Мнение
Культурные закачки

Культурные закачки

10.03.10

Автор

Максим Макаренков

Журналист, писатель

Какие самые громкие вопли раздаются, когда речь заходит об электронных книгах? Лично я слышу примерно следующие:

— Электронные книги убьют Настоящую Литературу, никто ни за что не будет платить, настанет эпоха всеобщего пиратства и профессиональные литераторы попросту перестанут писать. Точка. Апокалипсис. Темные века.

— Проклятые жадные издательства исчезнут, авторы наконец получат неограниченный доступ к благодарной аудитории, выживут самые талантливые, поскольку читатели будут платить напрямую авторам. Точка. Золотой век. Человечество сливается в экстазе.

И то и другое, конечно, бред полный. С одной стороны, это слова людей, привыкших работать в четко определенной бизнес-цепочке и устоявшихся условиях для творчества. Плохих, хороших — неважно. Главное, привычных. Боязнь потери аудитории и потери заработка ясна и понятна.

С другой — прекраснодушие на уровне восторженного идиотизма. Самое смешное, что громче всех кричат о Светлом Завтра электронного текста и справедливой оплате авторов посетители пиратских библиотек, сотнями «метров» выкачивающие книги на халяву.

Так вот... Что там будет завтра, не знает никто. В том числе и участники книжного рынка.

Я же попробую заняться футурологией, одним глазом глядя в монитор, другим — в, прости, ебук.

Ни первый, ни второй вариант, конечно, не осуществится. Издательства никуда не денутся, в первую очередь потому, что этого не дадут сделать сами читатели. Люди не могут жить без рекомендаций, авторитетов, звезд. Они хотят, чтобы им показывали, что читать, что смотреть, какую одежду носить. Все эти функции выполняют издательства. Если исчезнут существующие, а часть их исчезнет непременно, их нишу тут же займут новые.

Авторы тоже не будут работать напрямую. Им это просто не нужно. Их дело — писать. Недавно я задавал вопросы об электронных книгах получившему широкую известность в Сети Андрею Крузу. Так он очень четко определил свою позицию по отношению к издательствам. Если вкратце — они снимают его головную боль. С налоговой, с юристами, с финансами.

Остаются, конечно, графоманы, непризнанные гении и действительно талантливые энтузиасты-любители, но с ними вопрос как раз совершенно понятен. Как они выкладывали свои нетленки бесплатно, так и будут. Тех, кто привлечет внимание публики, скорее всего, заметят и предложат какой-нибудь контракт.

Так... Мы поговорили об электронных текстах как о текстах. А теперь перейдем к гаджетам. И вот что мне кажется. Издательский рынок, рынок текстов, не развалится еще и потому, что это не дадут сделать производители гаджетов. Ты, что, правда думаешь, что хоть один коммерсант в здравом уме будет производить гаджет, способный одним махом ликвидировать рынок, для которого аппарат предназначен? Вот. Я тоже так не думаю.

Другое дело, что рынок этот сейчас будет меняться. Наиболее очевидные векторы движения понятны уже сегодня — это интеграция с Сетью, доступ к графическому и аудиоконтенту. Казалось бы, все ясно — ебуки превращаются в персонализированные новостные каналы, литература таки помирает. Но мне кажется, все может быть куда интереснее. Доступ в Сеть (если, конечно, он будет достаточно недорогим и быстрым) позволяет создавать действительно новые типы контента, в центре которого остается текст. А на него уже «навешивается» множество самого разного «сопутствующего товара», начиная от движущихся иллюстраций, как предположил Борис Стругацкий, и заканчивая сериями одежды, сувениров, онлайновых игр и чертями в ступе. Примерно так уже довольно давно действует кинорынок и чувствует себя вполне неплохо. Но если для киноиндустрии это требует весьма серьезных вложений, то для гипотетических книгомедиа деньги могут понадобиться куда более скромные, особенно при создании нишевого продукта. Ростки всего этого есть уже сейчас. Наиболее яркий пример — стимпанк-культура. Это и увлеченное, готовое к восприятию новинок и готовое платить сообщество, и возможность создания очень ярких, интересных миров — с захватывающим сюжетом и множеством деталей, каждую из которых можно воплотить как в графике, так и в виде предметов.

Так что лично я — и как читатель-гаджетоман, и как автор книг — связываю самые большие свои надежды как раз с электронными книгами. Возможно, именно они позволят вывести отечественный издательско-читательский рынок из той серой унылости, в которой тот пребывает сейчас, занимаясь клонированием мало-мальски успешных западных идей.

Впрочем, все это плод моей фантазии и, скорее всего, все будет совсем иначе.

Культурные закачки
Какие самые громкие вопли раздаются, когда речь заходит об электронных книгах?  / Мнение / 10.03.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

Paul Hvostatiy

10.03.10 / 18:56

Лет эдак 70 назад говорили, что ...

Лет эдак 70 назад говорили, что радио убьет бумажную прессу. Позже говорили, что ТВ поставит жирную точку на радио, а впоследствии и Интернет на ТВ. И что мы видим? "Бумага" жива, радио процветает, заняв свою нишу, а ТВ прекрасно функционирует. Вот и с книгами в бумажном переплете абсолютно вырисовывается та же ситуация.

HiTek

10.03.10 / 19:59

А ещё телевидение должно было

убить театр.

decemberfox

11.03.10 / 11:43

Re: Лет эдак 70 назад говорили, что ...

Лет эдак 70 назад говорили, что радио убьет >бумажную прессу. Позже говорили, что ТВ поставит >жирную точку на радио,



Собственно, об этом и речь. Истерика и боязнь нового. Со стороны комммерческирх авторов и издательств - боязнь потерять налаженный канал заработка.