Мнение

ЧмоKIN всем в этом чате 

20.04.10

Автор

Сергей Маленкович

Главный редактор Mobile Digital magazine

Сразу сделаю два  предупреждения. Во-первых, я не видел  Microsoft KIN живьём. Мои выводы основаны на исключительно подробных видео- и фоторепортажах американских коллег, что в данном случае не влияет на суть вопроса. Почему не влияет? Да потому (и это во-вторых), что KIN вряд ли появится на российском рынке. Возможность продажи этих устройств рассматривает МТС, но у нас отсутствуют соответствующая культура и телеком-инфраструктура. Поэтому можно удобно устроиться с попкорном в последнем ряду и порассуждать, что выйдет из «социальносетевых» телефонов KIN, и зачем Редмонд ввязался в эту историю.

Для тех, кто все пропустил, проведу краткую экскурсию в историю вопроса. В начале недели Microsoft анонсировала телефоны Kin One и Kin Two, которые являются слайдерами с QWERTY-клавиатурой, ориентированы на активное участие в социальных сетях, очень напоминают по интерфейсу долгожданный Windows Phone 7, но на самом деле не содержат этой интересной ОС, или содержат ее драматически урезанную версию. Старшая модель является классическим боковым слайдером с экраном HVGA, камерой 8 Мп и памятью 8 Гб на борту. Базовая модель One скромнее – 4 Гб, 5 Мп, QVGA, почти равные ширина и высота и клавиатура, выдвигающаяся вниз. Дизайн – на любителя, ничего звёздного. Функции – главный шок технической прессы. Разумеется, предусмотрены звонки-смс-камера-твиттер-фейсбук, но нет ни календаря, ни (о ужас!) магазина приложений, как впрочем и возможности устанавливать сторонний софт. Зато есть весомая «плюшка» в виде постоянной синхронизации с «бесконечным» онлайновым хранилищем, поэтому вся музыка, фото и видео легко доступны с любого компьютера, а заботиться, скажем, об очистке фотоальбома в телефоне владельцу не придется.

Разумеется, все пользователи Windows Mobile, iPhone, S60, Palm Pre, да любого современного смартфона в один голос скажут, что «такой хоккей нам не нужен». Кроме возмутительной невозможности установить свой софт, юзерам непонятно, зачем было исключать полезные повседневные приложения наподобие органайзера.  Ответ на этот вопрос дает 4-я серия 14-го сезона «Южного парка» - американская молодежь (да и не только молодежь) конкретно свихнулась на Facebook и Twitter, и почти все «неживое» общение ведет через них. При этом у того же фейсбука есть весьма развитая система приложений, поэтому обмен файлами, виртуальное фермерство и прочие виды сольных и совместных развлечений можно получить прямо на портале. То есть вместо того, чтобы ставить некоторые приложения на Kin, аудитория подключит их к своему аккаунту на Facebook. Есть тут, правда, подводный камень, даже целая скала. Браузер Kin, хоть и весьма мощный, не поддерживает ни Flash, ни Silverlight, поэтому более сложные приложения, в частности, многие игры, все равно будут недоступны. Но, очевидно, некоторую (значительную) часть покупателей это не отпугнет. Кого же?

Фирменные рекламные изображения недвусмысленно намекают на столь любимых маркетологами «молодых-стильных-обеспеченных». Kin то лежит рядом с чашкой в модной кофейне, то украшает собой уютную и явно недешевую постель. Разумеется, и у нас, и тем более в США эти люди давно «сидят» на iPhone/Nokia/Blackberry и плевать хотели на Kin с его урезанным функционалом. Но опыт Sidekick (к этому американскому чатфону мы еще вернемся) показывает, что покупателей такого ограниченного функционала полно – это те, кто пишут в Facebook чаще, чем звонят, фотографируют чаще, чем складывают на калькуляторе, а из других функций ценят лишь аудиоплеер. Прежде всего речь о детях, учениках средней школы. Дополнительную аудиторию создают блондинки постарше (Пэрис Хилтон, например) и некоторые впавшие в детство персонажи. Им от телефона реально нужно три вещи: переписка по SMS и социальным сервисам, фото/видео обмен, музыка. Учитывая, что Microsoft предлагает вместе с Kin весьма комфортные сервисы по покупке музыки (на базе Zune) и фоновой синхронизации фотографий, понятно, что это удар точно в цель. А заодно – отличный подарок операторам, которые будут взимать плату за трафик. Чатфоны генерируют его сотнями мегабайт.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что запуск Kin в России будет, мягко скажем, смелым мероприятием. Во-первых, только в нескольких крупнейших городах начала зарождаться культура постоянного присутствия в социальных сетях. Обычно люди заходят туда лишь от случая к случаю. Во-вторых, наши Одноклассники и Вконтакте несопоставимы с Facebook по функциональности и уровню вовлечения аудитории. А главное – наши операторы в целом не жаждут предложить безлимитный трафик и пока не могут обещать тотального высокоскоростного покрытия сети даже в мегаполисах. А значит, основная идея Kin не будет работать. Разумеется, смелые операторские эксперименты возможны (припоминается запуск i-mode), но к реалиям рынка это имеет лишь косвенное отношение.

Однако, вернемся в Америку. Хотя при определенном везении и правильной рекламе аппараты Kin могут хорошо разойтись как продукт, перспективы экспансии из данного конкретного сегмента в смежные я могу оценить как очень смутные. У целевой аудитории быстро растут аппетиты, и скоро возможностей Kin станет мало. А «подсадить» на общение, обмен фото и пожирание трафика значительное количество людей постарше не получится.

Значит ли это, что Редмонд выпустил провальный продукт и зря потратил силы на «недо-WP7»? Отнюдь. На мой взгляд, выпуском этих телефонов решаются три важные задачи – две тактических и одна стратегическая.

Во-первых, запуск Kin – отличное развлечение для программистов компании Danger, купленной Microsoft год назад. Фирма эта известна телефонами SideKick, которые были выполнены примерно по тому же рецепту и вполне популярны в Штатах.

Во-вторых, на покупателях Kin, людях молодых и активных, можно будет провести широчайшее бета-тестирование нового мобильного интерфейса Microsoft и  «подкрутить» проблемные места к массовому запуску WP7, который не имеет права на провал. Ну и в-третьих, если уж говорить о стратегии, пример конкурентов из Купертино показывает, что выращивать себе аудиторию — крайне благодарное занятие. Начав в 10-11 лет с Kin, в 16-19 подросток, возможно, захочет больше возможностей и пересядет на Windows Phone. Правда, для этого предыдущие лет пять пресловутый Kin должен активно приносить счастье владельцу и обладать полностью идентичным интерфейсом. Справятся ли новинки с этой непростой задачей — покажет время.

Материалы по теме:

- «Ноутбуки сегодня и завтра» (колонка Алексея Шевелева о будущем ноутбуков)

- «Быть свободным» (колонка Владимира Исаева о деле против монополии IE в Windows)

- «Карнавала нет» (колонка Станислава Куприянова о приходе eBay в Россию)

ЧмоKIN всем в этом чате 
Начав в 10-11 лет с Kin, в 16-19 подросток захочет больше возможностей и пересядет на Windows Phone.  / Мнение / 20.04.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

Michael Bokov

21.04.10 / 17:10

Вот в том-то и дело,..

...что на таких устройствах попытка вырастить аудиторию может не увенчаться успехом.


Вы написали, что "...Начав в 10-11 лет с Kin, в 16-19 подросток, возможно, захочет больше возможностей и пересядет на Windows Phone. Правда, для этого предыдущие лет пять пресловутый Kin должен активно приносить счастье владельцу...". Но сможет ли такой гаджет без Flash, Silverlight и, допустим, магазина приложений "приносить счастье" современному подростку?! Скорее всего нет.
Если вы "участь принятия решения" оставляете времени, то мое мнение: нет, устройству не быть. По крайней мере в России и бóльшей части света.
P.S. Статья написана просто замечательно. Очень понравилось, спасибо!