Восток? Как «облака» повлияют на развитие компьютеров? Чем ответят производители традиционных консолей? Вопросов много, но ясных ответов на них еще нет. Все, что можно пока сказать: этот год будет ну очень интересным!

Предыдущие колонки:

- «Нос по ветру» (Ким Коршунов об опыте работы на Apple MBA).

- «В Вегасе все спокойно» (Николай Турубар о CES 2012);

- «Спасибо, что живые» (Николай Турубар об итогах 2011 года);

Живьем
Сама идея сервисов Onlive и Gaikai восхищает, но сколько еще ждать их российского релиза?..  / Мнение / 30.01.12
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена