Мнение

Зри в будущее!

18.11.10 | 11:34

«Трехмерность» наступает по всем направлениям и бьет по нашим с тобой светлым очам. Про 3D-видео мы пару недель назад уже говорили. Теперь самое время подумать о трехмерной цифровой фотографии. Все (а особенно производители 3D-фотоаппаратов) говорят, что за ней будущее. Но учитывая принятую сегодня концепцию 3D, я этим заявлениям, как ни стараюсь, поверить не могу.

Автор

Алексей Ведерников

Редактор раздела фото/видео Nomobile.Ru

Первую в мире фотографию человечество увидело в далеком 1822 году. Сделал ее французский изобретатель Джозеф Нисефор Ньепс. Правда, до наших дней это изображение не дошло, и первым в истории снимком считается другая его работа — «Вид из окна», датирующийся 1826 годом. Если же говорить об истории стереофотографии, то она началась всего на 11 лет позже — в 1837-м, когда англичанин Чарльз Уитстон изобрел стереоскоп. В этот прибор устанавливалась классическая стереопара, и каждый глаз видел предназначенное для него изображение. Получалась та самая пресловутая «тридешечка», которая сначала существовала в виде рисунков, а затем в виде фотографий. Дальше в истории 3D-фото (и в особенности 3D-видео) была только одна значимая веха: изобретение анаглифа, позволившего заменить стереоскоп на красно-синие очки.

Собственно, я веду все к тому же: с появлением цифровых фотоаппаратов ничего толком не изменилось. Нам натурально продают технологию XIX века. Стереофотографии получаются методом съемки на камеру с двумя объективами, расположенными на некотором расстоянии друг от друга, с последующим совмещением. Только раньше снимки хранились на пленке, а теперь на SD-карте.

Именно с такими скептическими мыслями на прошлой неделе я поехал на мероприятие компании Panasonic, пригласившей журналистов протестировать свой первый 3D-объектив. С сегодняшнего дня он полностью совместим с беззеркалками Lumix DMC-G2. Скоро на рынке появится и другой фотоаппарат Panasonic — GH2, в нем поддежка 3D-линзы будет изначально. Но ничего принципиально нового в конструкции такого объектива нет — похожие решения для пленочных камер выпускались давным-давно и за рубежом (Leica Stereo Elmar, например), и в СССР. В одном корпусе заключены две оптические оси, т. е. два маленьких объектива. Фокусное расстояние каждого из них — 12,5 мм, диафрагма — 12.

Первая трудность — низкая светосила. Снимать в помещении на чувствительности ниже, чем ISO 800, не получается — картинка выходит либо очень темной, либо очень шумной. Если фотографировать на GH2, то такое значение приемлемо, а вот с G2 фокус не удастся, и придется либо использовать вспышку, либо ставить фотоаппарат на штатив. Ну а о том, что фотографировать движущиеся объекты с 3D-объективом будет весьма непросто, ты уже наверняка и сам догадался.

Второй неприятный момент — невозможно понять, на каком именно объекте фокусируется объектив. На дисплее камеры в режиме LiveView весь сюжет отображается одинаково мутным, снимать приходится практически наугад.

Впрочем, если говорить о результате, то с ним все в порядке: 3D-эффект есть, но наиболее ярко он выражен только на передних планах, глубина получается не слишком большая. Можно констатировать, что основная задача достигнута, получилось почти «как в "Аватаре"». Но мнение мое так и не изменилось: и в видео, и на фотографиях 3D выглядит как очень качественная аппликация, своеобразная «нарезка планов». Возникает даже аналогия с детскими книжками-раскладушками. Хорошие 2D-фотографии вызывают куда больший восторг.

Непонятным для меня остался главный момент. Несколько десятков лет подряд фотография шла по пути упрощения — от дагерротипов к копеечным пленочным мыльницам, от пленки к цифре, от громоздких и сложных камер к любительским фотикам, на которые снимают только в режиме «автомат». И любители на эту тенденцию не жалуются: жмут на кнопку, заливают снимки в социальные сети и получают искреннее удовольствие, комментируя друг друга. Но если показать снимки Анри Картье Брессона или Хельмута Ньютона человеку, который просто фотографирует, что называется, «для себя», то вряд ли он их поймет. Сотня темных и нерезких фоток с рабочего корпоратива будет для него ценнее, чем один шедевр мировой фотографии. И это, кстати, вовсе не повод для упреков. Просто у всех разные вкусы.

Стереофотография с момента своего появления существовала параллельно с 2D-фотографией, интерес к ней то усиливался, то утихал. Но занимались этим направлением только опытные фотографы: если не профессионалы, то очень-очень заинтересованные энтузиасты. Сделать стереофотографию по-настоящему массовой пытаются только сейчас. Если раньше это было невозможно из-за сложности настроек и необходимости обладать некоторыми знаниями по теме, то теперь все упирается в проблему воспроизведения 3D-контента. Чтобы сделать и посмотреть стереофотографию, нам предлагается купить: а) специальный фотоаппарат или беззеркалку с 3D-объективом; б) 3D-телевизор или 3D-фоторамку. Сумма набегает существенная, и это при очень туманных перспективах всего направления в целом. К тому же нет гарантии, что стереофотография через пару месяцев надоест, стереофотик отправится на полку, а 3D-телевизор будет транслировать старого доброго 2D-Малахова.

Вместе с тем 3D-фотография может быть очень востребованной в профессиональных областях. Например, при архитектурной или интерьерной съемке, где объем крайне важен. Или при съемке музейных каталогов, где требуется передать реальную форму экспоната. Или для рекламы, где наглядность порой является залогом успеха. Даже банальные гаишные группы разбора (представим, что все они честные) не откажутся от трехмерных снимков с мест аварий, поскольку с ними гораздо проще составить схему ДТП и докопаться до правды. Но все упирается в один маленький нюанс: простой стереопарой здесь не обойтись, нужно реальное 3D, которое можно по-всякому крутить, рассматривать с разных сторон и ракурсов. А это уже не столько фотография, сколько моделирование. А представь, какие новые рычаги управления изображением такой способ получения изображения даст самим фотографам? Одна только возможность изменения глубины резкости при постпродакшне чего стоит!

Сразу вспоминаются квадратные фигурки с трехмерными лазерными модельками Покровского собора внутри, которыми в 90-е были завалены все прилавки на Старом Арбате. Мало кто знает, но по той же технологии можно сделать и трехмерный портрет. Специальное устройство сканирует человека, а потом полученное изображение гравируется в хрустальной форме.

Оборудование компании Crystalix — 3D-камера, машина для лазерной гравировки и готовый продукт

Или, например, проект Стэнфордского Университета под названием Digital Michelangelo. Известнейший шедевр мирового искусства — статую Давида работы Микеланджело — оцифровывали в виде 3D-модели с помощью сканеров трех разных компаний. Результат можно посмотреть бесплатно с помощью специальной утилиты, доступной для скачивания на сайте проекта.

С помощью крошечной программки ScanView трехмерного Давида можно в буквальном смысле рассматривать со всех сторон

А это демонстрация впечатляющих возможностей системы Video Trace. Оператор программы размечает точками границы нужного объекта прямо в видеоролике. Затем по этим отметкам строится 3D-модель, с которой можно проделывать множество самых разных манипуляций.

Так вот, о чем это я... Все задатки для создания технологии полноценного 3D есть, просто нужно наконец оставить в покое изобретения двухвековой давности и посмотреть в будущее.

Предыдущие авторские колонки:

«Планшеторнадо» (колонка Арсения Петрова об операционных системах для планшетов);

«Стереоборьба» (колонка Алексея Ведерникова о 3D-кино);

«Третьего подождем» (колонка Сергея Маленковича о Windows Phone 7).

Зри в будущее!
Нет гарантии, что стереофотография быстро надоест, а 3D-телевизор будет транслировать старого доброго 2D-Малахова.  / Мнение / 18.11.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

William

18.11.10 / 14:47

ого!

Video trace - крутая софтина! Не встречал ничего подобного.