Мнение
Авторская колонка Николая Турубара

Наушенный опытом

08.07.08

Автор

Николай Турубар

Руководитель проекта NOMOBILE.RU, обозреватель отдела высоких технологий журнала «Итоги»

Есть несколько категорий техники, общаясь с которой, я испытываю острое чувство когнитивного диссонанса. Когда я перестаю доверять собственным глазам и ушам. Началось это у меня с появлением плоских телевизоров. Реклама, PR-менеджеры, маркетологи, буклеты и продавцы в магазинах стройным хором пели, что вот эта революционная плазменная и вон та не менее революционная ЖК-панель выводят картинку на новый уровень четкости, детализации, и т. д., и т. п. Смотрю на обычные пузатые лучевые телевизоры, сравниваю изображение и шизею: да нет же, в новых телеках все гораздо хуже! Вот это шлейф за объектом, это — потеря резкости, здесь цвета плывут, под углом — жуткая инверсия, а черный цвет выглядит пугающе серым — где, собственно, черная кошка в темной комнате? О каком прорыве идет речь? Но — читаю обзоры в серьезных журналах и интервью с большими плазменными боссами и чувствую, что схожу с ума: в новых телевизорах все красиво, динамично, реалистично, и, самое главное, так тонко, что можно повесить на стену, как картину.

Сейчас технологии улучшились, и изображение на плоских телевизорах действительно приближается к привычному для меня. Но молодое поколение этого не знает: они «выросли» на ЖК и плазме, для них это — идеальная картинка. А если судить по журналам, то эта картинка всегда была идеальной... После проблем с глазами у меня начались проблемы с ушами: оказывается, говорить по Bluetooth-гарнитуре так же комфортно, как по мобильному телефону. У меня есть пять или шесть гарнитур, но использую я их набегами, каждой хватает на пару недель, после чего откладываю гарнитуру в сторону до следующего тестирования. Зачем тестирую гарнитуры снова и снова? Каждый раз надеюсь, что ситуация изменилась и технологии ушли-таки вперед. Но они не торопятся.

Просроченный звук

За долгие годы общения с гарнитурами я твердо уяснил одну вещь: как бы гламурно они ни выглядели, какими бы суперфункциями ни обладали, при общении на улице вас всегда будут слышать одинаково плохо! То, что говорит собеседник, ты хорошо услышишь даже в самой шумной обстановке, но знай, что взаимностью не ответишь! И это для меня — самый раздражающий момент. Потому что приходится выглядеть полным идиотом. Ведь что обычно делают, когда плохо слышат? Есть три варианта. Первый: повышать голос. Это особенно эффектно в присутствии незнакомых людей, которые к тому же могут и не видеть твоего уха и гарнитуры на нем. Ты говоришь непонятно с кем — все громче и громче, и уже кричишь, причем одни и те же фразы. На лица окружающих в такой момент лучше не смотреть. Второй вариант, который часто используется при плохой слышимости — приближать микрофон к уху. С мобильником это проходит — держишь аппарат то возле рта, то возле уха как рацию, но аналогичные манипуляции с гарнитурой выглядят очень забавно. При этом теряется вообще вся концепция hands-free — какие уж тут свободные руки? И, наконец, третий вариант, который использую я, когда совершаю какой-то важный звонок, и понимаю, что меня не слышат: переключаю канал на телефон и говорю по нему. Но для этого надо сделать пару нажатий на телефоне, да и видок получается еще тот: нечасто встретишь людей, говорящих по мобильнику, в то время как на «свободном» ухе притаилась Bluetooth-гарнитура.

Психи гарнитурные

Есть еще один, психологический нюанс. Постоянный спутник любой Bluetooth-гарнитуры — ощущение дискомфорта и неудобства, причем испытывают эти замечательные чувства как «носители», так и окружающие. Чтобы заранее осознать ощущения от постоянного ношения гарнитуры, представь, что ты ходишь с ирокезом на голове — нужна природная смелость и твердый характер. Когда внезапно начинаешь говорить по гарнитуре, люди вокруг дергаются: им все время кажется, что обращаются к ним: «Что? А? Еще раз? А, это не мне...». Даже я, бывалый техногик, нервничаю, когда возле меня кто-то неожиданно начинает разговаривать вслух сам с собой. При этом ты точно не знаешь, когда говорящий начал и закончил телефонную беседу: знаков он не подает, а к разговору тактично стараешься не прислушиваться. В результате человек уже завершил звонок и спрашивает тебя о чем-то, а ты в отключке. Или, наоборот, ты думаешь, что он закончил и пытаешься обратиться, а он тебе с виноватой улыбкой говорит что-то про акции на токийской бирже и разочарованно разводит руки в стороны: мол, извини. Если бы я учился на психолога, то в качестве дипломной работы выбрал бы тему вроде «Анализа выражения лица индивидуума, говорящего по гарнитуре». Кто не в курсе — перед покупкой Bluetooth-наушника советую заранее завести специальное, «гарнитурное» выражение лица и отработать его на зеркале. Надо придумать, как всем дать понять, что вызывать «Скорую» рано. Вот мои предложения. Можно делать отсутствующий, стеклянный взгляд — будто слушаешь музыку в плеере. Можно совершать вращательные движения руками — я говорю, не отвлекайте. Еще вариант: натужно улыбаться и кружиться в веселой лезгинке, показывая со всех сторон свои шикарные уши. В крайнем случае, просто тыкать в гарнитуру пальцем: смотрите, у меня здесь что-то мигает, делайте выводы!

Инопланетный гость

Лично меня синие огоньки всегда вводили в ступор, ведь раньше их нельзя было отключить: гарнитура мигала постоянно, когда была активна. Днем этот светодиод незаметен и не так напрягает (хотя внимание, конечно, привлекает), но бабушки у подъезда пугаются, когда в сумерках к ним приближается субъект с помаргивающим огоньком на голове — марсианин! В самолете еще хуже — слушая музыку в Bluetooth-наушниках, ты будто общаешься с космосом: синие светлячки разлетаются по всему салону, их отлично видно из любого места, особенно ночью. Сейчас мигающие светодиоды уже можно отключать (хотя для этого придется выучить заумную комбинацию нажатия кнопок), а в Jabra JX-20 светодиод вынесен на внутреннюю сторону корпуса (которая при ношении гарнитуры ближе к щеке). И только сейчас я догадался, зачем придумали эти мигалки: чтобы люди вокруг не принимали тебя за сумасшедшего. Логика должна быть такой: раз у человека что-то мигает, значит, он не псих в минуты, когда говорит сам с собой. Но в России этого еще не понимают.

Автовыход

Впрочем, всех описанных мной проблем можно легко избежать, используя гарнитуру в автомобиле. При ношении гарнитур в автомобилях исчезают все подводные камни: и людей не пугаешь, и тебя услышат — ведь в машине обычно тихо. Вот она, аудитория Bluetooth-гарнитур! Хотя здесь мне кажется более логичным использовать спикерфон, который можно повесить на козырек или торпеду и включать нажатием пальца: все-таки это быстрее и удобнее, чем, скажем, на крутом повороте принимать звонок, елозя пальцем по уху. Нюанс лишь один: когда общаешься вслух по спикерфону, диалог услышат все пассажиры. Но проблема решается добавлением наушника и микрофона: в случае, если не хочется выводить звук наружу, можно общаться через наушник.

Резюме

Итак. Bluetooth-гарнитура — вещь вроде понятная и удобная, но при всем желании я не могу найти достаточное количество аргументов, чтобы все время носить на ухе эту противную клипсу. Если ты сможешь их отыскать — велкам! Но, пожалуйста, перед покупкой обязательно протестируй продукт, хотя бы в магазине. И самое главное: доверяй своим ушам, они это заслужили.

Наушенный опытом
Евгений Козловский так заразительно отписал о своем общении с Bluetooth-магнитолами, что последовало развитие.  / Мнение / 08.07.08
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена