Мнение
Авторская колонка Алексея Ведерникова о 3D

Стереоборьба

01.11.10 | 11:04

Автор

Алексей Ведерников

Редактор раздела фото/видео Nomobile.Ru

Правильно говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Очень грустно становится, когда на рабочий почтовый ящик в очередной раз падает пресс-релиз, в котором 3D-технологии выдаются за нечто инновационное, умопомрачительное и непременно нужное всем и каждому. Ничего радикально нового в пресловутой 3D-шечке нет — основы были заложены в первой половине XX века. Умопомрачительности тоже ни капли — для многих вау-эффект куда-то бесследно пропал уже через пару недель после всемирной демонстрации кэмероновского «Аватара». А более умудренные опытом люди и вовсе его не прочувствовали. Они вспоминали про советский кинотеатр «Москва», где трехмерные фильмы можно было смотреть вообще без стереоочков.

Если проследить за основными вехами развития кинематографа, то получается довольно очевидная цепочка. Поначалу технология только обкатывалась, и зрители имели возможность смотреть лишь короткие ролики вроде известного всем «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота» братьев Люмьер. Затем была целая эпоха игрового немого кино, в которое постепенно пришел звук, а затем цвет. Пока общество потребления только формировалось, кинематограф оставался достоянием элитарной культуры. Потом начались съемки блокбастеров, появление цифровых видеокамер этот процесс существенно облегчило, а компьютерные гении научились щедро разбавлять фильмы спецэффектами. А дальше... тупик. Прокатчикам потребовалось двигать современный массовый кинематограф дальше, к сверхприбылям. И новым вектором его развития стало 3D-кино, становление которого происходило почти одновременно с обычным. Только вот до недавних пор особенной популярностью оно не пользовалось.

Теперь попробуем представить, что мы сидим в кинотеатре и развитие кино происходит в ускоренном режиме. Прямо здесь и сейчас, перед нашими глазами. Мы видим прибывающий на станцию поезд и выходящих из него людей. Мы удивляемся тому, что раньше увидеть такое могли лишь собственными глазами, на вокзале. А сейчас сидим в замкнутом помещении, а поезд вот он — едет прямо по белому полотну. Наш мозг между тем активно работает. Он воспринимает двухмерную картинку как трехмерную, черно-белое изображение пытается представить цветным. Дальше еще круче: мы следим за незатейливым, но настолько трогательным сюжетом «Огней большого города» с Чарли Чаплином, что готовы расплакаться во время финальной сцены. Вдобавок ко всему прочему мы ощущаем эмоции, думаем над интересной историей. Смотреть «Унесенных ветром» нам уже чуточку проще — не нужно подсознательно пытаться увидеть цвета, ведь перед нами один из первых шедевров цветного кино. Однако сюжет по-прежнему захватывает, а мозг по-прежнему сам переводит 2D-картинку в привычное глазу 3D. А дальше нам внезапно показывают что-нибудь вроде «Тупого и еще тупее». Никаких эмоций, максимум — можно пару раз гыгыкнуть в тех моментах, где шутки не слишком натянуты. Но на фоне игры Чаплина и Вивьен Ли в фильмах, которые мы видели до этого, хочется рыдая в голос выбежать из зала. Мозг задействован теперь только в одном направлении: представить 2D как 3D. И под конец нам выдают стереоочки и выводят на экран «Обитель зла — 4». Полтора часа мы следим за тем, как трехмерная Мила Йовович скачет туда-сюда и крошит оживших мертвецов. Сдавая очки на выходе, очень хочется крикнуть: «Стойте! Что это вообще было? Зачем это показывают?» Ведь не было ни сюжета, не испытано ни единой эмоции. Полтора часа головной мозг абсолютно бездействовал: цвет за него дорисовали, 2D в 3D за него тоже переделали, пусть и не так качественно, а думать над сюжетом, которого нет, решительно невозможно. Остается только предаваться блаженному поглощению пивасика с поп-корном.

Есть здесь, правда, один важный момент. На сегодняшний день единственным фильмом, снятым на 3D-видеокамеру, является тот самый пресловутый «Аватар». Все остальное снимали по-старому, только при мастеринге видеоряд искусственно раскладывали до трехмерного. В итоге выходит, что обманывают наши бедные мозги не один раз, а целых три подряд. В первый раз — когда просят надеть очки. Во второй — когда показывают искусственно созданное трехмерное изображение. И в третий — когда, пририсовав к афише откровенно паршивого фильма шильдик «3D», заставляют купить на него билеты тех, кто в 2D это смотреть ни за что бы не стал. Но даже в «Аватаре» сцены, где присутствуют реальные актеры, а не только пейзаж Пандоры и На'Ви, смотрятся слишком ненатурально. Места, где задействована только анимация, воспринимать проще. Скорее всего потому, что объекты и предметы нереальные, аналогов им в нашем мире не существует, а потому мозг не может оценить их форму и глубину.

Впрочем, как бы дело с восприятием ни обстояло, альтернативы нам не дано. Массовый перевод кинотеатров на рельсы 3D смахивает на всеобщую мобилизацию. Недавно вот очень захотелось посмотреть «Ночных стражей», причем непременно в старом добром 2D. Как бы не так. Я перебрал почти два десятка московских кинотеатров, и везде мультфильм Зака Снайдера предлагалось смотреть исключительно в очках. Невольно приходится ощущать себя каким-то сильно ущемленным меньшинством. Ну а большинство тем временем уверенно идет в светлое и не очень понятное 3D-будущее, где, похоже, нет места всем, кому из-за проблем со зрением может быть не просто некомфортно, но и вообще противопоказано смотреть стереокино. Таковы уж законы моды.

Но где-то в глубине души я верю, что есть тот врач, который займется исследованиями и расскажет всем нам правду о 3D. Еще я верю, что найдется человек, который станет главным нонконформистом десятилетия и откроет кинотеатр, где станет показывать только 2D-фильмы. Что-то мне подсказывает, что аудитория у него будет, и очень немаленькая. И наконец, верю в то, что ни один тренд изначально не является залогом успеха. В конце концов, никто не гарантирует, что через пару лет вендоры не предложат нам выкинуть 3D-телевизоры в мусор и купить вместо них что-нибудь другое.

Предыдущие авторские колонки:

«Третьего подождем» (колонка Сергея Маленковича о Windows Phone 7);

«Дополняй и властвуй!» (колонка Ивана Звягина о дополненной реальности);

«Ярмарка ренессанса» (колонка Николая Турубара об IFA 2010).

Стереоборьба
Нам рисуют будущее, где нет места тем, кому по каким-то причинам хочется смотреть только 2D-кино.  / Мнение / 01.11.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

chezganova

01.11.10 / 13:26

дадада!

я совсем не принимаю 3D фильмы, вместо сюжета я думаю только о глазах. которые просто не переносят эту нагрузку и очень болят :(


в итоге: фильм не посмотреть нормально, а вот глаза убить легко.
поэтому и в кино давно не ходила, там сейчас только такие фильмы.
только я думаю, что уж 2D-кинотеатр точно будет) мир так быстро не умеет меняться ;)

vladkens

01.11.10 / 13:50

Re: дадада!

Угу, и так сейчас фильмы не ахти: не спец.эффектов нормальных, ни что самое ужасное — сюжета. А тут еще и 3D окончательно кинематограф убивает :(

begemosk

01.11.10 / 14:01

3D и мода на него - это попытка

3D и мода на него - попытка мифологизации дааавно существующей технологии. По сути, современное 3D и знакомое по советскому детству "стереокино" - одно и то же, отличия –в современном объёмном звуке и «усовершенствован ных» очках.


Самые первый стереофильм появился, на минуточку, в 1915 году. В 50-е годы в США был просто расцвет стереокино, примерно в эти же годы оно начало активно развиваться в СССР. В 80-е у нас был ренессанс стереофильмов, на этот период приходится и знаменитый фильм «Ученик лекаря», считавшийся чуть ли не эталоном стереофильма (я его смотрел в кинотеатре «Октябрь», да )
Основа технологии «3D-кино» – оно же «стереокино» - одна и та же. Конечно, со времен просто «стерео» развились технологии обработки видео, но основа осталась одна: для стереоэффекта съёмка производится либо на две однообъективные камеры, либо на двухобъективную. И «ноги» 3D растут именно из «стереокино». Всё остальное – компьютерные технологии, важность и значимость которых, конечно же, никто не отрицает. Но «3D-эффект» придуман очень давно, и считать его изобретением последних лет – это значит строить современный миф. А для чего миф? Конечно же, это маркетинг. Кэмерон вложился в раскрутку «Аватара» и тем самым начал масштабную маркетинговую кампанию популяризации «нового кино». Потому что на нём можно заработать намного больше денег, чем на кино традиционном. Доказательством могут служить сборы фильмов, которые последовали за «Аватаром» - это и «Алиса», и «Битва титанов» и т.п. Фильм Кэмерона собрал около 2 млрд. 700 млн., а Тима Бёртона – более 1 млрд., что для этого, почти артхаусного режиссёра, сумма весьма большая. А, прости Господи, «Битва титанов» собрала полмиллиарда . Эти фильмы, заметно уступающие «Аватару», не имели бы таких шансов, будь они сняты и показываемы в традиционном формате, а не в 3D.
Так что 3D – это новая мода, то новое, что является хорошо забытым старым. Что не мешает нам получать удовольствия от просмотра 3D фильмов 
PS Что делать, кино должно куда-то развиваться. Сейчас это развитие в сторону 3D, которое стимулировано самым главным двигателем – деньгами. Это развитие по законам рынка: закинули потребителям наживку – они её заглотили, появилась мода, ну и понеслась…
А говорить, что 3D убьёт кинематограф – почти то же, что говорить о смерти театра от кино. Нет, скорее всего просто будет и то, и то, просто рыночные ниши будут разные.

chezganova

01.11.10 / 14:25

Re: 3D и мода на него - это...

я не отрицаю существование 3D. кому-то это надо :) мне вот нет. и да, 3D никогда не вытеснит привычное 2D. консерватизм есть во всем, его почитатели тоже ;)


оо, и я помню стереокино! мне оно нравилось, в отличие от нынешнего 3D :)

Илюшка

03.11.10 / 22:32

Настораживает стремление...

Настораживает стремление режиссеров обеспечить большие сборы своему "творению" за счет 3D. Сюжет, атмосфера, постановка - уходят на второй план.

Necto

15.12.10 / 00:23

Загнивание

Кино ради 3д, а не 3д ради кино. К сожалению, подобная тенденция имеет место быть. И чем дальше, тем хуже, поскольку стоимость производств 3д фильмов будет снижаться, следовательно будут не только блокбастеры с популярными актерами и впечатляющими эффектами, но и полнейший треш уровня Уве Болла.