Мнение

Субъективный мир

12.11.08

Автор

Николай Турубар

Руководитель проекта NOMOBILE.RU, обозреватель отдела высоких технологий журнала «Итоги»

Давно хотел подискутировать с Евгением Козловским по поводу его колонки «Объективный мир», где он пишет, что «не воспринимает окружающий мир, не пропустив его через объектив». Но на Россию внезапно снизошёл iPhone и пошло-поехало: мы зашились в «яблочных» материалах. И только сейчас, чуть отдышавшись и уняв дрожь в членах, я решил посмотреть по сторонам и выяснить, что же ещё происходит в мире. А в мире произошла еще одна колонка Козловского, в продолжение его феерически-фотографической темы. И я все вспомнил.

Лично я не воспринимаю окружающий мир после того как пропущу его через объектив большого фотоаппарата. «Мыльницы» — конечно буду, а цифрозеркалки — ни за какие коврижки! Это вообще один из тех типов гаджетов, которые я стараюсь лично не тестировать. Хотя зеркалка у меня есть — Nikon D80. Но использует фотоаппарат в основном жена, я к фотику стараюсь не притрагиваться. И у меня на это пять причин.

Причина первая

В институте у меня была очень дружная группа (мы регулярно общаемся до сих пор), и перед тем, как нам разбежаться, я решил сделать однокашникам подарок на память. Собрал у всех фото и видео наших пьянок-тусовок за все время обучения, а затем с двумя добровольцами безвылазно засел в квартире на месяц, — монтировать фильм «Лучшие моменты студенческой жизни». Видео удалось, и на специально организованной прощальной вечеринке я раздал каждому этот блокбастер после предварительного показа. Но во время монтажа и отбора материалов подтвердилось моё подозрение: с самых классных тусовок — меньше всего хороших кадров.

Это уже примета такая: если вечеринка удалась — ярких кадров не жди! В моменты счастья и драйва до фотоаппарата просто никому нет дела: люди радуются жизни и не отвлекаются на ерунду. А тех, кто пытаются в это время фотографировать, мне бывает просто жалко — им скучно и они пропускают самое главное. Так что во время тусовок к фотоаппарату я не притрагиваюсь — даже к «мыльнице».

Причина вторая

Конечно, когда я нахожу себя в красивом и экзотическом месте, порой расстраиваюсь, что не могу запечатлеть увиденную мной красоту и экзотику. И когда меня потом спрашивают: «Ну как там?», мне бывет грустно, что вместо роскошного фотошоу в ответ я показываю нечто размазанное в галерее мобильника, говорю, что было хорошо, и создаю соответствующие спецэффекты громким цоканием языка.

Но я дошёл до такого не сразу: было время, когда я пробовал изучать мир через объектив, и это занятие надоело мне уже после второй зарубежной поездки. Когда я с «зеркалкой», то не вижу, что происходит вокруг: для меня мир ограничен четырьмя сторонами видоискателя, и вместо того чтобы наслаждаться и делать горячий Reset уставшему мозгу, я его еще больше напрягаю, суетливо выбирая лучший ракурс, ложась на спину в поисках места без проводов поперёк сумасшедше красивого неба. Ведь не зря же я с с собой таскаю эту здоровую бандуру — надо использовать, раз взял!

В итоге из первых двух зарубежных поездок я привез много фотографий, но мало эмоций. Больше так не хочу. Мне кажется, я себя ограничиваю и лишаюсь чего-то важного. Это как смотреть футбол или концерт по телевизору: да, здесь есть повторы, замедленная съёмка, красивые склейки, закадровый голос и смена ракурсов, и смотреть вроде как интереснее, но вот атмосферу трибун после гола любимой команды или ощущений от «живого» исполнения Стивеном Тайлером песни Dream On в кадре передать невозможно. Проверено.

Причина третья

Я не стану фотографом не потому, что не умею правильно снимать, а по той простой причине, что терпеть не могу ковыряться в одинаковых фотографиях. Мне очень жалко тратить на это время. Если я делаю фотографии в семейный альбом, то мне лучше иметь десять не самых удачных, но совершенно разных кадров, чем десять очень похожих, и пытаться выбрать из них лучший. Зеркалки меня пугают своей производительностью: я никогда не найду время, чтобы разобрать сотню-другую фотографий даже после воскресной вылазки на природу. Ведь снимая что-то красивое на зеркалку, редко делаешь один кадр, обязательно вдогонку лупишь ещё несколько контрольных — и не дай бог какой пропадет, это же столько нервов, вдруг тот, последний, и был самым лучшим? А потом как криминалист сличаешь фотографии в «Фотошопе», выбирая, где горизонт меньше завалился и случайно впрыгнувшее на задний план кенгуру выглядит более естественно.

На разбор фотозавалов можно потратить не один месяц, и я боюсь даже начинать. Так, недавно жена спросила, в какую-таки бездонную бочку пропадают наши «зеркальные» фотографии — уже пора бы сделать вменяемую фотогалерею сына: три года, как-никак. Я обложился всеми винчестерами, слил все отснятое когда-либо в несколько папок на специально приобретённых мультимедийных внешних хардах, и Picasa начала сканировать папки. Через два дня после начала этого процесса мне насканировали 50 тысяч кадров, из которых, вероятно, половина — дубли, ведь бэкапы на случай атомной войны делались регулярно. Но и после отстрела всех клонов (а это тоже задачка ого-го!) останется именно что бездонная бочка.

Причина четвертая

Владельцу зеркалки и шага не ступить без «Фотошопа». Этот парадокс меня удивляет: чаще редактируются кадры именно с зеркалок, чем с «мыльниц», под девизом «Не пропадать же добру!». Меня больше устраивает вариант «без претензий»: какой спрос с отснятого на «мыльницу» или даже встроенную камеру мобильника? Зато сразу в коллекцию, без фильтров, балансов, цветокоррекций и потраченного времени.

Причина пятая

Человек с зеркалкой крут. Смотрится солидно, внушительно, эффектно — это есть. Но зеркалка — это долго. На нее ни за что не успеешь снять, как сиреневый человечек на минутку вылез из уха актёра Пореченкова. А на «мыльницу» — играючи: выхватил камеру, щёлкнул, и сенсация готова. Кстати, они, сенсации, больше любят именно «мыльные» кадры.

Мои спасибы

Спасибо всем, кто вдохновил меня на написание этого материала. Благодарю Евгения Козловского за идею текста, свою супругу за терпение и понимание, а коллегу Алексея Гончарова - за сиреневых человечков (подробнее о них можно прочитать в обзоре смартфона Samsung GT-i8510 INNOV8).

Субъективный мир
Лично я не воспринимаю окружающий мир после того как пропущу его через объектив большого фотоаппарата.  / Мнение / 12.11.08
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена