Мнение
Ода «цифре»

Ода «цифре»

01.12.08

Автор

Алексей Гончаров

Заместитель главного редактора NOMOBILE.RU

Я — фотолюбитель. Щелкаю (много) на цифровую камеру в меру своей бездарности и коплю результаты на жестком диске. Ну выкладываю иногда куда-нибудь карточки — когда мне за них не стыдно. Но нечасто и немного. Потому что считаю: навязчивый фотодилетант почти так же ужасен, как недавно осознавший себя поэт, которому чешется поделиться своим творчеством с народом. (А может, даже ужаснее, ведь воображают о себе фотодилетанты обычно больше.) Зеркалки люблю, «мыльницы» — не очень; техноснобизм здесь ни при чем, просто зеркалкой мне гораздо проще сделать кадр, который мне же и понравится. На большее я не претендую.

Мой лучший друг — фотограф. Настоящий — в смысле, зарабатывает фотографией на жизнь. Я не знаю, как у него это получается, но каждый его снимок — выразительный, сочный, яркий. Мне кажется, что у этих фотографий есть звук (они все тоненько-тоненько звенят), фактура (их очень хочется потрогать руками) и даже запах — всегда разный. Он видит свет и умеет им рисовать; пространство он ощущает, будто глаза у него устроены не как у обычных людей — а глаз у него таких шесть. У него есть полноформатная зеркальная цифровая камера, ворох объективов и куча каких-то невероятных прибамбасов. А еще у него есть смартфон Nokia 7610, мегапиксельной камерой которого мой друг за четыре года сделал столько шикарных снимков, что впору устраивать выставку. Если к сорока годам он не станет большой и важной фотошишкой с мировым именем, я готов съесть свои кеды.

Мой приятель — плохозеркальщик (по-настоящему это слово звучит немного резче, но оригинал не пропустила самоцензура). О современной цифровой фототехнике он знает все. Если разбудить его утром первого января и попросить перечислить все объективы Canon серии L, он вряд ли пропустит больше двух. Следит за всеми новостями фотоиндустриии. Каждую важную новость с удовольствием разбирает по косточкам и обсуждает с единомышленниками в течение нескольких недель, а то и месяцев (для этого существуют специальные форумы и сообщества в ЖЖ). У него с десяток отличных светосильных объективов (он старается покупать новые и продавать старые раз в два месяца), а «тушку» (в смысле, камеру) он меняет каждый год. Всегда носит с собой аппарат и несколько линз, но фотографирует редко. Гонясь за Шедевром, он ждет Вдохновения, Плана и События, но не видит их в упор, даже если вся троица встанет перед ним и поочередно щелкнет по носу. А поскольку вокруг ничего интересного нет (как ему кажется) и Шедевров не получается, он снимает кирпичные стены, цветы на клумбах, голубей, лужи на асфальте и прочее. Потом выкладывает снимки себе в ЖЖ (или на какой-нибудь форум) и предлагает всем желающим разделить его восторг по поводу того, «как же здорово, чертяка, рисует» его новый объектив. Мой приятель очень серьезно относится к своему хобби и, по-моему, он вполне счастлив. Я ему немного завидую.

Моей хорошей знакомой цифровой фотоаппарат несколько лет назад подарили на день рождения — самую обычную «мыльницу». До этого она снимала на такую же «мыльницу», только пленочную. Снимала много, и не ленилась носить пленки в фотоателье и печатать фотографии. Сейчас щелкает еще больше; научилась выкладывать картинки себе в блог, но печатать не перестала. Собрала несколько толстенных фотоальбомов. Больше всего любит фотографировать свою дочку. О фотографии в принципе знает только одно: она получается, если нажать вот на ту круглую кнопку. Диафрагма для нее — медицинский термин, а выдержка — нечто из сферы ее личных отношений с мужем. То, что выдает ее потертая «мыльница», барышню вполне устраивает; она искренне считает «цифрозеркальные» снимки с малой глубиной резкости технически несовершенными и, когда я показываю ей свои фотографии, часто вводит меня в ступор вопросом: «А почему фон такой размытый?» Недавно попросила помочь ей с выбором мобильного телефона, чтобы «обязательно с хорошей камерой». Купила себе Nokia N82, осталась довольна и уже нащелкала им несколько гигабайт снимков; многое распечатала. Считает, что главное на фотографии — дорогие ей люди и их лица, а самые важные фотографии лежат в ее фотоальбомах. Разумеется, она права.

Когда в фотографию пришла и победила цифра, изменилось многое. Говорили о том, что цифра — бездушна, что она убила искусство. О том, что фотография стала легкой, дешевой, доступной — и поэтому бездумной. Обесценилась. Что возможность щелкать затвором без остановки развращает, притупляет чутье. Что цифрофотографы не умеют смотреть и не могут видеть. Что Сеть будет завалена петабайтами бездарных и ненужных снимков. Что встроенные камеры в мобильных телефонах нужно запретить законодательно. Много всего говорили.

Чушь.

Цифрофото — это прекрасно. Любой снимок ценен: и безупречный студийный портрет, и фотография на фоне ковра для анкеты в «Одноклассниках». И бронебойный репортажный кадр в портфолио матерого фотокорреспондента, и смазанная картинка, сделанная двухмегапиксельным камерофоном. И пейзаж в рамке на глянцевой фотовыставке, и загруженный с геотегом на Google Maps вид горы Фудзи, который ты привез из отпуска, и фотосессия корпоративного праздника среди завалов цифрового хлама в пыльном углу твоего винчестера. Цифра дала фотографии вторую жизнь — сегодня за день люди снимают больше, чем двадцать лет назад снимали за год. Кто-то — зарабатывая деньги, кто-то — потому что получает удовольствие от процесса и результата, кто-то — чтобы завтра заглянуть во вчера. Относиться к цифровой фотографии можно по-разному (пример единства и борьбы противоположностей – полемика Николая Турубара и Евгения Козловского на нашем сайте), но найти человека, который бы к ней не относился вообще, уже сложно.

А то, что сделать снимок сегодня легче, чем почесать за ухом, я считаю очень убедительным доказательством торжества научно-технического прогресса. Совсем чуть-чуть менее убедительным, чем Большой Адронный Коллайдер.

Ода «цифре»
Говорят о том, что цифра убила фотографию... "Чушь!" - считает наш редактор.  / Мнение / 01.12.08
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена