Мнение
Рисунок Темура Козаева

Будущее уже не здесь

12.10.09

Признаться честно, круглый стол «мобильные устройства будущего», который проводили ребята из SPB Software House в рамках SPB day, я прогулял. Но коллеги, которые там были, говорят, что никаких откровений не услышали. Пользователи мечтают о гаджете с петабайтом памяти, стагигагерцовым процессором, полным набором радиомодулей от Скайлинка до НТВ+ и чемодане батареек в комплекте корпусе, который помещается в нагрудный карман рубашки. Между тем, появление подобных монстров практически невероятно — физика мешает. Но не надо отчаиваться — искреннее «вау» девайсам послезавтрашнего дня мы прокричим, а комфорт повседневной жизни поднимется на небывалые высоты.

Чего не будет,
или О войне инженеров и
рекламщиков

Автор

Сергей Маленкович

Главный редактор Mobile Digital magazine

Десять лет назад фирма Intel гордо извещала нас о тактовой частоте каждого следующего процессора — это была основная информация о нем. Сегодня частоту приходится выискивать среди мелкого шрифта, на передний план вышли ядра и другие попугаи факторы. Секрет прост — частота перестала расти, в ряде случаев заметно упала даже! Создать недорогие и при этом надежные чипы с более высокими частотами оказалось технически невозможно. Пришлось рекламировать что-то другое. Это самый яркий пример того, что наращивание характеристик — небесконечный, а главное — не единственный путь развития.

По тому же сценарию сегодня прекращается гонка мегапикселей в цифровых камерах, на исходе, похоже, силы производителей памяти.

Впрочем, совершить небольшую революцию иногда помогают изящные инженерные решения. Так, компания Nvidia, предложив для нетбуков 16-ядерный чип ION, смогла заставить хилых «атомных» малышей декодировать HD-видео и запускать серьезные 3D-игры.

Потенциал такого рода оптимизаций тоже ограничен. Однако, он дает индустрии еще немного времени.

В мобильных устройствах ситуация еще ужасней: каждая разработка проходит через жернова жестких требований «размер-цена-энергопотребление-тепловыделение-совместимость радиомодулей». Поэтому среди сотни возможных технических новшеств до серийного производства доходит два-три. Чтобы добавить к какой-нибудь топовой Nokia, скажем, поддержку CDMA-450, нужно вставить в нее 13-ю (!) антенну, еще одну микросхему и разработать дорогостоящий софт. Задача не фантастическая, но очень трудная. Решать ее бесконечно никому не нужно, поэтому стоит ожидать существенного замедления «аппаратной» эволюции. Посмотри на Apple, которя не без успеха сбывает один и тот же телефон уже три года, крайне медленно и неохотно повышая его характеристики. Чем же завлекать покупателя? Конечно, принципиально новой программной начинкой, которая при небольшой помощи нового «железа» значительно лучше и аккуратней интегрирует гаджет в жизнь владельца.

Телефонные «косяки»

Фраза «интегрирует гаджет в жизнь владельца» пугает меня самого. Но суть именно такова – твой телефон (нетбук, медиаплеер – нужное подчеркнуть) сопровождает тебя ежедневно и ежечасно, на работе и на свидании, в столовой и в туалете. И поэтому создает неудобные ситуации с завидной частотой. То он зазвонит в неурочное время, привлекая к владельцу-двоечнику внимание преподавателя или обеспечивая владелице-маме развлечение с проснувшимся от звонка младенцем, то выведет на экран поступившую SMS неудобного содержания, которую по закону подлости первым прочтет отнюдь не адресат, то банально сработает в кармане, самовольно отправив вызов куда попало — ну конечно, это произойдет в роуминге, где каждая минута стоит 50 рублей.

Это только самые очевидные примеры – абсолютно все современные устройства от тысячерублевой Nokia до новейшего «тригээс» iPhone в равной степени страдают от неспособности «понять», где сейчас владелец, чем занимается, и как взаимодействовать с ним наиболее уместным способом. Изменение этой ситуации и станет настоящей революцией, которая заставит каждого раскошелиться на новинку.

Куда бежать

Сейчас на меня набросятся параноики, но я скажу это – чтобы работать лучше, телефон должен знать больше о своем владельце. И тщательно эту информацию обрабатывать. Безусловно, с применением интернетовских баз данных, социальных сервисов. Банальные примеры – переключать звуковые профили «Дом» и «Офис» нужно не вручную, а по данным, которые можно собирать автоматически: GPS-положение, «видимость» определенных сетей Wi-Fi или конкретных базовых станций сотовой сети. Такие приложения есть для смартфонов, но они весьма нишевые и далеки от совершенства. В идеале аппарат должен без обучения понимать, где находится, и принимать соответствующие меры. Например, переходить в виброрежим, попав в помещения Большого театра.

Дальше – больше. Профиль управляет не звуковыми оповещениями, а всеми функциями телефона. В режиме «Офис», к примеру, встроенный клиент социальных сетей (единый, да-да) становится тихим и незаметным, камера блокируется (согласно политике компании-работодателя), а почта начинает закачиваться через офисный Wi-Fi.

С громкостью звонка ситуация сложнее – управлять ею должен не только профиль, но и датчик фонового шума. Если вокруг громко, то и звонить нужно очень-очень громко. А если телефон находится в тихом месте, это совершенно необязательно. Аналогичным образом к управлению взаимодействием можно и нужно подключить датчики освещенности, температуры и всего остального, что можно без ущерба вставить в мобильное устройство. Опознавать владельца желательно не по пин-коду, а по изображению с фронтальной камеры (и только ему показывать пришедшие SMS, кстати), разблокировать клавиатуру или экран (если сенсорный, то желательно рельефный) по комбинации факторов «тепло руки – освещенность – положение в пространстве», а приглушать звук входящего звонка не только по нажатию кнопки или переворачиванию корпуса, но и, скажем, по голосовой команде. Многие, между прочим, оценят и возможность поиска телефона по голосу хозяина – пусть запищит и мигнет экраном из недр сумки, девушкам особенно актуально. Одним из мощнейших датчиков, имеющихся в каждом телефоне, является камера. В основном она используется для создания жалких репортажных снимков с попоек или наполнения адресной книги размытыми портретами. Но потенциал гораздо выше – уже сегодня возможны полностью автоматическое распознавание визиток, идентификация книг и компакт-дисков по обложке, и т.п. В скором будущем появятся более интересные способы применения – например, сфотографировав незнакомого музыканта на афише в городе, можно уже через несколько секунд услышать его главные хиты и решить, покупать ли билеты на концерт.

Безусловно, не всегда датчиков и AI достаточно для определения сиюминутной ситуации у владельца. В таких случаях не грех задать ему вопрос. Например, определив по GPS «автомобильную» скорость движения, спросить «за рулем ли вы?». Если да – включаем Bluetooth-гарнитуру, выключаем системы обмена сообщениями и прочие чаты, на экран выводим карту, начинаем анализировать информацию о пробках.

Пока не реализованный потенциал кроется в статистическом анализе жизни владельца. Например, за месяц телефон может, как опытная секретарша, «изучить» привычки хозяина и совершать нужные действия проактивно, загодя. Например, зная, что дорога из дома в офис занимает час при пробках «на 7 баллов», предупредить владельца о необходимости выехать заранее, если Яндекс показывает с утра «девятку».

Все перечисленное появится в серийных устройствах еще не завтра. Но активная работа ведется вендорами по всем фронтам, и через три-четыре года подобная «чуткость» к потребностям хозяина, я надеюсь, станет стандартом. В отличие от гигагерц с мегапикселями, прогресс на ниве повышения комфорта, кажется, бесконечен.

Будущее уже не здесь
Чтобы работать лучше, телефон должен знать больше о своем владельце. И тщательно эту информацию обрабатывать.  / Мнение / 12.10.09
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена