Обзоры

Одна нога здесь...

20.05.11 | 17:36

Обзор игры Portal 2

Игры обычно делятся на две категории. Первая — те, в которых надо думать спинным мозгом и Вау-Импульсным Генератором. Call of Duty, Need for Speed, Crysis, даже Starcraft или Witcher. В них за успешность отвечает способность быстро выбирать из готовых шаблонов наиболее подходящий к ситуации. Во второй категории — те, которые требуют напряжения уже головного мозга. Обычно в них дается достаточно времени на размышление и выбор вариантов, вроде The Incredible Machines или Морского боя, но часто есть варианты, требующие соображать относительно быстро, вроде того же Тетриса или Lemmings. И так сложилось, что эта самая «вторая категория» была до последнего времени представлена простенькими «казуалками» или аркадами вроде Braid. Но в 2007 году хитрый добрый Гейб Ньюэлл, Человек-Карлсон, заманивший в Valve тремя банками малинового варенья юных талантов из Nuclear Monkey Software, которые поразили его идеей Narbacular Drop, решил изменить положение дел и выпустил Portal. Игра, которая была для Valve, прежде всего, экспериментом, оказалась настолько успешной и известной, что выход Portal 2 оставался только вопросом времени. Времени потребовалось ровно 4 года.

А, это ты…

Прежде всего, стоит сделать оговорку. Если играть в какой-нибудь Quake 4 или Modern Warfare 2 можно совершенно спокойно даже без знакомства с первыми частями, то с Portal 2 такой фокус не пройдет. Вернее, не то, чтобы не пройдет, но игра потеряет примерно треть, если не половину своего очарования.

Изначально было две героини — Челл, за которую играл человек, и искусственный интеллект GLaDOS, за которую играла... GLaDOS. Это было гениальным решением — постоянные комментарии со стороны машины наполняли мир жизнью, которой там просто неоткуда было взяться, так как весь остальной персонал комплекса был отравлен GLaDOS. И эти самые комментарии и остались связующим звеном между частями. Поначалу проходя испытания, переживаешь просто непередаваемые чувства — как будто вернулся в дом, в котором провел все детство. Атмосфера сохранена настолько аккуратно и четко, что просто дух захватывает. Дело даже не в общем окружении или знакомом геймплее, сколько именно в комментариях GLaDOS. Ее слегка обиженный тон и соответствующие фразы прямо-таки заставляют чувствовать себя так, будто только что обидел ребёнка.

Забыть про разногласия

Отступление для тех, кто все же пропустил первую серию. Формально есть сюжет — лаборатория Aperture Science соперничает с Black Mesa в исследованиях природы порталов. Как известно, после знаменитого резонансного каскада в лаборатории Аномальных материалов при участии широко известного в узких кругах Гордона Ф., Black Mesa, мягко говоря, вырвалась в перед в вопросе создания межпространственных разрывов. Тем не менее, Aperture Labs продолжают эксперименты по созданию локальных порталов. Одним из подопытных объектов и является игрок. Как игра, Portal представляет собой «пространственную головоломку». Есть комната, вход, где-то вдалеке дверь-выход. А в руках — портальное устройство. Этакая пушка, позволяющая создавать порталы. Прямо как телепортеры в каком-нибудь Quake, но с одним важным отличием — это гаджет, который «создает» не игрока в другом месте, а самые настоящие «дыры в реальности». И если во входной портал ты влетишь, падая с пятиметровой высоты, то и вылетишь с той же набранной скоростью. Точно так же сквозь порталы с легкостью пролетают объекты окружающего мира — например, экспериментальные утяжеленные грузовые кубы. Или враждебные турели. Или энергетические шары, лазерные лучи и вообще все, что не прибито к полу. Простая основа, но она не отпускает до самого конца игры, ведь чем дальше, тем сложней становятся испытания и тем больше пространственного воображения приходится применять.

... ты убила меня...

Как все уже догадались, GLaDOS вернулась. Причем не без моей помощи и подсказок придурковатого летающего шарика-советчика. Вернулась — и снова взялась за старое. Вручила мне портальную пушку и погнала по экспериментальным камерам, попутно отпуская издевательские комментарии. Вообще, в новой части Valve превзошли себя четырехлетней давности. Фразы безумной машины претендуют на остроумие: «Вот результаты теста. Ты... ужасный человек. Да, тут так написано!». Но это все услада для ушей. А перед глазами, тем временем, разворачивается нечто... Знаешь, как это выглядит: герой находит какой-нибудь заброшенный непонятный комплекс, включает главный рубильник — и тут показывают, как загораются лампы, все механизмы, покрытые пылью, начинают включаться, светиться, ржавчина сваливается с металла и прочее... Точно так же выглядит начало путешествия по территории Aperture Labs. За те несколько лет, что я лежал в анабиозе, комплекс зарос сорняками, везде обломки как результат последнего взрыва. И прямо на глазах GLaDOS все это приводит в порядок. Панели заменяются на новые, чистенькие и белые. Покосившиеся выравниваются, новые выползают прямо из-за стен. Зрелище, надо сказать, очень занимательное.

Ты еще пожалеешь!..

Да, нас снова хотят убить. Но на этот раз не только и не столько GLaDOS. Она воспользовалась старым трюком, к которому я уже был готов. А вот новый противник оказался более страшным. Во-первых, из-за абсолютной непредсказуемости, а во-вторых, из-за того, что меня вместе с ядром моей бывшей противницы низвергли чуть ли не в ад. Где обнаружилась, что история Aperture Labs началась далеко не в конце 20 века, и кроме портальных устройств, лабораторией разрабатывались еще три очень забавных субстанции. Как водится, эти субстанции Valve сама не придумывала, а просто соблазнила создателей игры «Tag: The Power of Paint». Первая субстанция, так называемый «Отталкивающий гель», позволяет прыгать на огромную высоту. В моем случае удалось скакнуть на высоту, равную той, с которой я грохнулся на него своими модными сапожками. Вторая — «Проталкивающий гель» — представляет собой этакий ускоритель. Размазав его по земле и пробежав по этой луже, я могу набрать такую скорость, что уже даже не нужно ниоткуда падать — можно «убиться об стену», предварительно поставив на ней портал, и из выхода я вылечу как пробка из бутылки. Ну и третья — «Преобразующий гель», с легкостью заляпывающий любую поверхность, что позволяет создавать на ней порталы, даже если изначально она совершенно не предназначена для этого.

Займись чем-нибудь другим...

Но самое главное нововведение Portal 2 — это не придурковатый робот, не новые гели, не увеличившаяся в три раза продолжительность и даже не новая финальная песня. Самое интересное — это появление мультиплеера. В сетевом режиме в игру вступает уже не главная героиня, а два засветившихся в промо-роликах робота, собранных в лаборатории — шарообразный Atlas, выкрашенный в синий цвет, и оранжевый долговязый Peabody. При взгляде на эту пару сразу видны торчащие уши рекламы M&M’s. Каждому выдается портальная пушка, куча забавных эмоций-гэгов и бесконечные жизни. Играть интересно по двум причинам. Во-первых, это забавно само по себе — думать приходится вдвоем, и чтобы коллега реализовал твою идею, приходится выстраивать целые предложения из маркеров. Маркеры — это такие специальные метки, которые может видеть напарник, обозначающие то, что ты хочешь от него добиться. Например, указывающие, где ему разместить порталы. Или как и что нажать или куда прыгнуть. Формально, можно пользоваться микрофоном, но попробуй поболтай с каким-нибудь поляком, который не знает ни русского, ни английского. А во-вторых, из-за удвоения числа доступных порталов, задачи становятся на порядок сложнее и требуют намного более четкого взаимодействия. Быстро сообразить, как именно надо расположить четыре портала, получается далеко не сразу. И раз за разом бедные Atlas и Peabody падают в кислоту, расплющиваются о стены или давятся огромными панелями с кольями в лучших традициях фильмов об Индиане Джонсе. К счастью, это не вынуждает загружать игру. Специальная труба недалеко от входа выплюнет новенького робота — и понеслась!

... тем, что не разрушит комплекс

На самом деле, мультиплееров тоже два. Первый — обычный, если играть со случайным напарником в сети. Получается настоящий симулятор межрасового общения, ведь общаться получается только жестами да метками. А второй — это уже настоящий десмач. Играть в него нужно только с микрофоном, с другом. Ведь прохождение совместной кампании строится на доверии роботов. А что будет, если первый игрок, дойдя до конца светового мостика, перевесит портал, убрав мост из-под бегущего по нему второго? Вот то-то же. Дикий хохот и вопли в наушниках обеспечены. И, что самое интересное, GLaDOS всячески поощряет подобные издевательства, выдавая комментарии наподобие «Да, синий намного лучше понимает суть командного взаимодействия, за что награждается двенадцатью очками» — как раз после того, как синий расплющит оранжевого, наступив на кнопку.

Ты чудовище

Нет, даже Portal 2 не идеален. Причем не столько технически, сколько человечески. И опять всему виной консоли. Игра стала банально проще. Вернее, не столько проще, сколько менее требовательной к реакции. В первой части был уровень, где надо было, вылетев из портала, быстро развернуться, прицелиться, повесить новый портал, после чего успеть открыть в месте падения второй. Больше ничего такого нет. Если требуется перевешивать портал, находясь в воздухе, то выглядит это как «прыгнул и скачешь как горный козел», спокойно целясь и нажимая кнопку в нужный момент. Да и сами места для размещения порталов зачастую абсолютно очевидны, а в «исторической» части вообще отмечены желтыми указателями. И, кажется, Valve опускается до выпуска DLC. Раньше это называлось «патч» и распространялось разработчиком абсолютно бесплатно, для поддержания интереса к игре.

