Мнение
Рисунок Темура Козаева

Фантом свободы

13.04.09

Автор

Евгений Козловский

В колонке «Любимые гаджеты Козловского» гуру российской журналистики признается в искренних чувствах - от обожания до недоумения, - к самым разным техноштучкам. И объединяет их одно - все они были выбраны гуру для личного пользования.

Тридцать лет назад на «Ленфильме» совместно с американцами снималась картина «Синяя птица» с Элизабет Тэйлор в главной роли. Всю съемочную группу ввел в ступор иностранный режиссер, который, не останавливая процесса, вошел в кадр, прошептал что-то актрисе — и вышел из кадра. Камера в это время жужжала, и пленка — тратилась. Не просто пленка — дорогущий и практически недоступный для отечественного кино Kodak, который выделялся чуть ли не Советом министров из расчета 2:1 (отечественная шла из расчета 5, а то и 6:1)! Когда ошарашенные участники процесса обратились к режиссеру, он даже не сразу понял, о чем речь, а когда дошло — выдал текст, показавшийся нашим вопрошателям парадоксальным афоризмом: «Самое дешевое в кино — это пленка!» Ну да, это у нас весь человеческий ресурс шел практически на халяву, а у них — цена минуты Элизабет Тэйлор была выше всего ушедшего на фильм «кодака», даже в пропорции 100:1.

Эта история мне вспомнилась, когда я впервые оказался в Штатах, еще с пленочным «Олимпусом». На фоне транспортных, гостиничных и прочих расходов пленка получалась и впрямь самым дешевым компонентом. Решив ее не жалеть, я закупил коробочек двадцать и, снимая Америку, думал, что не жалею пленки, и даже несколько раз докупал. Уже потом, перейдя на цифру, понял, каким смешным было это «нежаление»: даже с первыми, дорогими и неемкими карточками памяти и нерешенной проблемой их очистки оказалось, что можно снимать на порядок больше.

По-настоящему свободным и мобильным я почувствовал себя пару лет назад, когда вместо ноутбука взял с собой на CeBIT фотовьюер, позволявший не только «сливать» снимки, но и полноценно просматривать их на большом дисплее. Он показывал снимки во всей красе, так что я не только точно знал, что кадры не пропали, не только понимал, что именно на коробочку слил, но мог даже вечерком в гостинице произвести первый, очевидный отбор и освободить на винчестере место.

Тогда я впервые в жизни снимал, даже и не думая экономить. В кармане у меня лежал запасной аккумулятор для фотоаппарата и еще один — для вьюера, хотя за все дни выставки прибегнуть к их помощи не понадобилось ни разу: на съемочный день энергии хватало и так. Но вот когда вернулся в Москву и понял, сколько времени надо найти, чтобы разобрать (и по большей части — отправить в корзину) все столь «свободно» снятое, впервые появилось ощущение фантома свободы. Может, снимай я экономнее, полезный выход кадров оказался таким же, и времени потерялось бы куда меньше? Дилемма: с одной стороны, надо отправлять худшие снимки в корзину, еще не нажав на фотографический спуск, но с другой стороны — а если бы тогда был утрачен тот самый единственный кадр? Ответа не нашел до сих пор, и обещания, данные самому себе, — снимать исключительно экономно — так и остаются обещаниями. Излишняя свобода сделала меня несвободным.

Поскольку моя колонка посвящена гаджетам, которые я использую в жизни, расскажу о своем компромиссном решении. Фантом свободы я время от времени ловлю, как сачком, при помощи фотобанков Epson: они хоть и самые дорогие из всех аналогов, но и самые совершенные. Правда, прочие мультимедийные функции — проигрывание кино в определенных (довольно узкого набора) форматах и слушанье MP3-музыки, до сих пор кажется лишними завлекалками (карман они, конечно, не тянут, но участие в ценообразовании принимают). Для меня важен экран: он просто лучший, причем в последних моделях цвет образуется не обычными тремя, а аж четырьмя пикселами; зеленых — два: салатный и изумрудный, ибо известно, что именно зеленый хуже всего поддается цифровой передаче. Первый мой вьюер назывался P-4000 и вполне меня устраивал. Да вот беда: в Коктебеле, в толчее набережной, его у меня сперли. Потеряв все снимки крымского отпуска, я вдруг ощутил ненадежность хранения «всех яиц в одной корзине». Впрочем, ненадежность эта — вполне онтологическая: ведь спереть могут не только фотобанк, но и ноутбук, и даже (тьфу-тьфу-тьфу!), забраться в квартиру и вынести вообще все. Остается что? Хранить дорогие снимки в Сети? А кто гарантирует, что сетевой сервер не грохнется или просто не прекратит работу? В общем, я вернулся к фотобанкам Epson и, потестировав все три последующие версии (P-5000, P-6000 и P-7000), выбрал пятитысячный. Пусть даже самые свежие модели позволяют уже редактировать снимки прямо на себе и переводить из RAW в JPG.

Но вот недавно у меня в руках побывал двадцатиодномегапиксельный EOS 5D Mark II, который вызвал мечту его иметь. И снова — конец свободе. Ибо банк забивается на третий день.

Без свободы невозможно творчество. Но если его ничто не стесняет, оно частенько рождает горы мусора.

Фантом свободы
Без свободы невозможно творчество. Но если его ничего не стесняет, оно частенько рождает горы мусора.  / Мнение / 13.04.09
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

AlBer

13.04.09 / 19:26

Не так давно у эпсонов появился конкурент.

Vosonic 8870 (в него наконец-то добавили видео-выход). С точки зрения разрешения у него чуть по-лучше экран (800х480), хотя по качеству цветопередачи до Эпсона видимо не дотянет. Зато в него абсолютно без потери гарантии можно запихнуть SATA винчестер до 500Гб (он продаётся без винчестера), а не ограничивать себя тем скромным обьёмом, что предоставляет Epson. Да цена в 300$ (без HDD) куда как более адекватна чем Эпсоновские расценки.

ekozl

14.04.09 / 12:51

Думаю, что не у одних эпсонов

Мы, похоже, вошли в такой период развития, когда у любой, некогда выдуманной полезной (приятной) вещицы неминуемо появляются вариации и клоны. Многие чем-то лучше оригиналов. Но остаются а) привязанность к первой фирме (импринтинг), если она, конечно, не подорвала доверие б) предпочтение по какому-нибудь главному для человека параметру. Вот в моем случае — по качеству экрана. Но я вполне допускаю, что Vosonic 8870 очень хорош.

Акакий Акакиевич

15.04.09 / 17:47

Мусор можно выкинуть

Не уверена, но кажется, что экономно фотографировать могут только настоящие художники. Непрофессионалу нужно сделать сотню кадров, чтобы выбрать один достойный.

AlBer

15.04.09 / 20:53

Пока что именно у одних Эпсонов.

Я постоянно мониторю эту тему (у самого есть Epson P4000). Реальных конкурентов Epsony, не уступающих по функциональности , до появления 8870 не было. На рынке большое количество различных фотоальбомов, но у большинства убогий экран 320х240 и НИ У КОГО кроме Эпсона и 8870 нету видеовыхода (есть подозрение что Vosonic добавил выдеовыход после активной переписки со мной, в которой я им растолковывал что их аппарат всем хорош, и положил бы эпсон на лопатки, но только с TV-выходом ;-)). У 8870 есть ещё одно преимущество - USB-host, т.е. к нему можно напрямую флешки подключать. Но ИМХО для просто сливания фото с флешек ни Эпсон ни Восоник не сильно подходят из-за размеров. Для этого больше всего подходит hyperdrive colorspace o. Он почти в два раза меньше по размеру, но в него встравляется любой винт, копирует сильно быстрее Эпсона (по карйней мере моего), и не требует никаких лишних действий, можно настроить на автоматическое сливание карты-памяти на него сразу после "вставления" её в разьём. Да у него меньше экран, но честно говоря не совсем понимаю смысл работы с фото на Эпсоне, на ходу этого делать всё равно нельзя, а уж если присел, то можно и ноут достать, удобнее и качественнее на порядок.

AlBer

15.04.09 / 21:01

Без мусора никак нельзя.

Даже мега-профессионалы, которые снимают в студиях топмоделей на 50-ти мегапиксельные фотики Maya, не могут обойтись без мусораи щёлкают сериями сотни кадров выбирая из них потом 1-2 удачных. А ведь это постановочные съёмки где снимаемый "объект" работает на тебя. А Евгению, снимающему в репортажном жанре, когда никто не будет ждать пока ты скомпонуешь кадр - без мусора обйтись просто нереально, каким бы профессионалом он не был (у него я думаю опыт сьёмки совсем не маленький).

ekozl

17.04.09 / 16:01

Приглашение

Заглядывайте на ekozl.fotki.com, глядите, составляйте мнение о результатах, оставляйте комментарии. Милости прошу!