Мнение
Вечные колонки. Авторская колонка Евгения Кзловского

Вечные Колонки

10.09.08

Автор

Евгений Козловский

В колонке «Любимые гаджеты Козловского» гуру российской журналистики признается в искренних чувствах - от обожания до недоумения, - к самым разным техноштучкам. И объединяет их одно - все они были выбраны гуру для личного пользования.

Другой раз пришел — об акустике.

У моих основных (правая/левая) колонок Heco как раз надвигается юбилей. — Я приобрел их за две тысячи долларов в самом начале августовского дефолта 1998-года: денег не было ни у кого, и, затрудняясь с зарплатой, мой издательский дом договорился с несколькими рекламодателями о бартере. Экономить едва ли не виртуальные деньги было психологически сложно, — и я оторвался тогда по полной. Колонки высоки не только метафорически: больше метра ростом (105 см), с тремя динамиками в вертикальный ряд. Там, в бартерном магазине, тогда стояли еще одни похожие — с четырьмя, что вроде бы было покруче, — но звучали почему-то заметно хуже. Что касается их мощности (равно как и мощности усилителя) — цифры я давно позабыл: как пишут в графе «мощность двигателя» в характеристиках «Кадиллаков» — она достаточная.

Акустика — это как раз то едва ли не единственное, что очень плохо поддается прогрессу, разным там ухищрениям и усовершенствованиям. Динамики, — они чем больше диаметром (я имею в виду широкополосные и низкочастотные) — тем, при прочих равных, — лучший дадут звук. Увы, в малогабаритной квартире установить метровые — в ширину — никак не хватает места. Поэтому пришлось все-таки мириться с некоторым ухищрением в виде фазоинвертора: эдакое сопло сзади, из которого до боли бьет воздухом, если поднесешь руку во время звучания джазовой композиции.

Мой друг Левенчук, едва ли не в равной степени аудиофил и меломан, всё пытается угнаться за прогрессом (я стараюсь не отстать от него во всех отношениях, кроме акустики) и тащит домой разные акустические новинки: то — с металлическим корпусом, то — с какой-то особой динамикой, позволяющей, по заявлению производителей, получить звук лучше, чем на дереве, — а меня — послушать. Ни одна из его новинок и близко не стала к моим метровым Heco. А вот друг-меломан из Омска, — у того квартира побольше, и динамики тоже заметно побольше, хоть и менее именитые, едва ли не домодел, — вот они мою зависть вызывает всегда.

Поначалу этими двумя колонками я и ограничивался, потом, с появлением пятиканального Высокого Звука, пришлось озаботиться и тылами, и сабвуфером. Я приспособил под это дело старый, «всё в одной коробке», набор от сониевского домашнего кинотеатра, — увы, хотя звуковая составляющая «окружения» в любых записях играет роль массовки, — массовка тоже, как выяснилось, должна быть качественной и профессиональной, — иначе испортит и впечатление от примадонн. Пришлось расколоться еще и докупить к правой/левой комплект тыловых (плюс, естественно, центральный). Как советуют профессионалы — от той же фирмы, чтобы «акцент совпадал». Тыловые я купил трапециевидные, с двумя динамиками в каждой, — как полагается по Лукасовскому стандарту THX, который поддерживает мой усилитель. Единственное, что не стал менять — это сабвуфер. Когда колонки хороши, — он нужен разве что как канал приема специально записанных в фильмовых фонограммах низкочастотных звуковых эффектов. Но интересно в этом смысле сделанные фильмы попадаются очень редко, — так что и скромненького, пластикового сониевского сабвуфера вполне довольно, когда он поддержан мощными низами основных колонок, а большой поставить просто некуда. К тому же фильмы — это всё же не Высокий Звук, а пятиканальные музыкальные SAСD и DVD-A записи этот самый .1 канал, как правило, не включают в принципе.

Акустика Heco

Акустика Heco

У людей, профессионально занимающихся звуком, есть эмпирическое правило: качество звука внешних колонок приблизительно равно качеству звука в наушниках, которые стоят в десять раз дешевле. На случай, если приспичит послушать Высокий Звук в полночь заполночь, когда соседи спят, — у меня припасены «дефолтные» же шестисотдолларовые наушники-мониторы от Sony, то есть по упомянутому правилу, они должны звучать втрое лучше, чем колонки. Так оно или не так, — объективно проверить всё равно невозможно, хотя, конечно, звук становится еще — где положено — прозрачнее, где положено — гуще и рельефнее, — однако сам факт навески чего-то постороннего на голову как-то, что ли, принижает аудиофильский процесс, — так что, кроме ночного экстрима, я применяю свои головные мониторы только, что называется, в тестовых целях.

Что же касается всевозможных беспроводных решений, — что для задних колонок, что — для наушников, — это дело прогрессивное и замечательное, однако к Высокому Звуку отношения, в сущности, не имеет. Беспроводные интерфейсы «звучалок» бывают двух видов: цифровые и аналоговые. Первые, даже специальные и самые лучшие и дорогие, применять для аудиофилии, — это просто, я бы сказал, кощунство: поневоле смирившись с оцифровкой звука однажды (и выяснив, что, вопреки теореме Котельникова, хороший звук получается только на очень уж высоких частотах сэмплирования), — препарировать его еще два раза: в передатчике и в приемнике, — значит загубить на корню. Теоретически, хорошо бы вообще исключить оцифровку из «процесса аудиофилии», да, увы, винил не позволяет приличного динамического диапазона, да и от каждого проигрывания пылится, царапается, словом — ухудшается, а магнитная лента — шипит и со временем осыпается.

Аналоговые же, хороших характеристик, — вроде бы и ничего, — однако, сколь дорогие аналоговые беспроводные наушники я ни пробовал (одни вот, от AKG, и сейчас стоят на стойке и даже иногда с нее снимаются), — никогда не удавалось убежать от наводок и помех. Ну, разве что, отыскав позу, сидеть в ней, как буддист в процессе медитации, — но какой тогда смысл в беспроводной свободе?

Так что, чтобы смотреть кино или слушать музыку фоном, хоть бы и эмпэтришную, — беспроводные устройства хороши и удобны. Но — не более того.

Вечные Колонки
Все выше и выше тема Звука. Не за горами создание секты аудиопоклонников.  / Мнение / 10.09.08
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена