Мнение
Евгений Фридлянд

Ценитель

15.09.08

Евгений Фридлянд

Коллективное бессознательное рисует образ продюсера размашистыми грязными мазками: нечто среднее между кукловодом и пиратом-висельником. Манипулятор, для которого — ничего святого. Продюсер Евгений Фридлянд видит свою роль скорее как «профессионального ценителя» всевозможных проявлений таланта. Закономерный подход к работе, выросшей из увлечения. Фанат тяжелой рок-музыки, он в свое время так неожиданно влюбился в звук, который выдавала группа «Диалог», что сменил род деятельности. Стал организатором концертных туров и выступлений и «Диалога», и Андрея Макаревича, и «ДДТ». Юбилейный тур к десятилетию группы «Браво» — тоже его рук дело. Сегодня, правда, работа проходит с музыкой иного формата. Но независимая от крупных медийных холдингов компания FBI-Music должна не только «людям смех и радость приносить», но и зарабатывать.

Кто?

Евгений Фридлянд

В 80-е он занимался компьютерным бизнесом, устраивал концерты "Машины Времени" и "ДДТ". А сегодня ищет "Народных артистов" - и находит вполне симпатичных мальчиков и девочек, уверенно занимающих телеэфир.

Евгений, вы фильм «Симона» смотрели?

— Не помню такого.

История создания идеальной артистки при помощи компьютерных технологий. Стань это возможным, вы бы «слепили» идеального артиста? И если да, то какого?

— Идеальный артист? Да такого нет и быть не может. Даже Алла Пугачева любима не всеми ста процентами населения. Сколько людей — столько представлений о прекрасном. Публику трогает индивидуальность — то, что невозможно просчитать. Когда в 92 году я занимался Валерием Меладзе, мне его песни казались очень хорошими, хотя они отличались от всего, что тогда было популярным. Многие деятели крутили пальцем у виска — мол, ты что, эту музыку никогда не будут слушать! Успех начался с телепрограммы, где Валерий смог раскрыться как интеллигентный, думающий человек. Кто мог ожидать подобного — в начале 90-х?!!

Лет 5 назад у нас сломя голову бросились искать индивидуальности и дарования — в рамках телевизионных реалити-шоу.

— Я не сторонник того, чтобы подобные проекты шли без остановки на всех каналах. Число по-настоящему талантливых людей не безгранично. Мы рассчитывали, что «Народный артист» на канале «Россия» выйдет единожды. И некоторых участников уже знали лично — Сашу Панайотова, Лешу Чумакова, Машу Зайцеву. Соревнование было честным — я даже не знал, где находится компьютер, подсчитывающий результаты голосования. Следующие «Народные артисты» проходили по инициативе канала Россия, и там были не такие яркие участники. С «Фабриками» вышел перебор: постепенно появилось впечатление, что участникам не обязательно уметь петь, а их выбирают с точки зрения телегеничности, способности «держать» телеаудиторию. Да и при таком поточном производстве звезд продюсерские усилия распыляются, невозможно уделять артисту достаточно внимания. Эфирное время ограничено — на всех не хватит.

Евгений Фридлянд

Вспомним об альтернативных «каналах связи» с аудиторией: кроме ТВ и радио есть Интернет. Это «добро» — здесь можно услышать и увидеть то, что не попадает на ТВ и радио. И «зло» — если иметь в виду пиратство.

— Интернет серьезно не повлиял на уровень наших доходов. Музыкальные носители в нашей стране никогда не являлись источником прибыли. В 90-х годах было тотальное пиратство. Постепенно тех пиратов стали зажимать, но им на смену пришли эти — из Интернета. Интернет — это сфера молодой аудитории, тех, кому интересна танцевальная музыка. У наших исполнителей аудитория взрослее. Да, мы имеем 15-16 сайтов, информационный портал toppop.ru. Но для продвижения гораздо важнее главные телевизионные каналы, радио и хорошая печатная пресса. Впрочем, и в Интернете в ближайшее время грядет настоящий бум.

У вас на столе ноутбук Toshiba Qosmio.

— У меня их несколько.

И какие? По каким критериям вы их выбирали?

— До шоу-бизнеса я занимался компьютерным бизнесом. Моя компания была, пожалуй, первой в Кузбассе. Сейчас, конечно, увлекаюсь техникой меньше, а раньше вся жизнь была с ней связана. У меня были разные компьютеры. Что касается Qosmio, то был нужен именно настольный ноутбук, выполняющий функции медиацентра, и этот компьютер отлично справляется с поставленной задачей. Здесь звук Harman Kordon — в автомобиле, кстати, такой же. Есть Asus Lamborgini, портативный компьютер, с которым можно свободно разъезжать. Отлично подходит для тех случаев, когда «встречают по одежке»: яркий, нарядный и работает прекрасно.

Про телефон не спрашиваю — на столе лежит iPhone.

— Нет! Это случайный телефон! Самый неудачный телефон, который когда-либо попадал мне в руки. Может, у меня неправильная русификация? В моей записной книжке более 2,5 тысяч контактов на русском языке — здесь зайти в контакты и найти нужный проблематично, если не невозможно. А как отправлять SMS на несколько телефонных номеров?

Я давно пользуюсь мобильной связью, за это время у меня были разные Benefon’ы, Ericsson’ы, Sony, Motorola. Но самые лучшие, самые надежные — аппараты Nokia. С того момента, как компания выпустила первый коммуникатор, я являюсь их поклонником. И хотя они используют не Windows Mobile, а Symbian, здесь все максимально адаптировано для удобства пользователей. У меня уже третий коммуникатор от Nokia — Е90. Я часто роняю телефоны — эта Nokia падала крепко раз 50. На 51-й сломался микрофон, поэтому — временно! — на моем столе появился iPhone.

Недолго он у вас пробудет, если вы любите ронять мобильники.

— За пять дней, что я им пользуюсь, уже несколько раз уронил — пока жив. И потом, у меня еще есть Qutec S200. Не очень удобный, если использовать его за рулем...

Евгений Фридлянд

Составил бы Фридлянд как воротила компьютерного бизнеса конкуренцию «Эльдорадо» или «Евросети» — вопрос гипотетический. Зато лихая профессиональная переориентация в начале 90-х позволила ему сегодня стать третьим среди всех отечественных деятелей шоу-бизнеса в списке «Форбс». Компания FBI-Music, которую он по-дружески делит с Кимом Брейтбургом, поставляет на рынок вполне востребованный музыкальный продукт. Деликатно выражаясь, мы в Nomobile не являемся рьяными поклонниками Александра Панайотова или, например, Алексея Гомана. Но даже мы знаем, что эти парни существуют — в чем и состоит заслуга их продюсера Евгения Фридлянда. И в конце концов, слово «ценитель» не только с «ценностями» перекликается, но и с «ценой».

В середине 90-х вы умудрились устроить юбилейный тур «Браво» с участием Жанны Агузаровой.

— Вспоминая, с какими приключениями все происходило, сомневаюсь, что отважился бы заниматься этим второй раз. Подготовительный период занял почти год. Сначала мы с Женей Хавтаном полетели в Лос-Анджелес искать Жанну. По рекламе ресторанов вычислили, где она поет. Жанна пригласила нас в гости — в дом на Голливудских холмах, где и обитают все знаменитости. Хозяева этого особняка разрешили Жанне временно там пожить — пока они отсутствовали. А отсутствовали они, кстати, потому, что возглавляли какое-то Шамбалийское движение и 11 месяцев в году ездили по миру в поисках Шамбалы. Ну, Жанна с ними дружила, конечно. У нее был ключ от черного хода и своя комнатка с телефоном. Но она же должна была продемонстрировать, кто там звезда. И вот мы приехали — вместе с гитаристом группы «Центр», который как-то умудрился осесть в Лос-Анджелесе. Вообще, большинство людей, с которыми мы там общались, были музыкантами с просроченными визами или вовсе без паспортов. В назначенное время приехали на Голливудские холмы — Жанна вышла встречать нас с парадного входа, крикнула «Велкам!», и в этот момент сработала сигнализация — ну у нее же были ключи лишь от черного хода. Жанна моментально прыгнула в нашу машину с комментарием: «Ребята, меня уже один раз принимала полиция, так что быстро уезжаем». Но поскольку лос-анджелесская полиция уже знала, кто такая Жанна, для нее эта история серьезных последствий не имела.

Через год, накануне начала тура, один наш добрый товарищ, серьезный бизнесмен, в качестве жеста доброй воли согласился помочь отправить Жанну из Штатов в Россию. После чего регулярно звонил и сообщал, что больше не может. Каждые 15 минут с Жанной что-то происходило: от потери перчаток до утраты паспорта. Потом мне пришлось прожить рядом с Жанной 3 месяца — ее просто нельзя было оставить одну ни на секунду. За это время мы поменяли 3 гостиницы — идя навстречу мольбам менеджмента...

Но при всех странностях она мне очень нравится — она замечательная артистка. Если другим солистам «Браво», например, чтобы «завести» публику, приходилось танцевать и чуть ли не акробатикой на сцене заниматься, Жанне достаточно повести плечом — и все зрители были ее. Я преданный поклонник Жанны еще с 80-х годов. До сих пор помню, как в 1986 году, в Екатеринбурге, побывал на первом концерте «Браво» — я тогда еще в армии служил.

Евгений Фридлянд

Продюсер всегда должен быть «санитаром при артисте»? Или возможны отношения на равных?

— Мне представлялось, что именно на равных, дружески, должны строиться отношения артиста и продюсера. И так было — с «Браво», например, с Валерой Меладзе. Сейчас много молодых артистов: диалоги я веду реже, чаще говорю — что именно и как надо делать. Да, им предоставлена творческая свобода, просто на определенном этапе нежизнеспособные идеи бракуются. Но ирония судьбы в том, что в какой-то момент артиста не устраивают даже отношения на равных. Исполнитель начинает осознавать себя звездой. Народ же любит артистов, а не продюсеров! Продюсер в массовом сознании — олигарх, который дергает за ниточки, — несмотря на то, что талантливым и популярным человеком невозможно «рулить». Общественное мнение никогда не будет на стороне продюсера. Поэтому паритет в отношениях зависит не от меня, а от артиста. Захочет он быть моим другом или нет. Мы красиво «разошлись» с Валерой Меладзе и до сих пор остаемся друзьями. И вся эта некрасивая история с бывшим составом группы «Премьер-Министр»...

Согласно биографической справке — кстати, взятой из Интернета — вы и ваша жена родились в один день. Вы в знаки судьбы верите?

— Никогда об этом не задумывался. Мой первый брак длился достаточно долго — 13 лет. А потом последовал тяжелый и продолжительный, на 3 года, бракоразводный процесс. И когда все это закончилось — да, захотелось, как говорят, «личного счастья». Я летел в самолете и случайно познакомился с девушкой. Она мне понравилась. Может быть, то, что мы родились в один день, и сыграло свою роль, но все-таки она мне очень понравилась!

Вряд ли подобные совпадения имеют какое-то значение — скорее всего, мы сами себя обманываем. Я не стопроцентный реалист, но совсем не понимаю, как люди могут быть религиозными и верить в приметы. Одно исключает другое. Я больше доверяю внутреннему голосу.

Екатерина Горелова

Ценитель
Евгений Фридлянд
Продюсер Фридлянд - «профессиональный ценитель» всевозможных проявлений таланта.  / Мнение / 15.09.08
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена