Мнение

Заполоняют

10.03.09

Автор

Алексей Гончаров

Заместитель главного редактора NOMOBILE.RU

Я безнадежный лирик — физика перестала помещаться у меня в голове классе примерно в десятом. А самое страшное воспоминание из студенческой жизни — семестр высшей математики на первом курсе (хотя это была, если честно, лишь тень Высшей Математики). Это к тому, что живу я в мире слов. А числа… Я их, конечно, не боюсь, но отношусь подозрительно и с опаской. Но поскольку работаю в основном со всякой-разной техникой, то и на идеологически чужую — цифровую — территорию залезать приходится по нескольку раз на дню. Привык уже.

А вот к чему никогда не привыкну — техника запускает свои дигитальные щупальца на мою территорию. Слова вокруг техники мертвеют, становятся холодными и твердыми. Они вдруг отказываются подчиняться грамматике, слипаются в уродливые аббревиатуры, щетинятся безумной пунктуацией и царапают проросшими сквозь них числительными.

Техники вокруг все больше и больше — все больше и мертвых слов; сам собой возникает новояз для роботов. Сначала начинаешь на нем разговаривать, потом — думать… Все, ку-ку и привет, доставай штепсель и иди к розетке — заряжаться. (Я вот читаю некоторые пресс-релизы производителей гаджетов, а также статьи кое-каких журналистов, о гаджетах пишущих, и все сильнее укрепляюсь в мысли, что киборги таки уже начали заполонять.)

Больнее всего цифра бьет по самому хрупкому в языке — по названиям. Выразить не могу, до какой степени меня раздражают все эти ксеноморфные сокращения, которыми создатели обзывают, как ни крути — а предметы материальной культуры. То есть вещи, которые существуют с нами в одном мире и давно уже впаяны в контекст нашей жизни — называются не по-человечески! Не словами, а черт знает как — набор знаков, в котором и математической логики часто нет (о Смысле или Красоте я вообще молчу). Слава богу, мозг нормального человека все эти GT-S7220, DLA-HD750BE, W995, KS660, VH192C, 1008HA и STR9320 надежно фильтрует, и повредить сознание им не дает. Но и помнит этот нормальный человек о своем гаджете хорошо, если название компании, которая его выпустила. Хорошо, цвет корпуса еще помнит. И то, что он «ну такой». Развитию высокой гаджет-культуры это, сам понимаешь, не способствует.

В компаниях, руководство которыми не успели захватить киборги, еще несколько лет назад начали понемногу соображать, что при таких темпах создания новых устройств человечество скоро просто утонет в цифро-буквенной каше. И позвали на помощь Слово.

Но тут же стало понятно, что слов, которые можно использовать в названиях гаджетов, не так уж много, и слова эти по большей части английские. И если ты каждый квартал выпускаешь, скажем, 15 разных ноутбуков — словес на них не напасешься. А делать как Apple (устройства меняются, а названия остаются) — на такое у большинства наглости не хватает. Да и не очень это уважительно к пользователю, прямо скажем. Вот я говорю «Mac mini», а какой именно я имею в виду: старый или новый? Они ведь оба сейчас на витринах стоят. Хорошо, а какую конфигурацию?

Кроме того, со словами оказалось неожиданно много мороки. С цифрами оно проще: аккуратнее с «четверками» (китайцы не любят) и «шестерками» (на Западе боятся) — вот и все правила. А где гарантия, что на каком-нибудь языке название нового гаджета будет значить что-нибудь смешное или, не дай бог, непечатное? Назови, например, HTC свой коммуникатор «Torch» («факел» по-английски — чем не имя для устройства?) и привези его в Россию — вот бы посмеялись… Даже Nokia не может себе позволить называть все свои модели по-человечески, а что говорить о небольшой тайваньской фирме, работники которой о культуре Больших Красноволосых Обезьян имеют весьма смутное представление? Наконец, нормальное общеупотребительное слово нельзя запатентовать и использовать в качестве товарного знака. C одной стороны, это позволяет производителям не сильно напрягаться, придумывая названия (слово Touch хоть кто-то еще не использовал?). А с другой стороны, приводит к возникновению слов-уродцев вроде Blu-ray, Spinn, WiTu и XpressMusic — их можно защитить пуленепробиваемым копирайтом. Тонкую душу филолога от одного вида этих мутантов выворачивает наизнанку — но это мелочи.

Мысль на этом останавливается не только у меня, но и у многоумных MBA-дядек из отделов маркетинга крупных и не очень IT-компаний. От цифро-букв с ума можно сойти, а нужные слова в дефиците — и не всегда их получается подобрать. Мало-мальски очеловечить гаджеты удалось следующим образом: кошмарные сокращения и цифры оставили на месте, но стали чаще их прятать и, по возможности, приписывать к ним нормальные имена. Nokia 8800 Carbon Arte и LG KC900 Renoir — это даже почти красиво. И, самое главное, все цифро-буквы можно спокойно опустить.

Полумера, а дышать как-то легче. Киборги, конечно, победят. Но чуть позже.

Klaatu barada nikto!

Заполоняют
Заполоняют
Производители до сих пор не научились называть гаджеты по-человечески. И, похоже, уже не научатся.  / Мнение / 10.03.09
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена