Мнение
Авторская колонка Сергея Маленковича о миллионном долге абонента МегаФона

Не тупи!

14.12.10 | 12:04

На прошлой неделе в огонек разговоров о дороговизне роуминга было подброшено даже не полено — целый мешок угля. Некая молодая пара ухитрилась скачать по 3G сериал, используя карточку «МегаФона» и находясь на Крите. Через пару дней им был выставлен счет на миллион рублей, который, конечно, любителей кино совсем не обрадовал. Абоненты не хотят оплачивать счет, используя многие аргументы, но особо упирая на то, что их никто не предупредил и им позволили залезть в минус при балансе всего 600 рублей. Дело дошло до суда, в обеспечение иска истец (оператор) просит наложить арест на квартиру ответчиков. Кто же прав и чем дело кончится?

Автор

Сергей Маленкович

Главный редактор Mobile Digital magazine

Первым делом хочу признаться, что цен на роуминг я не понимаю и считаю их неоправданно высокими. Если обычный интернет-трафик стоит копейки, а локальный GPRS — единицы рублей, почему в роуминге услуга дорожает в сто-двести раз? Разумных объяснений нет, а есть исторические.

Цена формировалась в те времена, когда обычный интернет-канал был недешев, а мобильный Интернет мало распространен и используем в мизерных количествах — единицы, десятки килобайт. Килобайт, а не мегабайт. Но годы идут, пропускная способность каналов драматически подешевела, а аппетиты телефонов подросли. И только цена роумингового трафика мало изменилась, хотя даже технологии предоставления услуги теперь другие. Лично мне справедливой ценой роумингового трафика кажется цифра порядка доллара за мегабайт. А сегодня речь идет о 10-30 долларах за мегабайт. И поэтому я почти не пользуюсь роуминговым интернетом.

Не призываю поднять операторов на вилы и перевернуть мироустройство, а просто не пользуюсь данной услугой. Мир состоит из множества подобных, исторически сложившихся нелепиц. Почему большая часть планеты ездит по правой стороне дороги, а англичане — по левой? Почему в Китае настоящий (sic!) французский коньяк в полтора раза дешевле, чем на родине? Наводить порядок в подобных вещах не всегда нужно, всегда сложно, а для индивида — зачастую невозможно. Поэтому надо научиться их учитывать и выстраивать свое поведение исходя из сложившихся реалий. Даже если есть желание и силы что-то менять — пока изменений не произошло, надо учитывать то, что есть на сегодняшний день.

Глупо ездить по правой стороне дороги в Великобритании, а попав в ДТП, жаловаться, что никто не предупредил о левостороннем движении. Так же глупо потреблять гигабайты беспроводного трафика, когда есть малейшая неуверенность в стоимости этой услуги. «Я не знал», «Меня не предупредили» — это, конечно, удобная позиция. Но знаете, предполагать «по умолчанию», что услуга будет оказана вам бесплатно или задешево — по меньшей мере наивно. Также отмечу, что вокруг расценок на роуминг различными СМИ поднята такая шумиха, что об этой проблеме знают даже те, кто загранпаспорта не имеет. К тому же операторы, наученные предыдущим болезненным опытом, информируют абонентов весьма активно. Например, у героя этой истории, оператора «МегаФон», есть доступный прямо в главной навигационной панели сайта пункт «Роуминг» с подразделом «Другие страны». Там вполне четко указаны цены на все услуги; GPRS для абонентов в Греции будет стоить 44 рубля за 100 Кб. В подразделе «Полезная информация» указана и главная техническая особенность роуминга: «При нахождении в роуминге начисления за оказанные услуги могут отражаться на балансе лицевого счета с задержкой до месяца со дня фактического использования». Кто не читал — молодец. Кто измыслил себе сложную мысль «Про 3G ничего не написано, а GPRS — это другое, поэтому будем считать, что 3G (почти) бесплатно» — молодец вдвойне. И уж совсем не стану я комментировать умственные способности особенности мышления людей, которые начали пользоваться 3G-модемом при наличии в отеле бесплатного Wi-Fi.

Засим я прекращаю рассматривать морально-этические аспекты ситуации и перехожу к техническим.

Технология на миллион

Главный вопрос в этой ситуации: как вообще возможно залезть в минус на такие деньги?

Исторически биллинг в роуминге устроен сложно и работает небыстро. При регистрации телефона в сети местный оператор автоматически запрашивает у родного оператора, доступен ли роуминг данному абоненту, и если да, то предоставляет определенный набор услуг. Затем данные об оказанных услугах и их объеме пересылаются родному оператору, который расплачивается с местным оператором по договорным расценкам и выставляет счет своему абоненту. «Данные об оказанных услугах» (так называемый TAP-файл) могут создаваться и пересылаться между операторами несколько дней, а лет десять назад задержка часто доходила до двух недель. Поэтому списания за любой разговор или GPRS-сессию происходят в роуминге не мгновенно, а спустя определенное время — от нескольких часов до нескольких суток. Поскольку эта особенность тарификации позволяет абонентам уходить в минус, увеличивает число конфликтных ситуаций, а также создает поле для мошенничества, операторы во всем мире активно переходят на хот-биллинг, когда списания со счета делаются мгновенно, даже во время разговора. В своей собственной сети хот-биллинг есть уже у большинства операторов, в том числе российских, но вот в роуминге ситуация осложняется — подобные решения должны быть установлены и у местного, и у родного операторов, и быть совместимы. При нарушении любого из этих условий биллинг будет традиционным, то есть медленным.

С GPRS ситуация осложняется еще и тем, что мало у кого пока установлен биллинг, следящий за сессией передачи данных в ее процессе. То есть обрывать разговор на середине, когда деньги на счету кончились, многие операторские системы умеют, а делать то же самое с GPRS-сессиями пока не обучены. Фактически, стоимость выхода в Интернет высчитывается только когда поход в Сеть завершен. В описанном случае одна сессия вместила в себя пару гигабайт — и вся миллионная задолженность ВНЕЗАПНО стала видна греческому, а потом и российскому оператору. Таким образом, технические несовершенства глобальной системы роуминга создают (узкое) поле для дорогостоящих ошибок абонента. Ткнуть пальцем в конкретного виновника («МегаФон», греческий оператор и т. п.) невозможно — так устроена система в целом, все играют по этим правилам. Работа над ее совершенствованием идет у всех операторов, но пока возможность попасть на миллион остается, задача каждого абонента состоит в том, чтобы не совершать сомнительных действий и принимать страховочные меры. Среди которых первой и главной является ОТКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ НА ТЕЛЕФОНЕ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ ЗА РУБЕЖ. Потому что Android-фон или iPhone может «наказать» вас на пару тысяч рублей, просто занимаясь своей загадочной внутренней деятельностью, включающей выход в Сеть.

Суд идет

По инциденту на миллион судебного решения пока не принято. Но практика показывает, что суд принимает сторону оператора. Если абонент подписывает договор, не читая, это не освобождает его от исполнения всех указанных в договоре обязательств. В отличие от некоторых SMS-шалостей, ситуация с тарифами на роуминг вполне прозрачная (пусть и печальная), поэтому сетовать на неинформирование абонентов не получится. Кстати, надо отметить, что сверхприбыли на роуминге получает именно местный оператор, поэтому львиная доля пресловутого миллиона должна уйти в Грецию.

Предыдущие авторские колонки:

«Просто игрушка» (колонка Максима Макаренкова о Facebook);

«Зри в будущее!» (колонка Алексея Ведерникова о 3D в цифровой фотографии);

«Планшеторнадо» (колонка Арсения Петрова об операционных системах для планшетов).

Не тупи!
О том, как молодожены умудрились влезть в миллионный долг в роуминге.  / Мнение / 14.12.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена