Мнение
Все мы немножко гики

Все мы немножко гики

24.12.09

Автор

Жанна Карлова

Душевед-любитель

Термином «гик» ещё пару лет назад называли сравнительно узкий круг людей, помешанных на гаджетах. Такая маргинальная тусовка засланцев из будущего, немного аутичная, со своим птичьим языком и даже с некоторым общим стилем в одежде, сформированным необходимостью носить с собой кучу электронных штучек различного назначения. Иногда остальные люди путали айтишников и гиков. На самом деле, не каждый айтишник — гик, и не каждый гик — айтишник. При этом гик и айтишник одновременно — довольно часто встречающаяся комплектация хомосапиенсов.

Ещё одно распространённое заблуждение — что все или почти все гики — юноши в возрасте от 14 до 20. На самом деле это далеко от истины, есть среди них представители всех возрастов и гендерных разновидностей. (Гендеров сейчас, на мой взгляд, намного больше двух). Но большая часть — это на самом деле юноши и барышни от 14 до 35.

Сейчас термин «гик» сильно расширился. Теперь, с точки зрения маркетологов, гиком считается любой человек, который тратит на гаджеты денег столько же или больше, чем на одежду. По другой версии — все, кто выбирает гаджеты и бытовую технику только после длительного изучения вопроса с помощью Интернета, и опять же тратит на технические новинки большую часть свободных средств.

Всё это довольно умозрительные конструкции, однако они уже привели к тому, что формирование будущих потребительских трендов происходит именно в гик-среде, к ним приковано внимание коммерческой моды (обувь, одежда, косметика, парфюмерия), производителей мебели, посуды и много ещё чего. Ожидается, что в ближайшее время гики станут преобладающим типом потребителя.

Я — стопроцентный антипод гика. Антигик, если хочешь. Я сопротивляюсь появлению новых гаджетов в своей жизни до последней возможности и ещё немного — в ущерб здравому смыслу. Первый мобильник мне всучили насильно, ноутбуком снабдили в приказном порядке, а на цифровой диктофон я так и не перешла до сих пор. Это случится не раньше, чем из продажи пропадут кассетные диктофоны и чистые кассеты, и я надеюсь, что это случится не на моём веку, хотя никаких разумных оснований у этой надежды нет.

Я в прошлом месяце оказалась на гик-планете – вечеринке NOMOBILE.ru, и мне было страшно любопытно посмотреть, как у них там всё устроено, и что нас ждёт в ближайшем будущем. Особенно же ценно было то, что понаблюдать гик-расу можно было в естественной среде — немножко работы, немножко отдыха, множко общения и непринуждённая атмосфера. Стиль сайта как он есть. Этого, кстати сказать, не хватает большинству других гик-ресурсов, уж больно много там аналитики и звериной серьёзности «только для посвящённых». Но тут весело.

Самое удивительное — они действительно другие. Иначе обживают пространство, иначе размещаются в нём, по-своему реагируют на внешние раздражители. Да и гик-стиль в одежде явно существует, хотя мне и сложно объяснить, в чём стилеобразующий изюм. Странное состояние: чуять — чую, а сформулировать не могу.

Самое показательное и самое яркое — обживание пространства. Поместите в отгороженный загончик кафе компанию водителей, строителей, парикмахеров, журналистов и скажите им, что они проведут здесь ближайшие три часа. В первые же пятнадцать минут вся мёбель будет передвинута под формат встречи. Если ходячий фуршет — столы разогнаны к стенам, стулья выставлены группами по углам, а народ равномерно фланирует в пространстве, оседая то у одного центра притяжения, то у другого. Если сидим-едим — столы максимально объединятся в большие или даже в один стол — остальное понятно. Если свободная тусовка с поговорить и парочкой информационных блоков — то столы на передний план по периметру, все сидячие места — мордой к «информационному центру».

На вечеринке предполагался третий формат. Но, НИКОМУ не пришло в голову что-то подвигать. Люди, которые фанатично подгоняют любое медийное пространство под себя и выходят из берегов, если это не удаётся на 1000%, абсолютно равнодушно приспособились к физическому пространству, почти не внеся в него изменений. Учитывая количество красивых девиц и вполне крепких мужчин — это ещё удивительнее. Но нет, даже очевидно неудобно стоящие и мешающие вещи воспринимались, как неизбежный и неотменимый фактор. Это не наезд, если что, и даже не критика. Я скрупулёзно подсчитала: за два часа, что я там была — было перенесено и переставлено ТРИ стула. Хотя для достижения комфортного рельефа местности нужно было бы переместить половину мебели. (пять минут и три человека — затраты на мероприятие) Переместить в данном случае — подвинуть, немного изменить конфигурацию — ничего криминального.

Зато количество коммуникационных актов на человека — просто зашкаливало. Я пыталась считать минимум и максимум, но быстро сбилась. Уловить ритм внешних коммуникаций по телефону мне тоже не удалось, квалификации не хватило.

Мобильный этикет здесь также отличается от среднего по больнице. Мобильник воспринимается, как часть тела. Рука там или нога. Отправка и приём SMS и звонков — не влечёт за собой паузы в общении. Они как-то вписаны в общий процесс, совершенно органично. Я так не умею. А вот гики, оказывается, умеют прерываясь на полуслове с полуслова же и продолжать. Самое забавное, они этого даже не замечают.

Жаль, что не было Интернета в полный рост — кафешный вайфай давал доступ лишь к почте. Поэтому жонглирования всяческими ноут- и нетбуками явно не было в должном режиме. Кстати сказать, внешние наблюдатели часто видят в гиковской манере симбиотического существования с гаджетами некий выпендрёж и даже вызов. Ничего подобного! Если отловить гика и рассказать ему, сколько раз и чем он пользовался из своего арсенала за последние 20 минут — он страшно удивится. Я ж не считаю, сколько вдохов и жестов совершаю за минуту.

Вообще, я чувствовала себя человеком с ограниченными возможностями. И вообще — страшно смущалась. Постеснялась даже добыть из сумки еженедельник, чтобы делать заметки, как это привычно. Это выглядело бы как-то нарочито и манерно. Ну всё равно что приехать на деловую встречу в карете, запряжённой лошадями. Даже для такого динозавра, как я, это было бы слишком.

Особый момент — барышни. Производителям гламурных аксессуаров и прочих одёжек по-моему, пора думать о смене бизнеса. Если гик-культура и впрямь наше будущее, у них нет шансов. Функциональность явно победила украшательство. Случился даже и классический светский кикс — две девушки в идентичных платьях.

Не оправдалось и моё предположение об общей анемичности и аутичности гиков. Ничччего похожего! Скажем так — разброс вариантов тот же, что и в среднем по популяции.

В общем, они другие. Не настолько другие, чтобы прийти в отчаяние, зато настолько — чтобы присмотреться повнимательнее. Может быть — за ними будущее консьюмеризма, культуры и даже искусства. Это не так уж и страшно. А вот моду жаль. Гламур поинтереснее всё-таки был, да.

Все мы немножко гики
Может быть, за гиками будущее консьюмеризма, культуры и даже искусства.  / Мнение / 24.12.09
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена