Мнение

Просто и выгодно

02.04.12 | 08:00

Автор

Максим Макаренков

Журналист, писатель

Любимый мой NOMOBILE.RU выложил тут с оттенком юмора новость о том, что ушлые любители тай-чи и прочего цигуна соорудили очередного клона. На этот раз, клона Android Store. Нет, не программного — вполне физического магазина. В котором продаются совершенно честные гаджеты на Андроиде. Ну и еще кое-что сверх этого.

Я тоже посмеялся. Но не над новостью. Китайские ребята, которых принято считать чуть ли не олицетворением философии копирования — просто дети с честными глазенками по сравнению с вполне европейскими предпринимателями. На которых, кстати, в суд почему-то никто не подает. И которые считаются весьма респектабельными джентльменами, развивающими европейский бизнес.

Например, есть такие братья по фамилии Замвер. Родом они из Германии, но знают их по всему миру. Правда, в достаточно узких кругах, но круги эти способны выложить братцам несколько сот миллионов долларов, чтобы купить у них очередную разработку.

Думаете, это будет супероригинальная идея?

Ничего подобного.

Братья специализируются на клонировании. К счастью, овцеводы могут спать спокойно, овечка Долли братьям Зимвер неинтересна. Компания братцев занимается клонированием успешных американских стартапов. Сейчас они клонировали Amazon, и продвигают его там, куда еще не ступала нога Amazon. Например, в Индонезии. Конечная цель клонирования — продать клона компании, с которой и был скопирован проект. Очень прибыльное дельце.

Стартовая страница Интернет-магазина Mizado.com, который до шумихи с клонированием назывался Lazado.com, а его первый логотип в точности повторял логотип Amazon.com

Заинтересовала меня эта новость, как и новость о фальшивом китайском Android Store тем, что это наглядные примеры еще не очень очевидной тенденции, которая подспудно, потихоньку начинает определять развитие рынка и наше с вами будущее как юзеров. Мы успешно движемся в мир не просто однотипных, копирующих сервисов, а сервисов-реплик.

Задолго до сегодняшних событий о таких вещах написал любимый мой писатель Уильям Гибсон. Есть у него момент, когда герои одного из романов приходят в лавку софта и видят, помимо нового, кучу старого софта. Спрашивают — а кому это старье-то нужно? А продавец радостно отвечает: да это берут с удовольствием. Зачем изобретать что-то новое, если можно просто взять старое, да и обернуть каким-то новым функционалом?

Вот этот принцип, похоже, и исповедуют хайтек-предприниматели сегодняшнего дня. Только они даже не считают нужным брать что-то старое и оборачивать новым. Зачем? Просто берется уже готовый сервис и копируется один в один, а потом продвигается там, куда не дотягиваются длинные руки борцов за копирайт.

Источник: Stephen Ferry — Liaison/Getty Images

Овечка Долли и генетик Ян Уилмут, один из ее создателей

С одной стороны — бизнес-модель, которая, наверное, даже имеет право на существование. С другой, меня, как активного гаджет-юзера, распространение этой тенденции совсем не радует. Дело в том, что такой подход ведет к понижению качества услуг и сервисов. Итогом будут гугл доки для богатых и, китайские, для бедных. При полном отсутствии чего-то отличающегося от одного успешно выстрелившего проекта и его клонов.

Конечно, можно сказать, что и раньше такое уже бывало, и как-то справлялись. Угу.

Бывало.

Справлялись.

Появлялись энтузиасты к горящими глазами и отсутствием морали, нащупывавшие новые ниши. Но беда в том, что сегодня ситуация уникальна — копировать без каких-либо фактических изменений стало как никогда просто и выгодно. В условиях, когда копирование становится проще и выгоднее, чем развитие, то, что отличается от генеральной линии — будет замалчиваться и уничтожаться. К чему это ведет?

В биологии — к уничтожению вида.

На рынке — к исчезновению рынка.

Так что, возможно, это едва ли не единственный случай, когда я буду всячески приветствовать борьбу за копирайт. Но, знаете что интересно? Отчего-то борцы за копирайт не обрушивают лавину исков на клон-сервисы. Их просто тихо покупают.

С чего бы это?

Предыдущие колонки:

- «Провалившийся провал» (Евгений Дискин о возможном провале Windows Phone);

- «Докопаться до столба» (Максим Макаренков о Siri и голосом управлении);

- «Знак четырех» (Николай Турубар об MWC 2012).

Просто и выгодно
NOMOBILE.RU разбирается, кто на самом деле больше клонирует: китайцы или европейцы?  / Мнение / 02.04.12
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

alexpv

02.04.12 / 09:22

Автор, вы давно заходили на...

Автор, вы давно заходили на Amazon.com? С таким же успехом можно было и про Озон написать).

decemberfox

02.04.12 / 10:16

Re: Автор, вы давно заходили...

Автор, вы давно заходили на Amazon.com? С таким же успехом можно было и про Озон написать).



Вы не поверите - заходил. Дело в том, что немецкие товарищи клонировали дизайн Амазона пятилетней, примерно, давности, если не ошибаюсь. Это западные блоггеры тоже отмечали.

parastrok

02.04.12 / 12:25

А почему это ведет к...

А почему это ведет к уничтожению рынка, если клоны занимают места сервисов, не представленных в каких-то странах, например? Разве клоны не занимают свободные ниши, обогащая рынок, не? Насчет качества предоставляемых услуг опасения, с моей точки зрения, напрасны: бизнес в интернете строится на репутации, десяток отрицательных отзывов может ощутимо ударить по продажам. Плохие компании попросту не выживают.

envys

02.04.12 / 13:33

Мне как конечному пользователю...

Мне как конечному пользователю важно получить хороший сервис, а скопирован он или нет - не мое дело, тем более когда и выбора нет/не было вообще в своем регионе. В частности если речь про магазин - мне важна поддержка, доставка, хорошие цены..


Вконтакте тому не пример ли? И действительно что тут плохого? Я
Автор явно пересмотрел Шерлока Xомса. Хотя я тоже немного с презрением отношусь к копированию продуктов в web продакшнене.
"В условиях, когда копирование становится проще и выгоднее, чем развитие, то, что отличается от генеральной линии — будет замалчиваться и уничтожаться. К чему это ведет?
В биологии — к уничтожению вида.
На рынке — к исчезновению рынка."
Вот на этом статья должная была только начинаться. На стихотворение похоже.

envys

02.04.12 / 13:35

И вообще зачем это обсуждать? С

И вообще зачем это обсуждать? С копирайтом сами разберуться хозяива своих продуктов, это как лезть к ним в кошелек.


"Пираты" были и будут всегда.

parrot

02.04.12 / 17:01

Мне не нравится

Автор не замечает тенденции "минусовать" его статьи? Может что-то изменить? Хотя бы научится писать интересные читателям статьи?

decemberfox

02.04.12 / 18:25

Re: Мне не нравится

Автор не замечает тенденции "минусовать" его статьи? Может что-то изменить? Хотя бы научится писать интересные читателям статьи?



Нет, Вы знаете, не замечал. То, что статьи вызывают обсуждение - да, замечал. То, что с моей точкой зрения часто не соглашаются - конечно, замечал. На конструктивную критику никогда не обижался. Вы хотите интересных именно Вам статей? Тогда, пожалуйста, скажите, а какие темы Вам интересны. Я постараюсь нарыть материал. Говорю вполне серьезно, никакого троллинга.
envys> "Пираты" были и будут всегда.
Так дело как раз в том, что речь не только о пиратах, а о вполне "легальном" бизнесе.
И действительно что тут плохого?

А зачем спрашивать, что плохого, если можно спросить - а что хорошего? :)

Olone

05.04.12 / 11:09

Вряд ли рынок допустит...

Вряд ли рынок допустит исчезновение себя самого, полагаю такой непонятный в своей законности бизнес останется лишь одиночными случаями вызывающими улыбку

bm4eg

10.04.12 / 02:07

Автор не прав

Что представлял из себя рынок смартфонов до 2007 года ? - серую толпу одинаковых симбиан и винмо смартов с вялотекущей эволюцией. Но потом вышел айфон и всё изменилось: появились новые игроки на рынке, старые зашевелились, началась оживлённая конкуренция. Так что в толпе тупых овец всегда найдётся одна гениальная готовая устроить революцию.

alexYAYA

16.04.12 / 19:31

Китайцев ещё не любят за их...

Китайцев ещё не любят за их клонирование потому что они сами на нём копейки зарабатывают и мешают другим зарабатывать, что мешает развитию. Ценовая конкуренция самая не выгодная как известно и китайцы именно в ней, а втом, что заняли незанятый рынок тут есть как минусы так и плюсы