Как дела?

Как финальный вердикт, можно сказать одно. Valve — это что-то вроде Blizzard, только от мира экшенов. Они не стесняются экспериментировать, покупать удачные идеи и выпускать действительно законченные игры. За всю мою жизнь я не нашел существенных багов ни в одной от них. Теперь к обширному списку моих Steam-игр добавляется Portal 2, как одна из самых интересных головоломок современности. Если хочешь отдохнуть от постоянных перестрелок, фарма уровней и прочих интеллектуальных занятий, и поиграть в игру, требующую немного ума и воображения — не пожалей несколько сотен. Тем более, что в комплекте со второй частью идет и первая, специально для тех, кто пропустил.

Тестовый стенд

Материнская плата: Asus M4A77D
Процессор: QuadCore AMD Phenom II X4 Black Edition 965, 3415 MHz
Оперативная память: 8GB
Видеокарта: Gigabyte GeForce GTX 460 1GB
Жесткий диск: WesternDigital WD7501AALS 750 GB
ОС: Microsoft Windows 7 Ultimate 6.1.7600

Настройки: 1680 x 1050, Уровень качества: Максимальный, FSAA 2x
Среднее FPS: 89

Материалы по теме:

- Право руля! (Обзор игры Need For Speed Shift 2: Unleashed)

- Нано такой костюм? (Обзор игры Crysis 2)

- Георический гастарбайтер (Обзор игры Dragon Age 2)

Денис Сасс
Одна нога здесь...
Обзор игры Portal 2
Первый Portal оказался настолько успешным, что выход второй части стал только вопросом времени.  / Обзоры / 20.05.11
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

NiK0nvs

20.05.11 / 18:34

Веселье.

Игра сама по себе классная не обращая на недочеты.


P.S. Видео состоит из одних сполеров

DemAn

20.05.11 / 19:46

Спойлеры

ага, кто не играл-видос лучше не смотреть, слишком много подсказок.)))


Отличная игра, отличный обзор!

iandarken

20.05.11 / 21:04

Черт, я про спойлеры как-то не...

Черт, я про спойлеры как-то не подумал ) Там же пара нудных задачек решены >_

PovstaneC

20.05.11 / 21:53

DLC

Как и полагается добрым волшебникам DLC для Portal 2 будут бесплатными.


Возможно вы имели ввиду шапочки?
Я-бы поставил игре 99% ниже ну ни как)

Иван Саратов

20.05.11 / 22:08

Гениальная...

Прошел первый портал и все мап-паки к нему,включая прелюд,второй ждал с нетерпением!


игра получилось просто шикарной!прошел на одном дыхании!
а о кооперативе и говорить нечего - одно удовольствие только!
хоть портал 2 оказался несколько легче,нежели тот же прелюд,но он зато приобрел нормальный сюжет,офигенную динамику и много новых супер фишек!игра класс!Valve гениальны,как всегда!

Антон Рогозин

21.05.11 / 12:59

Нудно...

Читаешь, читаешь, читаешь... Скучно. Комментарии на скриншоты поставить и текст немного украсить юмором, либо укоротить в полтора-два раза и тогда интересно будет.


А насчёт видео, то явно спойлер, но вот первая мелодия, использованная в видео ужасна, не в тему, а вот 1:42 самое то. Хорошо что я примерно месяц назад игру прошёл, а то видео бы удивился (особенно GLADOS-картошке).

Gainan Ibragimov

21.05.11 / 16:55

Ну у Valve есть платные...

Ну у Valve есть платные дополнения, точнее доп шмот) к Team Fortress 2 можно за кэш вполне прикольные фиговины купить)

iandarken

21.05.11 / 22:09

Re: Нудно...

Комментарии на скриншоты поставить и текст немного украсить юмором, либо укоротить в полтора-два раза



Как за нефиг. Я лично тебе в следующем обзоре могу бугагашенек накидать. Вот только сделает ли это обзор лучше? Разным людям, по какой-то дурацкой причине, нравятся разные вещи.

Izmalkov

21.05.11 / 22:33

Re: Re: Нудно...

Я лично тебе в следующем обзоре могу бугагашенек накидать.



О, это дело! Однотипные обзоры скучны.

John-Doe

23.05.11 / 13:01

Кстати русская озвучка

Кстати русская озвучка это минус 40% к привлекательности игры)


На англ.яз намного интереснее.

Антон Рогозин

24.05.11 / 10:30

Re: Кстати русская озвучка

Кстати русская озвучка это минус 40% к привлекательности игры)



Голос Кейв Джо́нсон в русской версии порадовал, голос ГЛЭДОС на 50%, а голос Уитли ужас!