Мнение
Рисунок Темура Козаева

Разговоры о ГЛОНАССе

21.06.10 | 11:35

Автор

Михаил Фадеев

Независимый эксперт-аналитик рынка ГЛОНАСС-GPS навигации

Две недели назад Рунет обошла новость о проекте «ЭРА ГЛОНАСС»: за 180 млн. рублей в России планируется создать аналог европейской системы оповещения об авариях на транспорте e-Call, уже несколько лет работающей в Европе. Прежде чем обозначить мое мнение относительно этого проекта, попробую сформулировать несколько базовых тезисов о том, что есть ГЛОНАСС для нашей страны и для мировой экономики, зачем он нужен, и почему до сих пор проект пробуксовывает на массовом рынке.

Первое, что чаще всего слышишь о ГЛОНАСС от рядового обывателя ― это истерики в стиле «Кому это нужно! Распилы! Воры! Казнокрады!» и т.п. Или же «Куда нам угнаться за GPS?! Кишка тонка!» или же «Еще один АвтоВАЗ!». Между тем, ГЛОНАСС представляет собой весьма удачный пример высокотехнологичного проекта, который действительно нужен и востребован не только в России, но и в мире.

Конкуренты

Через 5-10 лет спутниковая навигация станет неотъемлемой частью инфраструктуры любой развитой страны. Она поможет оптимизировать движение транспорта, решать проблемы пробок в крупных городах, повышать безопасность перевозок грузов и людей и еще много-много всего.

Не стоит забывать, что у единственной на сегодняшний момент на 100% развернутой навигационной системы ― американской GPS есть целый ряд недостатков. Первый и самый главный ― чисто политический. В 1999 году, когда Штаты бомбили Югославию, сигнал GPS был хитро модифицирован так, что рядовые потребители в Европе не могли точно определить свои координаты. Штатовские военные могли, а простые европейцы ― нет. Никто не мешает правительству США сделать такое селективное «загрубление» сигнала снова в любой момент, когда американскому правительству не понравится «поведение» какой-либо из стран. Помимо «политического недостатка», есть еще и технологический. Ввиду особенностей построения система GPS не очень хорошо работает в северных широтах и вообще не работает над Северным полюсом.

В мире пока существует лишь несколько стран, обладающих технологиями и ресурсами, позволяющими создать свою собственную спутниковую навигационную систему, аналогичную GPS. И хотя проектов таких систем насчитывается уже несколько (Европейский Galileo, китайская ― Бэйдоу), лишь одна страна в мире (помимо США) смогла на сегодня осуществить реально массовое развертывание навигационной спутниковой группировки ― Россия.

Да, спутниковая группировка ГЛОНАСС пока не развернута до конца (требуется как минимум 24 спутника, а летает в разное время 18-20). Но суть в том, что 18-20 – это все-таки больше, чем у ближайших конкурентов ― европейской системе Galileo, у которой запущен пока только один опытный (так сказать, «отладочный») спутник и у Китайской Бейдоу (3 спутника). Полное развертывание Galileo планируется не ранее 2014 года, Бейдоу – на 2020 год. То есть, наша система имеет колоссальную фору по времени.

Оно работает

Даже в таком, как сейчас ― неполном виде ― российская система работоспособна и её сигнал востребован. И может быть успешно использован потребителями по всему миру. Здесь необходимо объяснить другой аспект, связанный с работой ГЛОНАСС, который совершенно не понимают не то что миллионы граждан России, но и большинство журналистов, которые начинают писать на тему развития спутниковой навигации.

Представим себе, что владелец обычного GPS-навигатора заезжает в тоннель. Или едет в районе высотной застройки (среди небоскребов), или оказался в глубоком каньоне. В подобных условиях видимость неба часто ограничена, и в какие-то моменты навигационное устройство получает сигнал не от 4 спутников системы GPS, как это должно быть для того, чтобы определить координаты, а лишь от 1-2-3. В этом случае определение координат становится невозможным. Если же в зоне видимости находится 1-2-3 спутника системы GPS и плюс к этому 3-2-1 спутника ГЛОНАСС соответственно, то работая с сигналами двух систем одновременно, устройство МОЖЕТ определить свои координаты. Вот, так. То есть, использование двух систем в связке делает процесс определения координат более надежным, менее зависимым от внешних условий.

По этой причине говорить о «лобовом» противопоставлении системы ГЛОНАСС системе GPS (кто лучше?!) имеет смысл только в случае резкого обострения глобально-политической обстановки в мире. Поэтому даже 18-20 летающих спутников ГЛОНАСС могут оказаться по-настоящему полезными даже для владельцев обычных бытовых навигаторов.

О проблемах

В чем же основные проблемы внедрения нашей системы?

Первая – чисто технологическая. Точнее, историко-технологическая. ГЛОНАСС и GPS создавались приблизительно в одно и то же время ― в конце 70-х, начале 80-х. Создавались на деньги военных и для военных нужд. В 2000 году статус «чисто военной» с системы GPS был снят ― Америка открыла сигнал рядовым потребителям по всему миру. Начался настоящий бум бытовой спутниковой навигации, продолжающийся до настоящего момента. У ГЛОНАСС дела обстояли несколько хуже ― система была уже практически полностью сформирована, когда в начале 90-х начался период «безвременья»: спутники начали выходить из строя, а на запуск новых не было средств. Новый всплеск интереса к ГЛОНАСС случился только в начале 2000-х, и только в 2007 соответствующие указы правительства России стали реальными предпосылками для воскрешения ГЛОНАСС. Таким образом, система в своем историческом развитии потеряла по отношению к GPS как минимум 7-10 лет, которые необходимо сейчас восполнить ускоренными темпами.

Не стоит забывать и о нашем тотальном отставании в некоторых отраслях производства, без которых успешное развитие спутниковой навигации просто невозможно. Например, в микроэлектронном производстве. Отставание это было очевидным еще во времена СССР, в постсоветской России оно приобрело катастрофический, необратимый характер.

В такой ситуации то, что сейчас делается для развития ГЛОНАСС устройств и оборудования – это просто гигантские шаги вперед. Если сравнить приемники ГЛОНАСС-GPS образца 2003-2004 года и опытные образцы приемников ГЛОНАСС-GPS образца 2010 года, то будет виден колоссальный, заметный не вооруженным глазом прогресс.

Модуль нового поколения семейства NV08C, работающих по сигналам ГЛОНАСС/GPS/GALILEO/COMPASS от российского ЗАО «КБ НАВИС»

А что сегодня?

Несмотря на то, что ГЛОНАСС все еще на порядок отстает от GPS, наше оборудование уже вполне работоспособно на уровне государства и корпораций: на танках, самолетах, пароходах и поездах. На системах мониторинга транспорта, на системах контроля за движением, системах быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях. Везде, где не критичны размеры устройств, не требуется мобильность и портативность. И не очень критична цена установки.

С потребительским оборудованием несколько сложнее. Здесь нужны приемники сигнала компактные, энергоемкие, и, что самое главное, дешевые. Но и здесь виден «свет в конце тоннеля». Новое поколение приемников, которое сейчас разрабатывают российские предприятия, вплотную подошло по характеристикам и по цене к тому, что мы уже имеем на открытом рынке GPS-компонентов. Первое потребительское оборудование, которое будет не стыдно сравнивать GPS-навигаторами, появится в 2011 году. А там не далеко и до телефонов с ГЛОНАСС.

ЭРА ГЛОНАСС

Вернусь к тому же, с чего и начал. ЭРА ГЛОНАСС. Аббревиатура расшифровывается как «экстренное реагирование на аварии с помощью системы глобального позиционирования ГЛОНАСС» Проект, безусловно, полезный и необходимый. В масштабах всей страны. Однако, перспективы его широкой реализации, с моей точки зрения, относятся, скорее, к периоду как минимум 5-7 лет. Думаю, что в озвученной разработчиками проекта перспективе (2012-2013 году) максимум, что мы увидим, это лишь тестовые реализации в отдельных регионах, на отдельных территориях и отдельных единицах транспорта. Слишком сложно «пересадить на ГЛОНАСС» (точнее, и тут также идет речь о комбинации ГЛОНАСС-GPS, а не о «голом» ГЛОНАССе) такую большую страну как Россия. Это потребует от разработчиков, действительно, недюжинных усилий и серьезных финансовых вложений. Впрочем, как я написал выше, дело ГЛОНАСС ― дело нужное и весьма благодарное. Всем, кому не безразлична судьба своей страны. А потому я хочу искренне пожелать разработчикам проекта удачи!

Материалы по теме:

- «Бонус за попытку» (колонка Максима Макаренкова об Ubuntu 10.04)

- «Роботы идут» (колонка Алексея Сапина об андроидах)

- «Играем и будем играть» (колонка Алексея Шунькова о компьютерных играх)

Разговоры о ГЛОНАССе
Россия со своим ГЛОНАССом имеет шанс стать одним из «законодателей мод» на спутниковую навигацию.  / Мнение / 21.06.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена