Мнение
Рисунок Темура Козаева

Разговоры о ГЛОНАССе

21.06.10 | 11:35

Автор

Михаил Фадеев

Независимый эксперт-аналитик рынка ГЛОНАСС-GPS навигации

Две недели назад Рунет обошла новость о проекте «ЭРА ГЛОНАСС»: за 180 млн. рублей в России планируется создать аналог европейской системы оповещения об авариях на транспорте e-Call, уже несколько лет работающей в Европе. Прежде чем обозначить мое мнение относительно этого проекта, попробую сформулировать несколько базовых тезисов о том, что есть ГЛОНАСС для нашей страны и для мировой экономики, зачем он нужен, и почему до сих пор проект пробуксовывает на массовом рынке.

Первое, что чаще всего слышишь о ГЛОНАСС от рядового обывателя ― это истерики в стиле «Кому это нужно! Распилы! Воры! Казнокрады!» и т.п. Или же «Куда нам угнаться за GPS?! Кишка тонка!» или же «Еще один АвтоВАЗ!». Между тем, ГЛОНАСС представляет собой весьма удачный пример высокотехнологичного проекта, который действительно нужен и востребован не только в России, но и в мире.

Конкуренты

Через 5-10 лет спутниковая навигация станет неотъемлемой частью инфраструктуры любой развитой страны. Она поможет оптимизировать движение транспорта, решать проблемы пробок в крупных городах, повышать безопасность перевозок грузов и людей и еще много-много всего.

Не стоит забывать, что у единственной на сегодняшний момент на 100% развернутой навигационной системы ― американской GPS есть целый ряд недостатков. Первый и самый главный ― чисто политический. В 1999 году, когда Штаты бомбили Югославию, сигнал GPS был хитро модифицирован так, что рядовые потребители в Европе не могли точно определить свои координаты. Штатовские военные могли, а простые европейцы ― нет. Никто не мешает правительству США сделать такое селективное «загрубление» сигнала снова в любой момент, когда американскому правительству не понравится «поведение» какой-либо из стран. Помимо «политического недостатка», есть еще и технологический. Ввиду особенностей построения система GPS не очень хорошо работает в северных широтах и вообще не работает над Северным полюсом.

В мире пока существует лишь несколько стран, обладающих технологиями и ресурсами, позволяющими создать свою собственную спутниковую навигационную систему, аналогичную GPS. И хотя проектов таких систем насчитывается уже несколько (Европейский Galileo, китайская ― Бэйдоу), лишь одна страна в мире (помимо США) смогла на сегодня осуществить реально массовое развертывание навигационной спутниковой группировки ― Россия.

Да, спутниковая группировка ГЛОНАСС пока не развернута до конца (требуется как минимум 24 спутника, а летает в разное время 18-20). Но суть в том, что 18-20 – это все-таки больше, чем у ближайших конкурентов ― европейской системе Galileo, у которой запущен пока только один опытный (так сказать, «отладочный») спутник и у Китайской Бейдоу (3 спутника). Полное развертывание Galileo планируется не ранее 2014 года, Бейдоу – на 2020 год. То есть, наша система имеет колоссальную фору по времени.

Оно работает

Даже в таком, как сейчас ― неполном виде ― российская система работоспособна и её сигнал востребован. И может быть успешно использован потребителями по всему миру. Здесь необходимо объяснить другой аспект, связанный с работой ГЛОНАСС, который совершенно не понимают не то что миллионы граждан России, но и большинство журналистов, которые начинают писать на тему развития спутниковой навигации.

Представим себе, что владелец обычного GPS-навигатора заезжает в тоннель. Или едет в районе высотной застройки (среди небоскребов), или оказался в глубоком каньоне. В подобных условиях видимость неба часто ограничена, и в какие-то моменты навигационное устройство получает сигнал не от 4 спутников системы GPS, как это должно быть для того, чтобы определить координаты, а лишь от 1-2-3. В этом случае определение координат становится невозможным. Если же в зоне видимости находится 1-2-3 спутника системы GPS и плюс к этому 3-2-1 спутника ГЛОНАСС соответственно, то работая с сигналами двух систем одновременно, устройство МОЖЕТ определить свои координаты. Вот, так. То есть, использование двух систем в связке делает процесс определения координат более надежным, менее зависимым от внешних условий.

По этой причине говорить о «лобовом» противопоставлении системы ГЛОНАСС системе GPS (кто лучше?!) имеет смысл только в случае резкого обострения глобально-политической обстановки в мире. Поэтому даже 18-20 летающих спутников ГЛОНАСС могут оказаться по-настоящему полезными даже для владельцев обычных бытовых навигаторов.

О проблемах

В чем же основные проблемы внедрения нашей системы?

Первая – чисто технологическая. Точнее, историко-технологическая. ГЛОНАСС и GPS создавались приблизительно в одно и то же время ― в конце 70-х, начале 80-х. Создавались на деньги военных и для военных нужд. В 2000 году статус «чисто военной» с системы GPS был снят ― Америка открыла сигнал рядовым потребителям по всему миру. Начался настоящий бум бытовой спутниковой навигации, продолжающийся до настоящего момента. У ГЛОНАСС дела обстояли несколько хуже ― система была уже практически полностью сформирована, когда в начале 90-х начался период «безвременья»: спутники начали выходить из строя, а на запуск новых не было средств. Новый всплеск интереса к ГЛОНАСС случился только в начале 2000-х, и только в 2007 соответствующие указы правительства России стали реальными предпосылками для воскрешения ГЛОНАСС. Таким образом, система в своем историческом развитии потеряла по отношению к GPS как минимум 7-10 лет, которые необходимо сейчас восполнить ускоренными темпами.

Не стоит забывать и о нашем тотальном отставании в некоторых отраслях производства, без которых успешное развитие спутниковой навигации просто невозможно. Например, в микроэлектронном производстве. Отставание это было очевидным еще во времена СССР, в постсоветской России оно приобрело катастрофический, необратимый характер.

В такой ситуации то, что сейчас делается для развития ГЛОНАСС устройств и оборудования – это просто гигантские шаги вперед. Если сравнить приемники ГЛОНАСС-GPS образца 2003-2004 года и опытные образцы приемников ГЛОНАСС-GPS образца 2010 года, то будет виден колоссальный, заметный не вооруженным глазом прогресс.

Модуль нового поколения семейства NV08C, работающих по сигналам ГЛОНАСС/GPS/GALILEO/COMPASS от российского ЗАО «КБ НАВИС»

А что сегодня?

Несмотря на то, что ГЛОНАСС все еще на порядок отстает от GPS, наше оборудование уже вполне работоспособно на уровне государства и корпораций: на танках, самолетах, пароходах и поездах. На системах мониторинга транспорта, на системах контроля за движением, системах быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях. Везде, где не критичны размеры устройств, не требуется мобильность и портативность. И не очень критична цена установки.

С потребительским оборудованием несколько сложнее. Здесь нужны приемники сигнала компактные, энергоемкие, и, что самое главное, дешевые. Но и здесь виден «свет в конце тоннеля». Новое поколение приемников, которое сейчас разрабатывают российские предприятия, вплотную подошло по характеристикам и по цене к тому, что мы уже имеем на открытом рынке GPS-компонентов. Первое потребительское оборудование, которое будет не стыдно сравнивать GPS-навигаторами, появится в 2011 году. А там не далеко и до телефонов с ГЛОНАСС.

ЭРА ГЛОНАСС

Вернусь к тому же, с чего и начал. ЭРА ГЛОНАСС. Аббревиатура расшифровывается как «экстренное реагирование на аварии с помощью системы глобального позиционирования ГЛОНАСС» Проект, безусловно, полезный и необходимый. В масштабах всей страны. Однако, перспективы его широкой реализации, с моей точки зрения, относятся, скорее, к периоду как минимум 5-7 лет. Думаю, что в озвученной разработчиками проекта перспективе (2012-2013 году) максимум, что мы увидим, это лишь тестовые реализации в отдельных регионах, на отдельных территориях и отдельных единицах транспорта. Слишком сложно «пересадить на ГЛОНАСС» (точнее, и тут также идет речь о комбинации ГЛОНАСС-GPS, а не о «голом» ГЛОНАССе) такую большую страну как Россия. Это потребует от разработчиков, действительно, недюжинных усилий и серьезных финансовых вложений. Впрочем, как я написал выше, дело ГЛОНАСС ― дело нужное и весьма благодарное. Всем, кому не безразлична судьба своей страны. А потому я хочу искренне пожелать разработчикам проекта удачи!

Материалы по теме:

- «Бонус за попытку» (колонка Максима Макаренкова об Ubuntu 10.04)

- «Роботы идут» (колонка Алексея Сапина об андроидах)

- «Играем и будем играть» (колонка Алексея Шунькова о компьютерных играх)

Разговоры о ГЛОНАССе
Россия со своим ГЛОНАССом имеет шанс стать одним из «законодателей мод» на спутниковую навигацию.  / Мнение / 21.06.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

rn21

21.06.10 / 13:02

ОТЛИЧНЫЙ МАТЕРИАЛ!

Считаю, что ведущий эксперт-аналитик рынка ГЛОНАСС-GPS навигации Михаил Фадеев написал отличный материал по вопросу ГЛОНАСС-навигации, о которой все уже и думать забыли )) Хорошее напоминание о том, что не все потеряно! Разве что странным выглядит перечень объектов, в которых спутников недостаточно ловится, я бы из него "тоннель" убрал. Т.к. ну не видел я тоннелей, где бы даже технически идеальный ГЛОНАСС пробивал ))


Интересно, что думает независимый аналитик Михаил Фадеев о судьбе если не ошибаюсь (могу ошибаться) единственного коммерческого автонавигатора с ГЛОНАСС+GPS - Glospace SGK-70. Была ли модель успешна, был ли ее выпуск оправдан, стоит ли еще такие выпускать, планирует ли кто-то выпустить подобное? :)

fabiaN

21.06.10 / 13:11

Считаю, что ГЛОНАСС - это пыль в...

Считаю, что ГЛОНАСС - это пыль в глаза нашим президентам, потому что толком там ничего не работает. Знакомая работала в одном питерском институте, где разрабатывают(разрабатывали?) алгоритмы и программы для ГЛОНАСС. Так вот, выведенные ранее спутники уже сломались, либо толком не работают, новых мало, а сам ГЛОНАСС изначально хуже GPS по качеству приема сигнала.

begemosk

21.06.10 / 13:58

Re: Считаю, что ГЛОНАСС - это пыль в...

Так вот, выведенные ранее спутники уже сломались, либо толком не работают, новых мало



По официальной информации, выведены с орбиты 2 спутника. Сейчас летают 21 рабочий и 2 резервных спутника

fabiaN

21.06.10 / 14:02

Re: Re: Считаю, что ГЛОНАСС - это пыль в...

По официальной информации, выведены с орбиты 2 спутника. Сейчас летают 21 рабочий и 2 резервных спутника



:) на то она и официальная :)

gonzalez

21.06.10 / 15:17

вопрос

я не понимаю: в чем проблема с чипами? почему нельзя взять какой-нибудь том-том, расковырять его и сделать чип по образу и подобию?!

Michael Fadeev

21.06.10 / 16:40

Re: ОТЛИЧНЫЙ МАТЕРИАЛ!

Считаю, что ведущий эксперт-аналитик рынка ГЛОНАСС-GPS навигации Михаил Фадеев написал отличный материал по вопросу ГЛОНАСС-навигации, о которой все уже и думать забыли )) Хорошее напоминание о том, что не все потеряно!



Рома, спасибо, что оценил! :))
Разве что странным выглядит перечень объектов, в которых спутников недостаточно ловится, я бы из него "тоннель" убрал. Т.к. ну не видел я тоннелей, где бы даже технически идеальный ГЛОНАСС пробивал ))

Рома, речь о том, что когда въезжаешь в тоннель, то совместное использовать ГЛОНАСС позволяет "ловить" сигнал на бОльших расстояниях вглубь тоннеля. Конечно, в самом центре лефортовского тоннеля ни один ГЛОНАСС ничего не покажет. :)
Интересно, что думает независимый аналитик Михаил Фадеев о судьбе если не ошибаюсь (могу ошибаться) единственного коммерческого автонавигатора с ГЛОНАСС+GPS - Glospace SGK-70. Была ли модель успешна, был ли ее выпуск оправдан,

Модель была абсолютно НЕ успешной. Суть в том, что это был не коммерческий, а, скорее, PR-проект. Хотя мне сложно представить проект, связанный с ГЛОНАСС, который бы нанес бОльшего урона репутации системы, чем все это очковтирательств о с выпуском Glospace и дарением его Путину, Перминову, Алексию и другим VIP'ам.
стоит ли еще такие выпускать, планирует ли кто-то выпустить подобное? :)

Есть основание полагать, что в течение года от сегодняшнего момента появится сразу несколько
вполне коммерческих устройств (навигаторов, прежде всего) с поддержкой сигналов ГЛОНАСС. И чипа Нависа - ощутимый толчок всей индустрии в этом направлении.

Michael Fadeev

21.06.10 / 16:42

Re: Считаю, что ГЛОНАСС - это пыль в...

Знакомая работала в одном питерском институте, где разрабатывают(разрабатывали?) алгоритмы и программы для ГЛОНАСС.



Извините за откровенность, а она там не уборщицей работала? К тому же РИРВ (если речь идет именно о питерском РИРВ) - совершенно не показательный пример, так как РИРВ работает отнюдь не в центре индустрии ГЛОНАСС, а, скорее, ближе к периферии.
Так вот, выведенные ранее спутники уже сломались, либо толком не работают, новых мало, а сам ГЛОНАСС изначально хуже GPS по качеству приема сигнала.

Все это напоминает анекдот про Гоголя и Пушкина.
Более цензурный его вариант звучит так:
- Мойша как вы относитесь в Шопену?
- Не, не нравится он мне.
- А что вы слушали?
- Да ничего, мне вчера Сара что-то напела...
Слышал звон, да не знает, где он...

Michael Fadeev

21.06.10 / 16:43

Re: вопрос

я не понимаю: в чем проблема с чипами? почему нельзя взять какой-нибудь том-том, расковырять его и сделать чип по образу и подобию?!



Почему негры племени мумба-юмба не могут расковырять ракетоноситель Союз и сделать все точно также "по образу и подобию"?
Ничего, что в том-томе стоят GPS-приемники, а ГЛОНАСС - ДРУГАЯ система?

Michael Fadeev

21.06.10 / 16:44

Re: Re: Re: Считаю, что ГЛОНАСС - это пыль в...

:) на то она и официальная :)



Конечно, уборщица тетя Дуся всяко знает про космонавтику больше тех, кто космические корабли проектирует. Очень аргументированно е мнение.... :))

fabiaN

21.06.10 / 16:52

Я понимаю, надо пост защищать, Г...

Я понимаю, надо пост защищать, ГЛОНАСС поднимать, он же такой хороший и алгоритмы для него пишут не студенты на полставки за 8 тыщ в месяц в свободное от университета время и под шумиху ГЛОНАССовскую миллиарды не разворовываются, нет. В общем, удачи ГЛОНАССу. Его ждет великое будущее, ведь "Есть основание полагать, что в течение года от сегодняшнего момента появится сразу несколько вполне коммерческих устройств", то есть он уже по сути обречен на успех. Ах, да, смайл :)

Michael Fadeev

21.06.10 / 17:04

Re: Я понимаю, надо пост защищать, Г...

Я понимаю, надо пост защищать, ГЛОНАСС поднимать, он же такой хороший и алгоритмы для него пишут не студенты на полставки за 8 тыщ в месяц в свободное от университета время и под шумиху ГЛОНАССовскую миллиарды не разворовываются, нет. В общем, удачи ГЛОНАССу. Его ждет великое будущее, ведь "Есть основание полагать, что в течение года от сегодняшнего момента появится сразу несколько вполне коммерческих устройств", то есть он уже по сути обречен на успех. Ах, да, смайл :)



Не вполне понимаю, суть данной иронии. Вы думаете, кому-то тут интересно читать ваш мега креативный и, как вам, видимо, кажется, ну ооочень смешной засер?
Извините, никогда таких людей не понимал. Как говорится, иногда лучше жевать, чем говорить...

Дмитрий Лысак

22.06.10 / 00:31

+100

Миша, спасибо, порадовал. Я на твоей стороне, почему, сам знаешь :). хотя, предпочел бы, чтобы ты во всех моментах пессимизма ошибся, и страна стала как прежде - одним из лидеров :).

Илья Рубцов

22.06.10 / 04:36

"В 1999 году, когда Штаты б...

"В 1999 году, когда Штаты бомбили Югославию, сигнал GPS был хитро модифицирован так, что рядовые потребители в Европе не могли точно определить свои координаты."


"В 2000 году статус «чисто военной» с системы GPS был снят ― Америка открыла сигнал рядовым потребителям по всему миру."
Кровавый хаос с датами и сутью событий, ей-богу. А "хитро модифицирован" - это эпически. Всего-то отключили нешифрованный ("гражданский") сигнал, оставив только шифрованный ("военный"). Не модифицировали, а отключили один из двух сигналов.

Michael Fadeev

22.06.10 / 09:08

Re: +100

Миша, спасибо, порадовал. Я на твоей стороне, почему, сам знаешь :). хотя, предпочел бы, чтобы ты во всех моментах пессимизма ошибся, и страна стала как прежде - одним из лидеров :).



Пессимизма? Дим, побойся бога! Я очень положительно настроен по отношению к Российской навигационной системе. И упорно не понимаю рядовых тупых обывателей, которые не разобравшись, что к чему сразу при слове ГЛОНАСС начинают вопить про распилы и про бессмысленность создания и поддержки системы...

Michael Fadeev

22.06.10 / 09:09

Re: "В 1999 году, когда Штаты б...

"В 1999 году, когда Штаты бомбили Югославию, сигнал GPS был хитро модифицирован так, что рядовые потребители в Европе не могли точно определить свои координаты."


"В 2000 году статус «чисто военной» с системы GPS был снят ― Америка открыла сигнал рядовым потребителям по всему миру."
Кровавый хаос с датами и сутью событий, ей-богу. А "хитро модифицирован" - это эпически. Всего-то отключили нешифрованный ("гражданский") сигнал, оставив только шифрованный ("военный"). Не модифицировали, а отключили один из двух сигналов.

Спасибо за уточнение. Однако то был иллюстративный пример. Думаю, что смысл его всем понятен даже несмотря на некоторую неточность в формулировках.

Станислав

22.06.10 / 23:18

Re: Re: +100

Пессимизма? Дим, побойся бога! Я очень положительно настроен по отношению к Российской навигационной системе. И упорно не понимаю рядовых тупых обывателей, которые не разобравшись, что к чему сразу при слове ГЛОНАСС начинают вопить про распилы и про бессмысленность создания и поддержки системы...



Тупые обыватели, умное руководство? Это подразумевалось?
А орут потому что привыкли жить в этой стране привыкли когда километр строительства 4 кольца в Москве обходиться дороже строительства Большого Адронного Коллайдера, привыкли когда жены мэров попадают на 3 места списков форбс, когда на аукционах гос.закупок выигрывают не те у кого лучше и дешевле, когда бюджет сочинской олимпиады за 4 года до ее начала уже превзошел бюджеты 3х последних олимпиад вместе взятых и.т.п. Вот лично я на данный момент не вижу каких-либо коренных отличий глонасс от остальных "российских проектов".

Станислав

22.06.10 / 23:19

>подразумевалось естественно ...

подразумевалось естественно строительство 1 км БАКа

vese14ak

23.06.10 / 17:01

Re: Re: Re: +100

Тупые обыватели, умное руководство? Это подразумевалось?


А орут потому что привыкли жить в этой стране привыкли когда километр строительства 4 кольца в Москве обходиться дороже строительства Большого Адронного Коллайдера, привыкли когда жены мэров попадают на 3 места списков форбс, когда на аукционах гос.закупок выигрывают не те у кого лучше и дешевле, когда бюджет сочинской олимпиады за 4 года до ее начала уже превзошел бюджеты 3х последних олимпиад вместе взятых и.т.п. Вот лично я на данный момент не вижу каких-либо коренных отличий глонасс от остальных "российских проектов".

Полностью поддерживаю! Сам связан с микроэлектронико й. И насмотрелся уже на то, как государственные тендеры изначально подстраиваются под определённые компании с последующими откатами. ГЛОНАСС идея хорошая, только под "шумок" много денег налево идёт...

Sa64ka

24.06.10 / 10:37

Неубедительно

1. Автор пишет: "Никто не мешает правительству США сделать такое селективное «загрубление» сигнала снова в любой момент"


А кто мешает сделать тоже самое правительству РФ?
2. Автор пишет: "...использование двух систем в связке делает процесс определения координат более надежным, менее зависимым от внешних условий." и далее- "Поэтому даже 18-20 летающих спутников ГЛОНАСС могут оказаться по-настоящему полезными даже для владельцев обычных бытовых навигаторов."
Но, пока ещё нет бытовых навигаторов, поддерживающиx и GPS и ГЛОНАСС!
P.S. Далее читать не стал, ИМХО, заказная хвалебная статья!

Sa64ka

24.06.10 / 10:50

Re: Re: Считаю, что ГЛОНАСС - это пыль в...

Извините за откровенность, а она там не уборщицей работала? К тому же РИРВ (если речь идет именно о питерском РИРВ) - совершенно не показательный пример, так как РИРВ работает отнюдь не в центре индустрии ГЛОНАСС, а, скорее, ближе к периферии.


Все это напоминает анекдот про Гоголя и Пушкина.
Более цензурный его вариант звучит так:
- Мойша как вы относитесь в Шопену?
- Не, не нравится он мне.
- А что вы слушали?
- Да ничего, мне вчера Сара что-то напела...
Слышал звон, да не знает, где он...

Михаил, а кроме анекдота у Вас есть аргументы по вопросу о качестве приёма сигнала ГЛОНАСС в сравнении с GPS&

samsai

26.06.10 / 14:12

Простой вопрос

Что-то я не понял про преимущества сочетания ориентирования с использованием двух НЕ связанных систем. Откуда возьмется увеличение надежности определения координат?! Особенно про проникновение сигнала в тоннели интересно было в комментариях автора почитать. Глонасс актуален только для военного использования и все... другим потребителям он совершенно не нужен. Перспектив превзойти GPS у него нет никаких. Там профессиональные приборы в гражданском (нешифрованном) диапазоне дают сантиметровые точности !!!

fabiaN

22.07.10 / 16:15

@KermlinRussia GPS-чипы точнее...

@KermlinRussia


GPS-чипы точнее, легче, в 10 раз дешевле ГЛОНАССа и осуществляют навигацию не только по России. Поэтому мы запретим их ввоз.

NochNick

28.11.10 / 03:16

Мнение.

Михаил, я согласен с некоторыми высказавшимися, что Вам, как "Независимому эксперту-аналитику рынка ГЛОНАСС-GPS навигации" просто необходимо давать более строгие определения (более конкретные и точные высказывания), дабы, во-первых, не вводить в заблуждение людей, не разбирающихся в освещаемой теме (но интересующихся), и, во-вторых, дабы ваши статьи не вызывали нареканий у ваших оппонентов, которые приводят к сомнениям в "экспертности" (заметьте, не я Вас так назвал) ваших слов.


fabiaN:
Считаю, что ГЛОНАСС - это пыль в глаза нашим президентам, потому что толком там ничего не работает. ..... а сам ГЛОНАСС изначально хуже GPS по качеству приема сигнала.

Не надо считать "наших президентов" (хорошо высказались) недотёпами, которые не имеют понятия, что происходит в стране. То, что большАя часть выделяемых средств по печальной российской традиции "уходит налево", им также хорошо известно (не удивлюсь, если им известно, где это "лево").
То, что ГЛОНАСС изначально хуже - это голословное заявление. Приведите ссылки на исследования. Я могу привести такое сравнение:
http://www.marker.ru/news/2247
Капитан Какао:
А орут потому что привыкли жить в этой стране привыкли когда километр строительства 4 кольца в Москве обходиться дороже строительства Большого Адронного Коллайдера...

Касаемо упомянутой коррупции, я всё-таки предпочту, чтобы воровали, но что-то делали, чем просто воровали и просто ничего не делали. Мы же не в сказке живём. Между прочим, воруют не только у нас, но и "Мерсы" откаты раздают... Это я не оправдываю, просто надо реально смотреть на вещи. И бороться с коррупцией... рано или поздно... только бы не слишком поздно...
fabiaN:
GPS-чипы точнее, легче, в 10 раз дешевле ГЛОНАССа и осуществляют навигацию не только по России.

Что значит "не только по России"? Я ведь правильно понимаю слово "глобальный"? Вот состав группировок:
http://www.ends.by/index.php?option=com_content&view=article&id=4&Itemid=4
"Покрытие
территории России было достигнуто в 2008 году, когда спутников ГЛОНАСС стало 18":
http://www.lenta.ru/news/2010/09/02/glonass1/
Sa64ka:
1. Автор пишет: "Никто не мешает правительству США сделать такое селективное «загрубление» сигнала снова в любой момент" А кто мешает сделать тоже самое правительству РФ?

Никто не мешает, только разрабатывали ДЛЯ СЕБЯ. Про "дальше читать не стал" - извините, но тогда Вам и писать было незачем, ИМХО. Никогда не понимал людей, которые верхушек понаберутся и судят. Про аргументы - я привёл ссылку, а про устройства - всему своё время.
Есть продолжение Разговоров:
http://www.nomobile.ru/opinion/78509.html
samsai:
военное применение ГЛОНАСС не реально. Хотя бы по причине крайней уязвимости ее орбитальной группировки перед боевой группировкой страны создавшей систему GPS.

По вопросу кто сильней и кто кого скорее забодает... Ответ очевиден для любого непредубежденног о человека
Дело в том, что если в страшных снах видятся войны с использованием (термо)ядерных бомб, уничтожением спутников космическим оружием и т. п. апокалиптические картины, то это сродни параноидальному состоянию. Или пророчеству о конце света (но тогда можно сразу пойти подвеситься).
А что происходит в РЕАЛЬНОМ мире? Небезызвестные сильные страны отстаивают свои интересы в ЛОКАЛЬНЫХ конфликтах. И используют для этого имеющиеся в своём распоряжении военные (и не только, также политические, экономические, информационные, разведывательные ) средства. Наличие таких средств и технологий позволяют "с миру по нитке" выигрывать различные "микровойны", что в итоге ведёт к глобальному превосходству (и обогащению). Из истории видно, что каждый, кто хотел получить мировое господство открытым противостоянием (войной), - проигрывал, какими бы целями он ни руководствовался (захват или объединение). Не обязательно развязывать войну, чтобы добиться поставленных целей. Поэтому, угрожает ли кто-то нашим спутникам, или нет, совершенно неважно, потому что мы тоже имеем средства уничтожения чужих спутников. Все это понимают, никому не нужно открытое противостояние. Как в...

NochNick

28.11.10 / 03:17

...продолжение

Как в шахматах: играют отдельные партии, а не "бьют морды". В известном Карибском кризисе стороны побряцали оружием и разошлись, при этом, каждый добился своей цели. Хватило США наглости требовать кое-что от Китая, и они, как водится, направили один из авианосцев поближе в виде веского аргумента. Ну, и?! Китай объявил военные учения, закрыл территорию и немного пострелял. Штаты от своего предложения как-то отказались... Никакой войны.


Отсутствие у нас определённых технологий позволяют некоторым выскочкам не считаться с нашим мнением, то есть, с нашими интересами. Это называется однополярный мир, и, например, меня такое положение вещей не устраивает.
Извините за подобную разжёванность но, видимо, в миру бытует некоторая наивность взглядов.
А на деньги, выбрасываемые на эту практически не нужную затею, вполне можно было бы улучшить ситуацию со снабжением нашей армии действительно необходимым ей оружием и оборудованием.

...чтобы мы могли обстреливать Катюшами воробьёв.
Что до меня - я считаю правильным иметь в СВОЁМ доме СВОИ вещи, потому что чужие могут забрать в любой момент (я понятно изъясняюсь?).
Что мне не нравится - это наглая политика протекционизма ввиду недоработанности ГЛОНАСС. ГЛОНАСС - пока не конфетка, а этакий недожаренный полуфабрикат, имея ввиду его (не)разнообразие на прилавках. Ну, видимо, действовать по-другому "наши президенты" не обучены.
Однако, пройдёт годик, и я прикуплю себе двухформатное устройство. Смущает только подобное:
http://auto.mail.ru/article.html?id=29135
Сейчас
довольствуюсь недавно приобретённым телефоном "с бесплатной навигацией" (понятно, GPS) небезызвестной финской компании. И имел возможность протестировать функциональность на плотных европейских дорогах. samsai! Так вот, действительно, наш автомобиль лихо перепрыгивал с автобана на параллельную дорогу местного значения и обратно (на экране), и пару раз приходилось делать многокилометровы е крюки на германских развязках из-за неточности в показаниях. В таком случае двухформатное устройство, думаю, было бы более полезным.
Кстати, кому интересна более детальная инженерная информация о спутниковых системах:
http://gps-club.ru/gps_think/detail.php?ID=56783