Мнение
Авторская колонка Николая Турубара

Частичный трендец

27.10.08

Автор

Николай Турубар

Руководитель проекта NOMOBILE.RU, обозреватель отдела высоких технологий журнала «Итоги»

Я даже немного рад кризису. В самом деле, сколько можно расстраиваться! Кризис оставит на рынке самое ценное и самое нужное, он снимет маски и покажет, что и сколько стоит. И самое главное — даст наконец ход настоящим, правильным трендам.

Ведь в последние годы производители только и придумывали, что «неправильные» тренды с одной сверхзадачей: вытащить из потребителей как можно больше денег. Одно время мне даже казалось, что уже подзабытое малиновопиджачное новорусское правило — чем дороже, тем лучше — вышло на планетарный уровень. Появился тренд покупать задорого то, что стоит дешево.

Но недавно, к счастью, тренд развернулся в другую сторону. И началось все не с Nokia 5800, а гораздо раньше. С ноутбука для детей из развивающихся стран, который должен был стоить $100. Столько он, конечно, не стоил, но — на удивление всем — этот отчаянный и утопический тренд выстоял, игнорируя недовольство Больших Брендов. Ультрадешевые ноутбуки стали самым главным трендом всего 2008 года. Неудивительно, что у истоков тренда оказался тайваньский ASUS, ведь от Sony, Apple и Toshiba сотоварищи ожидать такой щедрости было нельзя. Но тайваньцы не испугались «раздеть» ноутбук и показать, сколько же тот по-настоящему стоит!

Успех настолько ошеломил публику и индустрию, что всем конкурентам волей-неволей и без энтузиазма пришлось подхватывать знамя, чтобы ASUS не унес его в одиночку. Подумать только — всех потребителей так долго «лечили», что маленький ноутбук не может быть дешевым, а только дорогим — и на тебе! Помню, как в первое время упирались в Toshiba. На одной из пресс-конференций представители компании уничижительно называли нетбуки «пишущими машинками» и заверяли, что эти продукты ничего общего с ноутбуками не имеют. Мой коллега Алексей Гончаров тогда остроумно подметил: «Если что-то крякает как утка и плавает как утка — это точно не голубь. Если устройство выглядит как ноутбук и работает как ноутбук — почему я должен называть его как-то иначе?» Но теперь в портфолио Toshiba есть и «утка», и «печатная машинка».

Статистика продаж говорит сама за себя: по данным компании IDC, за третий квартал этого года европейцы купили более 2 000 000 нетбуков. Понятно, что на 500-долларовом ноутбуке блокбастеры особо не помонтируешь, но для интернет-нужд, просмотра фото и видео его вполне хватит. И в дилемме «подстроиться под компьютер» или «доплатить в три раза больше» большинство выбирает подстройку. Особенно в нынешних тяжелых условиях. А ведь помнится, эти самые люди пытались «подсадить» нас на ультрамобильные компьютеры — UMPC! Да, по функциям это не пишущие машинки, но работать на них было настолько неудобно, что все эти навороты оказались никому не нужны. UMPC и так продавались ни шатко ни валко, а на фоне кризиса и в столкновении с нетбуками у них просто нет шансов. Да и рынок обычных, «просто ноутбуков» может хорошенько тряхнуть.

Хотя больше всех пострадает, как мне кажется, рынок телевизоров. Его рост и так приостановился: маржа с продаж все падает, продавать телевизоры все сложнее, а чем заманивать народ в магазины — уже непонятно. Вроде только что перевели всех с ЭЛТ на ЖК и плазму, и на тебе новый тренд: HDTV. Айда снова менять телеки, уже на «высокочеткие»! Теперь, когда в семье есть один, большой, предлагают и второй — поменьше, на кухню или в спальню. Но в условиях сокращения зарплаты и невыдачи кредитов о втором телевизоре как-то не думается, это все же не средство первой необходимости.

А кому повезло так повезло, так это Nokia с ее Tube: продвинутый тачфон стоимостью до 16 000 рублей от именитого производителя будут брать и в зной, и в холод, и в кризис. Мобильник — это же как хлеб, продукт повседневного спроса и первой необходимости. Так что спрос на него всегда будет. Особенно когда видишь ценник на iPhone, WiTu и HTC Touch Pro (каждый из которых должен стоить минимум в полтора раза дешевле).

Частичный трендец
В последние годы производители напридумывали слишком много «неправильных» трендов.  / Мнение / 27.10.08
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена