Мнение

Быть свободным

05.04.10

Завершившееся в декабре 2009 года антимонопольное разбирательство Еврокомиссии в отношении Microsoft и её политики продвижения браузера Internet Explorer вызвало бурную реакцию российского сообщества, хоть к России оно напрямую и не относится. Комментарии наших соотечественников чаще звучали как осуждения. Досталось всем - и Еврокомиссии, и компании Opera, которая выступила инициатором расследования. Последнюю в чём только не обвиняли: и в попытке заработать дешёвую популярность, и в стремлении нажиться на компенсации ущерба, и вообще в том, что посмела предъявить против такого гиганта. Прошло полгода, страсти поутихли, а значит пришло время с холодным рассудком разобраться, что к чему.

Автор

Владимир Исаев

Менеджер по коммуникациям Opera Software

Представьте, что вы пришли в магазин, чтобы купить 300 граммов колбасы. А продавец говорит вам, что может нарезать только 500 граммов, потому что так удобнее вести учёт продаж колбасных изделий. Вы разворачиваетесь и уходите в другой магазин.

На следующий день вы заезжаете на заправку, чтобы залить бензина на 500 рублей. А вам говорят, что заказ принимается только в литрах и только кратно 10, потому что так устроена учётная система АЗС.

Абсурд? Фантастика? Тем не менее, многие веб-сайты работают именно по такому принципу, прямо или косвенно уведомляя посетителя на входе о том, что их контент можно просматривать только с помощью совершенно определённого браузера. И в большинстве случаев это - Internet Explorer. Отдавая дань гегемонии Microsoft на мировом рынке программ для доступа в Интернет, веб-разработчики были вынуждены ориентировать свои ресурсы в первую очередь на IE. Их можно понять - иначе они лишись бы львиной доли аудитории.

Выпущенная в 1996 году третья версия браузера от Microsoft стала активно набирать популярность. На тот момент она действительно была революционной по сравнению с единственным реальным конкурентом – Netscape Navigator. Начиная с четвёртой версии IE стал всё глубже и глубже внедряться в операционную систему Windows, одновременно лихо отвоёвывая позиции у Netscape за счёт действительно революционных нововведений, пока, наконец, не завладел 95% рынка.

Есть ли смысл напоминать, что продукт не может (и, по экономическим законам, не должен) развиваться, если у него нет конкурентов? Да и какой смысл вкладываться в совершенствование проекта, которому и так гарантировано безбедное существование? То же происходило и с IE. Мощную и современную шестую версию браузера иначе как контрольным выстрелом в Netscape не назовёшь. Но всё, что разрабатывалось после IE 6 в течение девяти (!) лет по сути не принесло ничего нового. Интернет принадлежал одной компании, и поводов для того чтобы развивать Сеть у этой компании не было. Однако, довольно скоро IE начали теснить альтернативные разработки – прежде всего Mozilla Firefox. Причём теснить, скорее, не благодаря, а вопреки: Mozilla отвоёвывала территорию буквально по дюймам и не без мощной поддержки Google. Всех «альтернативщиков» на тот момент объединяло одно - соответствие единым и открытым веб-стандартам, которые позволяли сайтам одинаково отображаться на экране независимо от платформы и браузера, а конечным пользователям – содержать один браузер для доступа ко всем веб-ресурсам.

В какой-то момент, у разработчиков веб-сайтов появился выбор. Им предлагалось либо создавать свои проекты с учётом многочисленных особенностей IE, а потом «допиливать» до веб-стандартов. Либо, наоборот, изначально опираться на эти самые стандарты, чтобы сайты корректно отображались в Firefox, Opera, Google, Safari, а потом дорабатывать их до IE. Обе стратегии приводят к дополнительным и часто – колоссальным трудозатратам.

Надеюсь, читатель простит мне длинный исторический экскурс, однако без него трудно понять всю подноготную дела «Еврокомиссия против Microsoft» в отношении браузера IE. Именно эту цель – сдвинуть Microsoft в сторону открытых стандартов – и преследовала Opera, отправляя в Еврокомиссию просьбу о проведении расследования. Просьба эта была основана на том, что Microsoft незаконно пользуется монопольным положением на рынке операционных систем Евросоюза, используя Windows для продвижения Internet Explorer. В качестве ремарки: статус монополиста был присвоен американской компании после аналогичного дела, связанного с Media Player.

Отмечу, что никаких финансовых претензий к Microsoft компания Opera не выдвигала. Единственным желанием было предложить пользователям Windows выбор – хотя бы в том регионе, где они имеют на это право с юридической точки зрения. Следование общим стандартам в браузерах – одна из важнейших задач: без этого инновации в Вебе невозможны, либо сильно затруднены. Кроме того, Интернет слишком важен в социальном плане (как среда свободного распространения информации), чтобы принадлежать кому-то одному. Именно поэтому просьбу Opera о расследовании в 2009 году поддержала Mozilla, а затем Google и еще целый ряд компаний.

Чем всё закончилось мы уже знаем: в марте 2010 года Microsoft начала предлагать так называемый Экран выбора браузеров как при установке новых ОС Windows, так в качестве системного обновления. В рамках Экрана на выбор пользователя предлагаются Топ-5 браузеров, исходя из их рыночной доли (помимо самого IE, это Mozilla, Chrome, Safari и Opera) и ещё 7 менее заметных на рынке игроков. При этом, эффективность такого Экрана, по резолюции ЕС, будет отдельно рассматриваться раз в полгода.

В ЕС очень строго блюдут антимонопольное законодательство и справедливо видят залог успешного развития любой отрасли в здоровой конкуренции. На территории России решение Еврокомиссии силы не имеет, поскольку Microsoft не признана в нашей стране монополистом де-юре (подчеркну – на рынке операционных систем, а не на рынке браузеров). Так что здесь предложение Экрана выбора – вопрос сознательности самой Microsoft и её отношения к будущему Интернета. Впрочем, и для нашего региона положительные сдвиги есть: Microsoft всё же повернула в сторону открытых стандартов — каждая новая версия IE поддерживает их всё больше. А значит есть надежда, что Интернет останется средой, открытой для инноваций и нового контента, независимой от прихотей какого-то одного, пусть и мощного, игрока и прозрачной для свободного распространения информации.

Комментарий Microsoft:

Павел Черкашин, руководитель департамента по продвижению потребительского программного обеспечения и онлайн-продуктов Microsoft в России.

Браузер становится одной из основных программ на компьютере пользователя, окном для выхода в мир Интернета. Пользователь должен осуществить осознанный выбор браузера и для этого у него есть все возможности - он может скачать и попробовать различные программы, сравнить их функциональные возможности, уровень защиты, удобство. Шансы Internet Explorer 8 в этом случае очень высоки, благодаря высокому уровню защиты и уникальным функциональным возможностям.

В конечном итоге конкурентная борьба между производителями браузеров идет не за скачивание пользователями (на один компьютер может быть установлено несколько браузеров), а за использование. Потребитель от этой конкурентной борьбы только выигрывает - если только его выбор является осознанным, а не случайным.

При первом запуске Internet Explorer в Windows 7, купленной в Евросоюзе, будет предоставляться возможность выбора браузера из нескольких вариантов.

Мы рады тому, что Еврокомиссия решила принять предложение Microsoft о выборе браузера в операционной системе. Первое предложение было сделано еще в июле. С того момента мы тесно сотрудничали с Еврокомиссией и улучшили наше предложение. Microsoft расценивает объявление Комиссии как важный шаг на пути улаживания многолетнего спора о нарушении антимонопольного законодательства.

Мы рады, что появилась возможность предпринять следующие шаги в процессе продвижения подхода совместимости наших продуктов.

Материалы по теме:

- «Карнавала нет» (колонка Станислава Куприянова о приходе eBay в Россию)

- «Культурные закачки» (колонка Максима Макаренкова об электронных книгах)

- «Ты кто?» (колонка Алексея Гончарова о Windows Phone 7 series)

Быть свободным
Есть ли смысл напоминать, что продукт не может развиваться, если у него нет конкурентов?  / Мнение / 05.04.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена