Мнение

Провалившийся провал

30.03.12 | 13:27

Windows Phone

Windows Phone — платформа, которая находится в начале пути, у нее есть как поклонники, так и критики. У тех, кто против, пока два основных тезиса: у Windows Phone «маленькая рыночная доля» и «cлабый функционал».

Автор

Евгений Дискин

журналист газеты «Известия»

От редакции:

«Мы в Nomobile в принципе за все новое: новые гаджеты, новый софт, новые платформы. Мы за то, чтобы техномир был многополюсным, мы за конкуренцию и поддерживаем и освещаем все новые начинания брендов, не руководствуясь принципами «мы за этих» и «против этих». Именно поэтому мы являемся постоянными медиапартнерами всех без исключения мероприятий для разработчиков всех платформ: от Blaсkberry OS до Bada. Но сейчас речь об Windows Phone - интересной и крайне перспективной платформе для мобильных устройств, способной уже в ближайшее время изменить расстановку сил на рынке мобильных операционок. У нас выходил не один материал про Windows Phone и, позиция в отношении этой платформы у нас всегда была однозначной, мы очень рады ее успехам на рынке. В этом контексте крайне странно видеть аналитику о «провале операционки». Что? О каком провале идет речь? Это, простите, бред.

Также хотим отметить позицию компании Microsoft, представители которой не испугались выступить открыто, подняв в том числе и острые для компании вопросы. Подобный поступок - большая редкость для нашего рынка».

Субъективная реальность такова: платформа нравится людям, большинству из тех, кто видит ее в первый раз, даже если у них есть iPhone. ОС - красивая, выглядит свежо, и она на удивление быстрая, что отмечают почти все пользователи. Привыкаешь к ней моментально, она довольна удобная. Но при этом проблемы есть, как и у каждой новой операционки, они очевидные и никто их не отрицает. Это проблемы роста, причем большинство обычных пользователей их просто не замечает, их видят всевозможные аналитики. Которые, сравнивая Windows Phone c другими системами, почему-то не учитывают ряд важных факторов. Объективных.

Например, нельзя сравнивать рыночные доли в глобальном масштабе без учета такой элементарной вещи как география продаж. Грубо говоря, издевательством над здравым смыслом является попытка сравнения продаж Android в более чем 100 странах и Windows Phone аппаратов в 12-ти. Именно это приводит к совершенно неверному выводу о том, что «у Windows Phone нет шансов».

Если внимательно посмотреть на стратегию Windows Phone, то становится понятно, что задачи блицкрига не ставилось. Грубо говоря, сама ОС и сервисы к ней на момент запуска представляли собой практически чистое поле. Я надеюсь, вы не забыли, что на старте у ОС не было никакой формы многозадачности, копирования и вставки текста, количество приложений составляло одну тысячу, в то время как для iPhone, который уже достиг четвертой версии и наконец обзавелся многозадачностью, оно превысило 100 тысяч. Я уверен, что в Microsoft не могли рассчитывать на мгновенный успех на тот момент, в том числе и потому, что конкуренция достигла серьезного размаха.

Любая ОС, начиная свой путь, встречает значительное сопротивление и настороженное отношение. Вспомни – операционная система Android была анонсирована в далеком 2007-м году, тогда же для нее вышел пакет средств разработки. В конце 2008-го года было выпущено первое устройство HTC G1, а в 4-м квартале 2009-го года ОС занимала 8.7 % рынка, причем в подсчетах той же Canalys была допущена определенная хитрость – в долю Android включили две китайские нелегальные переработки Android – OMS и Tapas, которые не используют ни API Android, ни сервисы Google, поэтому технически не должны были учитываться в статистике, и тем не менее, исправно фигурируют в отчетах той же Gartner.

Очень часто относительно Windows Phone фигурирует предположение, что «для нее нет программ». Я не могу согласиться, что 75 тысяч программ можно хоть в какой-то степени сравнить с их отсутствием. Но если уж сравнивать, то надо это делать в исторической перспективе – в июле 2009-го для Android было 1169 приложений, к ноябрю 2010-го их число достигло только 25 тысяч. А ведь Windows Phone в ноябре 2010-го начинал с 1000 приложений и на конец марта 2012-го располагает 75 тысячами. И это всего лишь за 1,5 года!

Динамика роста числа приложений, значительно опережающая Android на аналогичных временных этапах, показывает, что разработчики доверяют Windows Phone, хотя по логике оппонентов, речь идет о провале такого масштаба, о котором, казалось бы, должны были говорить абсолютно все, и он не должен был вызывать сомнений вообще. Скажем, ни у кого же нет сомнений в провале WebOS, нет необходимости это доказывать или оспаривать. В этом смысле, например, интерес разработчиков четко показывает, что платформа Blackberry находится как минимум «не в форме». Можно было бы отмахнуться от разработчиков как от показателя, если бы не одно обстоятельство – оценка стабильности платформы для них «кровная задача». Если они не смогут правильно понять, какая ОС будет существовать через 3 года, это значит, что они работали практически впустую, зря сделав серьезные инвестиции.

Тем не менее, я не хочу игнорировать вопрос рыночной доли Windows Phone и того, почему она растет не так быстро, как многим бы хотелось. Я убежден, что «ввод в уравнение» Nokia серьезно изменил первоначальные планы Microsoft и производителей на Windows Phone. Вполне очевидно, что те же HTC, Samsung и LG в определенной степени охладели к ОС, поняв, что все маркетинговые усилия будут перераспределены в пользу Nokia, и им придется либо делать значительное число сервисов для ОС, в которой они не могут выделить свои устройства интерфейсом, либо проигрывать в продажах. Несомненно, это проблема для развития ОС и достаточно важная, тем не менее, рост доверия к этому проекту начался именно с момента, когда Nokia включилась в игру. Можно сколько угодно обсуждать 2011-й год для Windows Phone, но всем наблюдателям было понятно, что те устройства, которые были выпущены HTC, Samsung и LG, были сделаны явно по остаточному принципу и просто не могли иметь успех, тем более, что никакого вменяемого маркетинга по ним не было. В отношении этой ситуации можно и нужно признать, что для ОС произошел определенный откат в распространении, но это явно не нанесло ущерба будущему системы, поскольку она теперь в основном ассоциируется с такими устройствами как Lumia 800 и 900, а не с каким-нибудь HTC Trophy.

Очевидно, что в этом году Windows Phone будет продвигаться исключительно силами Nokia. Если в 2011 году компания смогла произвести не более 1 – 2 млн аппаратов, из которых к концу января продала где-то 1,3 млн, то в этом году ожидается, что Nokia сможет поставить около 35 млн Windows Phone устройств. Остальным производителям до появления Windows Phone 8, которая даст гораздо большую свободу использовать текущие конфигурации Android устройств и экспериментировать с внешностью гаджетов, нет смысла особо ввязываться в бой с Nokia, но поскольку они вынуждены платить Microsoft от 10 до 15 долларов за каждый выпущенный Android и имеют соглашения о поддержке ОС, они ее покидать не будут, а учитывая растущую конкуренцию в стане Android — еще обязательно попробуют вернуться.

Положительные прогнозы по росту платформы дали iSupply, IHS, IDC. От сотовых операторов многих стран постоянно поступают сообщения о том, что Windows Phone устройства от Nokia превосходят все их ожидания, а американская AT&T готовится, по их словам, «к самой масштабной кампании в своей истории» по запуску Lumia 900. Возможно, кому-то понравится объяснение, что Microsoft и Nokia купили все статистические агентства, всех мировых журналистов, включая Engadget, The Verge, Techchrunch и добрую сотню других, купили всех покупателей, которые дали свои положительные отзывы, но я уверен, что такое объяснение устроит лишь очень узкий круг читателей.

Резюме: Windows Phone не стоит ждать ошеломительного роста – для того, чтобы начать по-настоящему «догонять» iOS и Android ОС в рыночной доле, она должна достигнуть 8-й версии, отточить все свои сервисы, стать частью Windows 8 и встать по техническим характеристикам на одну планку, что произойдет только в конце года. Сейчас она будет плавно расти, охватывая все новые и новые рынки: Китай, Индию, Индонезию, Австралию и возвращаясь с мощными маркетинговыми кампаниями в США, Канаду и Великобританию.

Материалы по теме:

- «Докопаться до столба» (Максим Макаренков об иске на Apple и голосовом управлении);

- «Знак четырех» (Николай Турубар об MWC 2012);

- «808 аргументов» (Авторская колонка Евгения Дискина о Nokia 808);

Провалившийся провал
Windows Phone
Никто не ждет от Windows Phone оглушительного роста. Но прогресс неизбежен, факт!  / Мнение / 30.03.12
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена