Мнение
Играем и будем играть

Играем и будем играть

17.05.10 | 12:37

Двадцать лет назад компьютерные игры собирались на коленке несколькими энтузиастами, а теперь дела ведут крупные корпорации — с оборотами, самую малость уступающими гигантам киноиндустрии. Изменился и сам игрок. Совсем недавно это был подросток: школьник, улучивший минутку посидеть за папиным компьютером. Но время идет, дети взрослеют — и... продолжают играть. А вместе с ними взрослеют и их «игрушки». Что ждет индустрию интерактивных развлечений в ближайшем будущем? Какими будут игры недалекого завтра? Какие технологии лягут в их основу? Или, может, дело вовсе и не в технологиях?

Автор

Алексей Шуньков

Главный редактор журнала «Лучшие компьютерные игры»

Для начала о 3D. Первые попытки привнести в игру объем относятся еще к прошлому веку, причем даже не к последнему его десятилетию. Самых простых уравнений аналитической геометрии оказалось вполне достаточно, чтобы построить на экране трехмерный объект и заставить его двигаться. Неудивительно, что ранние 3D-игры были сплошь космическими: Elite, NetWars — ведь только в космосе геометрические примитивы смотрятся естественно и не режут глаз. С ростом мощностей компьютеров усложнялись объекты, разработчики учились натягивать на них текстуры. Появились первые боевики с видом из глаз: Wolfenstein 3D, Doom — правда, монстры там были еще рисованными. Переломным моментом стал выход Quake, где геометрия уже честно отвечала за отрисовку каждой детали. А дальше — только гонка технологий, рост мощностей, аппаратное ускорение... и все более сложный труд 3D-моделлеров, шаг за шагом приближающих наступление повального фотореализма. Modern Warfare, недавнее «Метро 2033»... Но чем ближе была заветная черта, тем становилось очевиднее: это тупик.

Давайте проведем простой эксперимент: оглянитесь вокруг. Комната, стол, клавиатура... На столе чашка, разбросаны какие-то бумажки. Сплошной реализм! Ну и что? Впечатляет? Это обыденность, привычная и безынтересная. Пока стремишься к ней — захватывает дух, но едва стоит приблизиться, и мечта оказывается пустышкой. В ход шли самые смелые эксперименты. Специалисты по 3D учились разделять изображение для двух глаз: сначала по цветам, потом поляризацией (прижилось в кинотеатрах) и делением частоты монитора специальными очками. На рынке появлялись 3D-очки, 3D-шлемы, но массово так и не прижились. Громоздкие, дорогие, а главное — интересные только как диковинка: самому попробовать, друзьям показать, увлечься на недельку и забросить пылиться. Туда же, не успев опомниться, отправлялись жилеты, передающие игроку эффект удара, а также сотни прочих гаджетов имени реализма. Для игры оказалось нужно что-то еще.

Зачем люди играют?

Есть те, кто ходит в кино посмотреть спецэффекты — двести рублей, два часа в кресле, и дальше по своим делам... Но игры устроены иначе. Они требуют в разы больше времени, а взамен предлагают совсем другое: эффект участия. Зритель смотрит на картинку снаружи, игрок — изнутри, легко принимая все визуальные условности. Ему важнее атмосфера и внутренняя игровая логика; чем они безупречнее, тем больше впечатлений. Неудивительно, что возможность играть с живыми людьми была мигом подхвачена, развита и сегодня превратилась в масштабную индустрию. Живой компаньон ведет себя естественнее компьютерного. Живой противник — заведомо сильнее искусственного. Живой собеседник интереснее набора готовых диалогов. Так возникли мультиплеер и, как его дальнейшее развитие — онлайн. И раз уж мы говорим о прогрессе, ждать его стоит именно в этой области.

Онлайновая футуристика

Граница между онлайном и оффлайном почти стерта: многие игры уже требуют постоянного подключения к Интернету, в моде совместные прохождения одиночных миссий, командные сетевые бои и виртуальные миры с миллионами обитателей.

С другой стороны наступают социальные сети. С третьей — сети цифровой дистрибуции типа Steam. Крупные компании, вроде Blizzard или Electronic Arts, предпринимают попытки объединить между собой сообщества подписчиков своих игр. Чтобы, к примеру, игрок в World of Warcraft мог увидеть, что его приятель сейчас играет в StarCraft 2 и даже отправить ему сообщение. И это самое начало. В ближайшем будущем можно ждать дальнейшего слияния мультиплера, онлайна и социальных сетей — подобно тому, как Goolge Wave вобрал в себя и форумы, и блоги, и ICQ с электронной почтой.

Коробочные версии игр уступят место цифровой доставке, наличная покупка — безналичной. Наверняка появится отдельная оплата доступа к тем или иным опциям: когда есть простая платежная система, можно позволить себе отдельно продавать основную кампанию, отдельно — расширенную, отдельно — доступ к многопользовательским режимам. Многие игры станут условно-бесплатными, по модели, которую на сегодняшний день именуют «корейской». Пока это касается только онлайна, но, как мы помним, тут грань все более условна, и вскоре мы наверняка увидим в этой нише и те проекты, которые традиционно привыкли считать оффлайновыми. Отомрут демоверсии в их нынешнем виде, став вот той самой «бесплатной» частью коммерческих проектов и обновляясь до полноценной игры сразу после оплаты. Все это — реальность сегодняшнего и, частично, завтрашнего дня. А пресловутые 3D-революции придумали маркетологи.

Материалы по теме:

- «Брат мой браузер» (колонка Александра Перегудова о браузерах)

- «Асе» будет хорошо» (колонка Монтгомери Бернса о продаже ICQ)

- «Утечка или «уточка»?» (колонка Дмитрия Сокура о находке прототипа iPhone4)

Играем и будем играть
Что ждет индустрию интерактивных развлечений в будущем? Какими будут игры недалекого завтра?  / Мнение / 17.05.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

Максим Калина

17.05.10 / 23:21

Алексей, спасибо за статью!

Очень согласен насчет тупиковой ветви в стремлении к реализму. Мне не нужна моя жизнь на экране компьютера, мне подавай то, что я никогда не переживу в реальности! Поэтому я из заядлого геймера в прошлом, превратился в интересующегося так сказать ) Единственное, во что более-менее регулярно играю - это WoW. Скажи мне кто-нибудь лет десять назад, что я буду играть раз-два в неделю в одну игру - я бы в лицо рассмеялся. В целом считаю, что все революции, которые могли произойти - уже произошли на игровом фронте. Иными словами - ничего новое уже не цепляет.

Иван Кирпичев

18.05.10 / 16:00

А я вообще не играю=)

А я вообще не играю=)

Станислав

18.05.10 / 21:36

Поигрываю в крупные новинки типа...

Поигрываю в крупные новинки типа Асасинс Крида или Сплинтер Селла (известные игры от крупных издателей) раз в год в какой-нибудь рейсинг типа НФС, ММОРПГ раз в годик на месяцок в вов поиграю и все на этом, не цепляют сейчас игры как раньше (кроме Асасинс крида от него в полном восторге) видимо из-за того что все сюжеты избиты сто раз и приелись.


Так что на данный момент единственная революция в которой нуждается игровая индустрия это не качество отображения, а новая ступень идейно реализации ну или более полное погружение (не путать только с 3Д) я имею ввиду винтовку в руки, шлем на голову и вперед спасать виртуальный мир.