Мнение
Пять судеб ноутбука. Рисунок Темура Козаева

Пять судеб ноутбука

30.11.09

Автор

Александр Амзин

Глава IT-редакции Lenta.ru

Недавно ко мне в аську постучался Леша Гончаров и предложил написать колонку о направлении развития ноутбуков. Я согласился, а потом подумал — ну что можно написать на такую тему? Несмотря на все новинки, при слове «ноутбук» все равно первым делом представляется клерк с чем-то прямоугольным под мышкой. Потом я вспомнил, какие устройства я видел или щупал за последние несколько месяцев, охнул и принялся записывать.

Итак, есть несколько тенденций развития ноутбуков. Некоторые из них заметны, некоторые не очень, но все они повлияют и на индустрию, и на наше восприятие этих милых портативных устройств. Кратко перечислю пять.

Номер раз. Сенсорный экран. Благодаря более чем полугоду ежедневных обсуждений достоинств планшета Apple, которого, возможно, даже не существует, ноутбуки постепенно начали мутировать в эту сторону.

Конечно, лэптопы с сенсорным экраном существуют давно, а первый мультисенсорный, HP TouchSmart tx2, был анонсирован год назад. Однако именно сейчас это вошло в моду, а через годик вполне может превратиться в отдельный класс устройств. В авангарде: HP, Acer, Dell.

Номер два. Стереоскопический экран. Здесь все только начинается. Идея просмотра 3D-фильмов на экране домашнего компьютера или ноутбука пока еще не пробралась в мозг среднего потребителя. Ему еще надо показать, как сильно меняется мир, если на него смотреть сквозь стереоскопические очки.

Технически же все уже готово. Ноутбучные видеосистемы наконец-то вышли на тот уровень производительности, когда могут воспроизводить любое видео в любых объемах. Стереоскопия обычно требует создания сразу двух изображений и вдвое увеличивает нагрузку на графический процессор. Это как раз та область, куда можно слить «лишнюю» производительность, которой все равно не хватает на игрушки. В этом направлении уже копают Acer и ASUS.

Номер три. Стирание границ между нетбуками и ноутбуками. Обычно нетбуками называются дешевые устройства с маленьким экраном и не самыми лучшими комплектующими. Ультрапортативные ноутбуки выглядят почти так же, начинка ненамного круче, а цена выше раз в пять.

Здравствуй, Windows 7! Благодаря тебе стало понятно, что старая конфигурация нетбуков — с младшим Atom и жутковатой графической платформой Intel — никуда не годится. Срочно образовалась мода на Ion и разные процессорные альтернативы. Все это подняло цены «улучшенных» нетбуков примерно до 20–25 тысяч рублей, то есть до уровня обычных ноутбуков. Экраны растянулись до 11–12". Так что теперь нетбуками мы будем называть лэптопы с экраном менее 13" и стоимостью не выше среднероссийской зарплаты.

Номер четыре. Брендирование. Человек, которому никогда не был нужен ноутбук, никак не реагирует на бренды этого рынка. Именно на это рассчитывает Nokia, выпуская мини-лэптоп под узнаваемой половиной земного населения маркой.

В ближайшее время вот эта мобильнотелефонная лихорадка будет только усиливаться. Начнут (уже начинают) появляться ноутбуки с брендами операторов сотовой связи. Можно с уверенностью предсказать, что после кризиса не замедлят выпустить и аппараты под другими распространенными марками — насколько фантазии у производителей хватит.

Наконец, номер пять. В ноутбуках для нашего рынка скоро массово появятся встроенные 3G-модули. Тут и говорить не о чем, надо просто на это молиться.

Подведем итог. Конец 2010-го или начало 2011 года. Идем в салон электроники или сотовой связи, покупаем ноутбук с символикой сети, где мы делаем покупку, и контрактом на передачу данных по 3G. Это планшетный лэптоп. В дороге мы складываем его, чтобы не мешалась клавиатура, и читаем электронную книгу, листая страницы пальцами. Потом нам надоедает читать. Лезем в сумку, достаем очки и врубаем 3D-фильм.

Через полтора часа смотрим на заряд батарейки, вздыхаем и переводим ноутбук в режим жесточайшей экономии энергии. То есть — превращаем его в обычное тормозное устройство образца 2009 года.

Пять судеб ноутбука
Есть заметные тенденции развития ноутбуков, есть не очень, но все они заслуживают внимания.  / Мнение / 30.11.09
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

Максим Калина

01.12.09 / 21:24

Спасибо за интересный прогноз!

Но лично мне в ближайшем будущем не помещал бы только пункт 5, тобешь встроенный 3G модем. Остальные приблуды мне без надобности, думаю как и любому другому человеку, который воспринимает ноутбук как рабочий инструмент. Но зарекаться не буду, дурное это дело ) Возможно скоро действительно не смогу обойтись без сенсорного экрана и иже с ним. Посмотрим-поглядим )

def san

01.12.09 / 23:44

Боюсь, что в идиллическую картин...

Боюсь, что в идиллическую картину будущего ноутбуков придется добавлять операцию "достаем тряпочку и протираем экран";). Сенсорные экраны имеют тенденцию собирать отпечатки пальцев и что-то подсказывает, что чем дальше, тем более таблетки будут ориентированы именно на управление пальцами, а не стилусом (коим экран особо и не заляпаешь). Есть правда надежда на то, что производители ноутбуков переймут опыт Apple и будут использовать стойкое к жировому загрязнению покрытие экрана (как в 3Gs).


to Sonyrus:
Вообще ноутбуки с встроенными 3G модемами уже есть, причем не только ноутбуки, но и нетбуки. Забавно, что нетбуков с 4G (Wimax) в продаже столько же или даже больше, но это понятно - тут постаралась одна фирма усиленно продвигающая вимакс в столице. :)

Алексей Гончаров

02.12.09 / 17:11

Re: Боюсь, что в идиллическую картин...

Есть правда надежда на то, что производители ноутбуков переймут опыт Apple и будут использовать стойкое к жировому загрязнению покрытие экрана (как в 3Gs).



Вот это, мне кажется, правда. Тем более, экраны сейчас везде емкостные пошли.

Hush

03.12.09 / 03:42

А как-же идеологичесские мысли производителей?

Ведь они же все свято верят в то, что все устройства которые они выпускают попадают именно в ту нишу для которой их уготовили их отделы позиционирования ... (Что в большинстве случаев далеко не так, возьмём хотя бы ЭНВИ вот скажите мне кто купит "это" если можно подешевле купить Apple?)


Интересно так же то, что все тянут в свою сторону одеяло сшитое из платежеспособнос ти потребителя, и каждый при этом выбирает свой путь, как то например Ацер с Леново и Самсунгом вовсю загаживают рынок дешевым ширпотребом, Эпл отстранёно собирает сливки с накопивших мечтателей при этом строго блюдя свой статус. Асус наводнил рынок разноцветными Eee-pc пластмассками... И никто в итого не создал чего-то действительно надолго интересного, удобного, доступного всем продукта, почему бы просто не спросить у людей что им нужно?

xpress

03.12.09 / 17:35

ОСи

Что-то никто ничего про операционки не сказал..


Думаю, имеет место тенденция к обретению ноутбуками собственных, проприетарных(либо близких к таковым) ОС.

707123

03.12.09 / 18:48

Re: А как-же идеологичесские мысли производителей?

Что в большинстве случаев далеко не так, возьмём хотя бы ЭНВИ вот скажите мне кто купит "это" если можно подешевле купить Apple?



Я куплю, потому что в линейке ноутбуков Apple МНЕ смотреть не на что, слишком уж "скучно и серо"...

Hush

03.12.09 / 22:18

Re: Re: А как-же идеологичесские мысли производителей?

Я куплю, потому что в линейке ноутбуков Apple МНЕ смотреть не на что, слишком уж "скучно и серо"...



Теперь можно звонить в НР и смело говорить что в их позиционирование один человек таки попал!

707123

03.12.09 / 22:23

Re: Re: Re: А как-же идеологичесские мысли производителей?

Теперь можно звонить в НР и смело говорить что в их позиционирование один человек таки попал!



У HP компьютеры в больших количествах продаются, чем у Apple... Я уверен, что и Envy найдут своих покупателей, кто-то же покупает VAIO X )) И что такого в МакБуках, что я должен ринуться в Apple Store? :))

def san

04.12.09 / 01:13

Re: А как-же идеологичесские мысли производителей?

И никто в итого не создал чего-то действительно надолго интересного, удобного, доступного всем продукта, почему бы просто не спросить у людей что им нужно?



И тут любители ThinkPad-ов дружно воскликнули: "А как же T61?!" ) Что значит "надолго интересного"? Вы можете создать великолепный дизайн, продуманную до мелочей usabiliti (и портов побольше, побольше, и расположить их по-человечьи)), но собственно начинка ноутбука будет постоянно устаревать. Вот скажем в 1997 году был выпущен Mitsubishi Pedion и он был тоньше MacBook Air, представленного в 2008 году и названного самым тонким в мире.) То есть уже тогда создавались модели ноутбуков в чем-то превосходящие нынешние. Но вы можете представить, что за процессор в этом митсубиши, какой объем оперативной памяти и что вы на нем сможете запустить в нынешних реалиях системных требований программного обеспечения. Вот именно)) Если же вернуться в нынешнее время, то как вариант - можно купить barebone-ноутбук, но пока что рынок этих ноутбуков для конечных пользователей еще только развивается, и соответственно ассортимент пока что... увы.
Далее, "доступного всем продукта" - этого не будет. Всегда (до 2012 года)) будут существовать премиум класс (бизнесмены и модницы) и класс ноутбуков с топовой начинкой (профи и геймеры). Так что производители у людей конечно могут спросить (и я думаю, что они этим хоть в какой-то мере время от времени занимаются), но картина рынка ноутбуков от этих опросов особенно не изменится.

Tun9

06.12.09 / 18:55

баталии разгорелись...

баталии разгорелись...

Joss

18.01.10 / 14:34

очему бы просто не спросить у людей что им нужно?

ИМХО уже давно продают то, что хотят продать, а не то, что хотят купить). Причем практически в любой области. Мнение потребителей не учитывается, а корректируется...