Обзоры
Sony SLT-A55

Не прохлопай!

03.02.11 | 10:00

Sony Alpha SLT-A55

Выпустив беззеркальные фотоаппараты NEX-3 и NEX-5, инженеры компании Sony воплотили в жизнь идею о камере с полупрозрачным зеркалом. Непрерывность и скорость — вот ключевые отличия технологии. Задумка не нова, но от своего пленочного прототипа SLT-A55 отличается так же серьезно, как современный автомобиль с гибридным двигателем от «жестянки Лиззи» дедушки Форда. Что у моей сегодняшней камеры с эргономикой салона и экстерьером, сколько лошадей под капотом и как далеко мы на них ускачем?

Похожий
и другой

Иерархия фотоаппаратов со сменными объективами линейно выстроена в зависимости от габаритов «тушки». Sony A55 в этом плане претендует на звание золотой середины. Камера солидно уменьшилась в размерах (особенно пострадала высота) и в весе относительно A580 с обычным подъемным зеркалом, но не дотянула до беззеркальных NEX по части компактности. По внешнему виду эту зеркалку издали легко спутать с компактным ультразумом и проблема с эргономикой, казалось бы, налицо. Однако потерявшая объем и длину ручка на удивление удобна за счет анатомического углубления под средний палец и прорезиненных накладок с текстурой а-ля карбон. Даже не поместившийся сюда мизинец можно приучить вполне функционально поддерживать фотоаппарат снизу. Слева места для второй руки совсем-совсем нет, придется ее классически расположить снизу: камера все-таки не пушинка, да и зум крутить тоже надо по старинке, мускульной силой.

Sony Alpha SLT-A55

Видоискатель сильнее вынесен назад по сравнению с традиционными зеркалками, что практически избавит от необходимости полировать носом заднюю панель

Нажать
и повернуть

Наконец-то полноценный поворотный дисплей, который откидывается вниз на 180 градусов и вращается вокруг оси на все 270! Это дает возможность снимать с асфальта, с поднятых рук на цыпочках, вверх тормашками и задом наперед (я об автопортретах, а ты о чем подумал?) и конечно, фотографировать людей без привлечения внимания. Приятно и то, что можно уберечь качественный 3-дюймовый экран с разрешением 921 600 точек от царапин во время транспортировки, просто развернув его тыльной стороной наружу. Однако нижнее расположение шарнира имеет свои недостатки: в частности, ограничена функциональность при съемке со штатива.

Sony Alpha SLT-A55

Кнопочная
достаточность

Рычаг включения стандартно находится сверху и обрамляет собой кнопку спуска. Рядом — кнопки переключения просмотра с экрана на видоискатель и включения функции оптимизации динамического диапазона HDR.

Sony Alpha SLT-A55

Если взять фотоаппарат в руку, то средний палец ляжет ровно на управляющее колесо, которое находится под рычагом включения. Решение спорное, так как удерживать камеру придется одним безымянным пальцем; эргономичнее было бы расположить колесо на верхней панели, под указательным пальцем.

Sony Alpha SLT-A55

Минуя наклонную поверхность с кнопками видеозаписи, экспокоррекции и блокировки экспозиции, попадаем на заднюю панель. Справа от экрана размещены кнопки многофункционального 4-позиционного джойстика с кнопкой подтверждения и фокусировки, кнопки просмотра и удаления файлов, кнопка вызова экранного меню Fn. Под электронным видоискателем располагается датчик, переключающий изображения с дисплея при поднесении камеры к глазу. Механизм диоптрийной коррекции позволяет вводить поправки в широком диапазоне -4 — +4 диоптрии. По бокам возвышения видоискателя расположены стереомикрофоны для записи звука. Слева от видоискателя — кнопка вызова меню, чуть дальше — диск выбора основных режимов съемки.

Sony Alpha SLT-A55

На левом боку собраны все разъемы: HDMI, USB, а также контакты для пульта дистанционного управления и для внешнего микрофона. Логотип и надпись GPS рядом сообщают о наличии встроенного модуля определения местоположения. Ближе к байонету располагается селектор включения автофокуса, в верхней части — кнопка подъема встроенной вспышки (не откроется случайно в сумке на выключенной камере и не сломается).

Сама вспышка поднимается непривычно высоко благодаря механизму открытия, работающему по принципу стремянки, и умеет управлять внешними вспышками в беспроводном режиме.

Правый мизинец в процессе съемки очень удобно ложится на кнопку репетира диафрагмы. В сочетании с крупным дисплеем функция предпросмотра глубины резкости весьма полезна.

Sony Alpha SLT-A55

В целом удобство в управлении камерой осталось на хорошем уровне, для выполнения большинства операций залезать в меню не потребуется. Манипулировать фотоаппаратом возможно даже в перчатках, что особенно актуально в условиях нашей суровой зимы — кнопки тактильно различимы и разнесены достаточно удобно. Отдельно стоит отметить съемку видео — она доступна всегда, в любой момент и из любого режима. Нужно лишь нажать большую красную кнопку для начала записи.

Двойное дно

То, что камера необычна, понимаешь, просто заглянув внутрь при снятом объективе. Неподвижное полупрозрачное зеркало направляет примерно 30% светового потока на датчики механизма фазового автофокуса. В этом и состоит ключевое отличие от классических зеркалок — в них при поднятом зеркале активен только менее быстрый и точный контрастный метод фокусировки. Отмечу, что в принудительном порядке зеркало в А55 все-таки поднимается — например, для очистки сенсора от пыли.

Sony Alpha SLT-A55

Помимо возможности использовать преимущества фазовой детекции при съемке видео, неподвижное зеркало имеет и другое достоинство. Сокращение числа механических элементов позволило добиться впечатляющей скорострельности: 10 кадров в секунду — результат, к которому любительские зеркалки пока только стремятся.

Следующая особенность — электронный видоискатель, пришедший на смену традиционному оптическому. Изображение поступает в него непосредственно с матрицы, фактически дублируя дисплей. Однако параметры впечатляют: разрешение 1 440 000 пикселей, увеличение 1,1х, покрытие кадра 100% (далеко не все профессиональные камеры могут этим похвастать!). Задержка столь мала, что практически не ощущается при съемке. Возможность увеличить изображение в режиме реального времени значительно повышает удобство наводки на резкость, а при съемке в условиях сверхслабого освещения электроника усилит сигнал за счет наложения кадров, благодаря чему станут различимы не только очертания объектов, но также их фактура и цвет.

К сожалению, необходимость постоянно держать один из двух электронных дисплеев включенным сильно сказалась на продолжительности съемки. Литиевый аккумулятор, и так не особо емкий, позволит сделать лишь порядка 300 фотографий. У зеркалок с оптическим видоискателем этот показатель ощутимо больше. Впрочем, на день умеренно активной съемки запаса энергии в большинстве случаев хватит.

Традиционно для камер фирмы Sony, SLT-A55 имеет стабилизацию изображения на основе сдвига матрицы. Такое решение используется также в аппаратах Pentax и Olympus, и при практически одинаковой эффективности дает неоспоримый экономический эффект — покупателю нет необходимости переплачивать за стабилизатор, встроенный в каждый объектив. На практике он дал возможность увеличить выдержку до двух ступеней экспозиции без риска получить смазанный снимок, что является вполне достойным результатом.

Меню
и функционал

Большая часть основных настроек доступна через быстрое экранное меню, вызываемое кнопкой Fn. Хотелось бы иметь возможность так же быстро переключаться между форматом файла — JPEG и RAW. Но за этой и другими вспомогательными функциями придется лезть в основное меню. Впрочем, его структура запоминается буквально за день, а подробные всплывающие подсказки позволят отложить инструкцию на дальнюю полку.

15 точек автофокуса весьма причудливо сгруппированы в центральной части кадра. При съемке людей камера может в автоматическом режиме распознать лица и включить фокусировку по точкам, расположенным в этих областях кадра. Выбор точки возможен при помощи навипэда, достаточно нажать центральную кнопку.

Помимо выдающегося режима серийной съемки, камера предоставляет ряд других нестандартных возможностей. Например, HDR-режимы, позволяющие корректировать динамический диапазон кадра.

DRO (оптимизация динамического диапазона) — «фотоаппарат создает изображение с оптимальной яркостью и градацией оттенков, деля изображение на маленькие участки и анализируя контраст света и тени между объектом и фоном» (цитата из инструкции). Действие аналогично работе с параметрами Shadow/Highlights в RAW-конвертере. Силу воздействия можно выбрать из пяти уровней.

HDR — внутри камеры сшиваются три изображения, снятых с разной экспозицией. Склейка достаточно качественная и быстрая, но в ответственных случаях рекомендую все-таки включать режим брекетинга и обработку выполнять на компьютере с применением специализированного ПО.

Панорамная съемка. Нужно включить режим и провести камерой по горизонтали или вертикали. Аппарат сделает серию снимков и самостоятельно склеит их в длинную колбасу. Главный недостаток функции заключается в невозможности вмешаться в процесс склейки панорамы с целью устранения дефектов. Также если быстро вести камеру при плохом освещении, то возможны смазы. Максимальный размер готовой панорамы составляет 8192 х 1856 пикселей. Однако простота получения результата дает этому режиму право на жизнь. Скачать панораму в оригинальном размере

Еще одна очень полезная штука — виртуальный уровень, который может отображаться как на дисплее, так и в видоискателе. Причем наклон камеры отслеживается не только в поперечном, но и продольном направлении!

Встроенный GPS-модуль весьма удобен в путешествиях. Координаты места съемки записываются в EXIF файла, откуда легко экспортируются, к примеру, бесплатным просмотрщиком FastStone в программу Google Earth, а оттуда одним кликом мыши изображение публикуется в Сети. Погрешность определения координат не превышает нескольких метров. Правда, после каждого включения камеры нужно подождать около минуты, чтобы модуль заново нашел спутники. В противном случае в EXIF запишутся координаты последнего снимка, сделанного перед выключением. Ждем следующую модель фотоаппарата со встроенным навигатором!

О чем еще обязательно стоит упомянуть, так это о цвете, который выдает камера. Он безоговорочно понравился. Цвета правильные, в меру насыщенные, работа баланса белого не вызвала нареканий. При обработке снимков на компьютере цвет, как правило, требовал минимального вмешательства.

Фото

Новенькая матрица разрешением 16,2 Мп не разочаровала. Сохранив невысокий уровень шума на значениях чувствительности вплоть до ISO 1600, она дает возможность снимать в экстремальных условиях со значением ISO 25600. В последнем случае шум весьма заметен, но встроенные алгоритмы в значительной степени его нивелируют. К слову, полностью шумоподавление внутри камеры отключить нельзя. Детализация картинки высока, хотя необходимость повышения резкости вследствие прохождения света сквозь зеркало придает изображению некоторую «шершавость».

Съемка в полностью автоматическом режиме показала отличную работу баланса белого и экспонометра, который практически во всех условиях обеспечивал симметричную гистограмму. Система фокусировки стала немного быстрее и точнее, нежели у предыдущих моделей Sony, снизилось количество «рысканий» и процент брака.

Видео

Съемка видео — конек этой камеры: ролики не только удобно записывать, но и смотреть на их качество приятно. Высокое разрешение и частота смены кадров, возможность настроек большинства параметров при съемке, постоянная помощь автофокуса, когда это необходимо, стереомикрофон (плюс возможность подключения внешнего) — серьезные аргументы в пользу SLT-55. Максимальная продолжительность непрерывной съемки составляет 29 минут, при этом файл разбивается на фрагменты по 2 Гб без остановки записи.

Резюме

Камера не имеет прямых конкурентов на сегодняшнем рынке. От классических зеркальных фотоаппаратов ее отличают компактные размеры, наличие отменного цифрового видоискателя и богатый функционал. От беззеркалок — постоянный фазовый автофокус и возможность установки огромного парка «зеркальной» оптики без переходников.

Технология полупрозрачного зеркала — это огромный задел на будущее. Возможно, через некоторое время производители вообще откажутся от зеркал, если встраивание датчиков фазового автофокуса напрямую в матрицу докажет свою эффективность. Сейчас же у разработчиков стояла задача сохранить уровень качества съемки классической зеркалки, упростив конструкцию и уменьшив габариты камеры, попутно повысив удобство использования. К чему они оказались ближе — к «малолитражной» мыльнице или тяжеловооруженному танку-зеркалке? Они изобрели что-то свое, смогли доказать миру жизнеспособность и оправданность своей идеи. Так же, как и культовый, но безнадежно устаревший «Форд Т» эпохи расцвета индустриализации, этот аппарат из роскоши превратился в средство. Средство очень сбалансированное и перспективное.

Материалы по теме:

«Задумчивый» (обзор продвинутого компакта Nikon Coolpix P7000);

«+100» (обзор компактной фотокамеры со встроенным проектором Nikon S1100pj);

«Фототоп» (лучшие фотоаппараты 2010 года).

Дмитрий Арсентьев
Sony Alpha SLT-A55
ПроизводительSony
МодельSLT-A55
Тип матрицыCMOS
Размеры матрицыAPS-C
Общее количество мегапикселей16,7
Количество эффективных мегапикселей16,2
Возможность смены объективада
Тип объективазум-объектив Sony DT 18-55/3.5-5.6 SAM
Ручной баланс белогода
Диапазон ISO100- 12800 (25600 – в режиме наложения кадров, только JPEG)
Диапазон выдержки60 - 1/4000 с
Тип видоискателяэлектронный
Тип жк-дисплеяTFT
Размер жк-дисплея, количество точек3", 921 600 точек, поворотный
Live viewда
Вспышкавстроенная, горячий башмак
Стабилизация изображенияоптическая, сдвиг матрицы
Скорость серийной съёмки, максимум снимков в серии10 кадров/с, 20 RAW / 35 JPEG
Формат записи.raw, .jpeg
Максимальное разрешение снимка4912 x 3264
Съёмка видеода
Максимальное разрешение видео1920 х 1080, 60i (30 кадров/с)
Поддержка карт памятиSecure Digital - Card (SD)
РазъёмыUSB, HDMI, разъемы для внешнего микрофона и пульта д/у
Аккумулятор, количество снимковАккумулятор NP-FW50, примерно 330 снимков
Габариты: ширина\высота\толщина мм124 x 92 x 85 мм (без объектива)
Вес, г.500 г (с аккумулятором, без объектива)
Цена, руб.24 000
Не прохлопай!
Sony Alpha SLT-A55
Зеркалка, которая из роскоши превратилась в средство: сбалансированное и перспективное.  / Обзоры / 03.02.11
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

John-Doe

03.02.11 / 12:22

Прикольная штука...

я бы хотел такой дейвайс для уборки снега как на видео)

Владимир

03.02.11 / 14:09

Я вообще не разбираюсь в...

Я вообще не разбираюсь в фотоаппаратах,но сони делает отличные фото.Но это наверно еще зависит от мастерства фотографа

tony_man

03.02.11 / 23:00

объясните мне, почему вы...

объясните мне, почему вы элементарно не можете сфотографировать аппарат в руке?

Golubev

03.02.11 / 23:09

Спасибо за статью!

Аппарат реально очень заинтересовал!Подождем новинок от других производителей но эта камера пока первый претендент на приобретение.

Irbiss

04.02.11 / 01:10

Re: объясните мне, почему вы...

объясните мне, почему вы элементарно не можете сфотографировать аппарат в руке?



Давно об этом думал, но как-то руки : ) не доходили .) Учтем ваши пожелания и в дальнейшие обзоры будем стараться добавлять такую фотографию.

gbp

05.02.11 / 18:16

...

наличие отменного цифрового видоискателя



вот именно, что цифровой,а не оптический - снимал на эту камеру во время фотоярмарки в Питере, видоискатель не понравился...
и вовсе это не новшество - в начале века подобные камеры выпускал Олимпус (Е-10, Е-20)...

Genadi4

05.02.11 / 19:34

Видел

Эту камеру в Эльдор..о, там она стОит почти 33000 руб.ни как не 24000 как у вас написано.

Anna Muratova

07.02.11 / 23:19

Re: Видел

Эту камеру в Эльдор..о, там она стОит почти 33000 руб.ни как не 24000 как у вас написано.



А я кефир покупаю в Ашане, а не в Азбуке Вкуса ;)