Мнение

Стать лидером

02.04.12

Михаил Петренко:

Выбрать электронную книгу сегодня – тот еще квест. Приходит в магазин неискушенный покупатель, перед ним – три читалки с одинаковыми характеристиками: Pocketbook, WEXLER, Texet. Какую выбрать, особенно если названия брендов ни о чем не говорят? Генеральный директор компании WEXLER Михаил Петренко считает, что критериев выбора электронных книг всего два: внешний вид и цена.

Автор

Михаил Петренко

Генеральный директор WEXLER

— Михаил, совершенно случайно мне попал в руки один таможенный документ, в котором указано, что компания WEXLER ввезла больше всего электронных книг в Россию в прошлом году. Есть повод рассказать о вашей компании?

— WEXLER как самостоятельная компания входит в инвестиционный холдинг «Авирса», наряду с компанией БТК, эксклюзивным дистрибьютором WEXLER в России. В 2008 году руководство холдинга поставило задачу — создать собственный бренд в электронике и компьютерной технике. Изначально мы занимались исключительно компьютерной техникой, собирая на собственном производстве в Домодедово и продавая рабочие станции, серверы и тому подобное оборудование. А на рынок электронных книг решили выйти спустя два года, в 2010, не смогли игнорировать самый быстрорастущий сегмент. Россия в этом плане развивается гораздо быстрее европейских стран: например, во Франции в прошлом году было продано 80 тысяч электронных книг, а в России, по нашим оценкам, 1,1-1,2 млн.

— Но в России бытует мнение, что в этом сегменте лидерство у Pocketbook…

— Нашими инвесторами поставлена задача стать лидером на российском рынке электронных книг в 2012 году. И кстати, Pocketbook мы уже превзошли в прошлом году по количеству проданных устройств.

— В Pocketbook заявляют, что продали 340 тысяч книг в 2011 году, а по таможенным данным вы ввезли на 10 тысяч уcтройств больше, но не факт что все продали…

— Простая арифметика: Pocketbook обнародовал данные о своих продажах, мы знаем свои. Исходя из этих цифр, мы делаем вывод, что продали больше. Но, в любом случае, Pocketbook по-прежнему является одним из ключевых игроков рынка. Другой вопрос, что рынок формируют все же не производители, а потребители. И у нас было четкое ощущение, что потребителю нужны более функциональные и доступные книжки. Так, средняя цена читалки два года назад была около 8 тысяч рублей, и почти все они работали на E-Ink дисплеях. Книжек с TFT-экранами в России тогда просто не было, их никто не ввозил, и мы были первыми, кто это сделал. Так что официальной датой выхода на рынок электронных книг можно считать 15 ноября 2010 года, когда в продаже появился первый ридер под брендом WEXLER, это была модель WEXLER.Book T7001 с 7-дюймовым TFT-дисплеем стоимостью 3000 рублей. За полтора месяца мы продали почти тридцать тысяч этих книг.

WEXLER.Book T7001


— То есть, предложив рынку TFT-читалки, вы полностью проигнорировали E-Ink технологию?

— Странно такое слышать, особенно в свете того, что именно WEXLER представил первым в мире инновационный продукт именно с E-Ink экраном на полимерной подложке. Разумеется, нет, мы всегда уделяли одинаковое внимание обеим технологиям, ведь каждая из них имеет свои преимущества. Однако, потребители голосуют рублем за устройства на базе TFT-экранов. Так, свою первую E-Ink книжку мы выпустили почти одновременно с TFT-ридером, но за тот же срок продали менее двух тысяч, то есть в 15 раз меньше, что показательно. Правда, и рынок E-Ink читалок был тогда насыщен до предела…

— А что думаете по поводу цветных электронных чернил?

— К сожалению, текущая технология далека от совершенства. У нас уже два года есть образцы, но пока E-Ink в цвете можно использовать разве что для пиара: вот, мол, такое у нас тоже есть в ассортименте. Но о комфортной работе речи здесь не идет: пользователь, заплатив немаленькие деньги за книжку на базе цветных электронных чернил, возвращается в эпоху, когда только-только появились первые мобильные телефоны с цветным экраном, сменив черно-белые. 4 тысячи цветов, STN-технология… Сложно представить, что сейчас, когда Apple представляет iPad с сумасшедшим разрешением Retina, кто-то будет использовать такие допотопные устройства. И тут уже не важны длительность работы от одного заряда и все прочие фишки не спасут, просто некомфортно пользоваться. Однако, если технология станет «ближе к потребителю», то поверьте, мы первыми выйдем на рынок с продуктом на ее базе.

— Сколько всего книжек в вашем портфолио?

— За пока еще недолгое время работы WEXLER выпустила на рынок 16 моделей электронных ридеров, из них 60% на основе TFT-дисплеев. По данным аналитических агентств, первая модель компании – WEXLER.Book T7001, сразу стала бестселлером российского рынка и оставалась ею до появления на полках эволюционного преемника — WEXLER.Book T7002, которая захватила лидерство. На текущий момент в серийном производстве пять моделей с TFT-дисплеем и три модели с E-Ink матрицами.

Один из флагманов компании, WEXLER.Book T7007


— Какие точки роста в книжках с TFT-дисплеем в 2012 году?

— Тренды очевидны: книги с цветными дисплеями обретают все большую функциональность, обрастают беспроводными интерфейсами и по возможностям приближаются к планшетам. Наш нынешний флагман – модель Т7008, функциональнее и производительнее большинства планшетов на рынке. Но при этом имеет фирменный «книжный» интерфейс, интегрированный магазин контента WEXLER.STORE и продвинутые возможности работы с текстом в любых форматах.

— Динамика продаж TFT-ридеров увеличивается большими темпами в том числе и потому, что сегмент электронных книг прирастает сегментом планшетов. И кстати, это большая проблема для потребителя – что выбрать, планшет или читалку, и головная боль для большинства производителей, как позиционировать свой продукт.

— Не знаю, почему это проблема для других производителей, у нас есть очень четкое понимание, что такое ридер, и что такое планшет.

— Интересно, и какое же определение электронной книги «по WEXLER»?

— Электронная книга – это устройство, заточенное для чтения текстов, имеющее удобный интерфейс, позволяющий быстро и легко работать с библиотекой. Кроме того, электронным ридерам не нужна топовая аппаратная начинка. А планшет, соответственно, имеет более мощную начинку, качественный дисплей с большим разрешением и ёмкостным тачем.

— И нет различий в программной платформе?

— Нет, это Android в любом случае. Пока операционка установлена примерно на 40% наших устройств, но скоро все планшеты и читалки WEXLER будут работать на Android, причем как с E-Ink экранами, так и TFT.

— А что у вас с аппаратной составляющей?

— Все прекрасно: у нас прямой контракт с производителем лучших процессоров для планшетов Rockchip, за счет этого, кстати, и цены очень хорошие. Мы вообще работаем на уровне компонентов: недавно заключили знаковый контракт с LG Display. И скажу по секрету, у нас скоро появится читалка с гибким дисплеем WEXLER.Flex ONE, причем все дисплеи такого типа, которые произведет LG в этом году, будут поставлены только для наших устройств. WEXLER.Flex.ONE – это самая легкая и тонкая в мире книга с E-Ink дисплеем, при этом она не боится падений. Революционный продукт и пока наша самая инновационная разработка, способная поднять удобство использования ридерами на новый уровень.

Также отличные отношения нас связывают с производителями аккумуляторов, мы их не можем называть, но их батареи, в частности, используются в продукции Apple. Ну и память – это четвертый и последний важный компонент в читалке, с производителями модулей памяти мы тоже пытаемся работать напрямую.

WEXLER.Flex ONE


— Бизнес-модель российского рынка электронных книг отличается от американского, который многие считают эталонным. Там зарабатывают на контенте, а не на устройствах, сами книжки продают себе в убыток, и они являются лишь точкой доступа к магазину. Когда мы придем к американской модели?

— Очень нескоро. Путь Amazon и Barnes&Noble – верный, но все мы знаем, сколько стоят компоненты, и какие в России таможенные ставки, так что полностью ценовую политику этих брендов мы не воспроизведем. Но уже сейчас готовим себе плацдарм: в нашем каталоге, запущенном в декабре, уже почти 200 тысяч книг. Мы активно работаем с контентом, очищаем права и так далее, создали отдельный департамент под эти цели. Причем мы не только агрегатор цифрового контента, у нас есть и собственное издательство, мы предоставляем услуги селф-паблишинга. Так что любой начинающий автор может как издать у нас свою бумажную книгу тиражом от одного экземпляра, так и попасть в наш электронный магазин.

— У вас в магазине всего лишь 20% платного контента, где же тут деньги?

— Все верно, пока проект лишь оправдывает инвестиции, мы работаем на перспективу. Сейчас мы просто предлагаем потребителю удобный ресурс для поиска книг, быстрого скачивания и мгновенной покупки. Также в разработке кросс-платформенное приложение для мобильных операционных систем iOS, Android и WindowsPhone для покупки контента.

— Насколько я знаю, вы лучше всех конкурентов работаете в социальных сетях?

— Да, мы уделяем очень большое внимание работе в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter. В частности, у нас самая большая группа ВКонтакте среди брендов, связанных с книгами. В нашей группе более 13 тысяч участников, у ближайшего преследователя в три раза меньше. В социальных сетях мы работаем сами, выделили на это отдельные ресурсы, то есть это не стороннее агентство.

— Наверняка большинство вопросов в группе ВКонтакте связаны с багами и глюками, это скорее технический саппорт?

— Нет, это в первую очередь канал прямого общения с потребителем. Например, прошивки, которые выходят у нас с завидной периодичностью, по сути, являются сублимированным выражением мнения пользователей. Вообще, отвечаем на все вопросы, даже скользкие и неприятные, мы максимально открыты для пользователей. А еще группа ВКонтакте помогает нам решать различные маркетинговые задачи, мы проводим фокус-группы, собираем мнения потребителей и потом их анализируем. Это реально помогает в работе.

Интервью — Николай Турубар

Предыдущие интервью:

- Бархатно-ежевичная (интервью с Андреем Киселевым, менеджером по работе с операторами, RIM )

- Две «Оперы» для одного (Интервью с Вице-президентом подразделения Mobile & Internet Devices, Opera Software)

- Всьерьез и надолго! (Интервью с Полем Люсье — Вице-президентом компании Research in Motion (RIM)

Стать лидером
Михаил Петренко:
Тренды очевидны: TFT-ридеры, которые все больше приближаются к планшетам.  / Мнение / 02.04.12
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена