Обзоры

Шейк ит бэйби!

20.06.11 | 20:29

Обзор игры Duke Nukem Forever

Часть первая,

в которой рассказывают, кто такой Дюк Нюкем

Если ты не знаешь, кто такой Дюк Нюкем, то тебе, видимо, следует закрыть эту статью. Или ты не играешь в игры. Или ты не человек. Хотя нет, пришельцы как раз осведомлены о Дюке, ещё как осведомлены! Впрочем, есть еще одно объяснение. Пятнадцать лет назад ты был слишком мал, чтобы познакомиться с легендой.

Сама история началась еще в 1991, когда Apogee Software выпустила первого, аркадного Дюка. Мелкая козявка в розовой футболке бегала по плоскому Лос-Анджелесу и истребляла пришельцев. Потом была вторая часть, мало отличающаяся, разве что футболка превратилась в майку-алкоголичку. И вот, в 1996 году разработчики выдали «свой Doom», с Дюком, бильярдом и стриптизершами. В прямом смысле. Это была  настоящая олд-скульная игра, сделанная еще во времена, когда джеки томпсоны не совали свой нос в мир видеоигр, а родители не обвиняли разработчиков в том, что их дети съехали с катушек после пары сотен расстрелянных монстров. Дюк Нюкем — нереально харизматичный блондин-альфа-самец, являющийся последней надеждой человечества и единственным живым «сотрудником» EDF — Сил Защиты Земли. Всех остальных перебили пришельцы. Занимался он тем, что отчаянно ругался, смотрел на голых баб, играл в азартные игры, любовался на себя в зеркало (впервые в те времена!), генерировал десятки запоминающихся фраз и между делом спасал мир путем отстрела пришельцев. Еще бы — они украли наших женщин! В общем, это был не простой экшн, аналогичный мегапопулярному тогда Doom, а какое-то стреляющее непотребство от первого лица.

Игра запомнилась зашкаливающей маскулинностью, неполиткорректностью, туалетным юмором — и весьма выдающемся по тем временам движком. Хотя, кого интересуют движки?! Yippie kay-yay, motherfucker!

Часть вторая,

в которой рассказывают, что случилось, пока Дюк отдыхал

Через три года после выхода оригинала, первой (а на самом деле, третьей) части, было анонсировано продолжение. Которое нам пришлось ждать двенадцать лет. Игру откладывали, переделывали, меняли движки и даже закрывали. В конце концов, за нее взялись ребята из GearBox, которые когда-то, например, делали аддоны для первого Half-Life.

А мне еще казалось, что это «Сталкер» пришлось долго ждать. За это время игры стали, скажем так, другими. Простыми и дружелюбными. Из-за слишком широкого распространения на них наложили кучу ограничений, прилепили рейтинги и запретили называть вещи своими именами. Поэтому в наше время сделать игру с руганью, мясом и прелестями юных дев — значит, обречь её на рейтинг Mature, что, по идее, должно сильно сократить круг возможных покупателей. Но ничего подобного! Когда это детишки не могли купить спички? Если поначалу разработчики и старались вытягивать игры из слишком суровых рейтинговых ограничений, то в итоге все поняли, что если игру не может купить ребенок — ее может купить ребенку его отец. Который и сам в нее с удовольствием поиграет. Как показал опыт Ведьмака, наличие плашки «18+» ничуть не сказывается на продажах.

Часть третья,

в которой рассказывают, почему новый Дюк — это круто

Так вот, он вернулся. Причем все такой же неполиткорректный и харизматичный. Были сомнения — на что осмелятся разработчики после многочисленных истерик по поводу того, что игры развращают современную молодежь. Ага, игры развращают, а певица Ангина, у которой на детском утреннике грудь вываливается из платья — не развращает. Но, к счастью, все обошлось. Игра начинается с... «туалетного экшена» под полным нашим руководством. Postal отдыхает. Второй «опенинг» становится... э-э-э... в общем, сам увидишь чем в исполнении двух близняшек. Duke, was it any good? — After twelve f** years it should be! После однотипных скучных стрелялок к нам снова возвращается тот самый Дюк, каким мы помним его.

Нет, механически — это экшн от первого лица. Снова кучи монстров, пушки, грохот выстрелов — все как у всех. Почти все. Главное отличие — это стиль и атмосфера побоищ. Градус неадеквата зашкаливает неимоверно. Постоянные комментарии, нездоровая... хотя нет, как раз здоровая, прямо здоровенная тяга к женскому полу, хамство и самоуверенность — вот, что такое Дюк. В эту игру можно влюбиться за одни только постоянные комментарии стероидного блондина. Те, кто играл еще тогда, пятнадцать лет назад, будут постоянно смахивать слезы умиления, слыша до боли знакомые фразы. После нескольких часов игры даже моя сестра начала бурчать под нос — «Good... bad... I’m the guy with the gun!».

Разработчикам удалось сохранить тот старый стиль разборок, когда на тебя набрасывается куча монстров, а ты не сидишь за бетонным укрытием, а достаешь пушку побольше да разносишь в мясо всех этих пришельцев и вместе с Дюком комментируешь — «Let God sort’em out!», с радостным возбуждением рассматривая кучу кровавых ошметков. Ну и какой же Дюк без девичьих прелестей! Им даже посвящен целый уровень, где можно встретить десятки топлесс-барышень, просто растущие на стенах гроздьями молочные железы и даже огромного уродливого монстра с тремя... наверное, лучше назвать это «бурдюками».

Часть четвертая,

в которой рассказывают, почему новый Дюк — это не круто

А теперь переходим к неприятному. Дело в том, что в новом Дюке ничего, кроме самого Дюка, нет. Игра, если выкинуть главного героя и заменить на безымянного новичка, окажется просто очередной стрелялкой. Идиотская консольная система, при которой мы носим с собой только две пушки, идиотская консольная система сохранений, идиотская консольная простота. В этом главная проблема игры — она делалась с расчетом и на нормальную игровую платформу, и на консоли. Благодаря этому мы лишились перестрелок в том виде, в каком они должны быть. Если нет желания искать и пытаться запустить оригинальный Duke Nukem 3D, поиграй в относительно свежий Painkiller, там этот дух сохранен хорошо, поймешь, о чем я.

Следующим минусом является абсолютная коридорность. У нас только одна дорога — вперед, и она всегда очевидна. А ведь в оригинале уровни были пусть не большими, но запутанными и интересными. Получи упавшую с монстра карточку доступа — и вспоминай, к какой из закрытых дверей с начала уровня она должна подойти. Или какую дверь откроет только что повернутый рычаг. Это было, черт возьми, интересно и трудно! Нынешние же игры сильно похожи на древний тир VirtuaCop — компьютер сам тебя ведет, твои задачи — только целиться и стрелять.

То самое консольное ограничение на две пушки сыграло злую шутку с битвами с боссом. Раньше у нас был весь набор оружия. И мы собирали, копили снаряды для монструозного Devastator’а, ракетницы и прочего. Чтобы при встрече с боссом было чем его «обрадовать». Сейчас же можно спокойно расстреливать все что есть. Потому что перед каждым боссом нас ждет услужливо оставленный Devastаtor и ящик с бесконечными патронами рядом. И каждая битва с боссом превращается в простую беготню от укрытия до ящика и обратно. Финальная драка с Императором не вызывает ничего, кроме недоумения — это самая легкая битва в игре.

Часть пятая,

в которой рассказывают, почему в это стоит играть

Да потому что это самый настоящий симулятор Дюка Нюкема! В процессе игры ты так сливаешься с героем, что прямо во весь голос начинаешь кричать «Hail to the King, baby!» и дрыгать ногами от избытка эмоций. Помнится, недавно у нас вышла похожая игрушка, Bulletstorm. Вот там был экшн, яркие герои, все как надо. Но не выходило настолько сильно отождествлять себя с главным героем. Есть Грейсон Хант как герой, есть я как игрок. Здесь же кажется, что именно я ругаюсь, расшибаю кулаками инопланетные рыла и задорно радуюсь разлетевшимся по округе кускам монстров.

Эта игра отчаянно пытается быть «как раньше», вызывая те же чувства, что и полтора десятка лет назад. Даже сейчас у нас нет столь же харизматичного и яркого героя. Несколько часов игры, и я вернулся в девяностые, в школу, за свой первый 486DX. Уже только за это можно простить игре и ориентированность на приставки, и коридорность, и еще очень и очень многое.

Часть шестая,

в которой рассматриваются всякие глупости

А вот с графикой не все так радужно. Лица и анимация, после второго Ведьмака, вызывают недоумение. Пост-эффект фильтр хочется отключить полностью. Свинорылые иногда напоминают пластиковые модельки. Это не то чтобы мешает, но оставляет не самые лучшие впечатления.

Со звуком же, наоборот, все в порядке. Дюк не способен молчать в принципе, комментируя чуть ли не каждый шаг. Довольно бодрый, не обременяющий саундтрек, ностальгические звуки оружия. И все это даже не думает тормозить на конфигурациях, приближенных к минимальным.

Часть последняя,

в которой подводятся итоги

Игра очень неоднозначна. Не столько на любителей, сколько на желающих поностальигровать. Она одновременно и похожа, и не похожа на десятки современных шутеров. Если рассматривать игру как обычный экшн, то лучше потратить время на Bulletstorm и получить намного больше удовольствия. Но если имя Дюка Нюкема для тебя не пустой звук, а фраза «Shake it, baby!» вызывает кривую ухмылку, непременно стоит сыграть. Хотя бы ради Дюка. Вам обоим понравится. В ближайшие двенадцать лет ничего похожего не предвидится.

Тестовый стенд

Материнская плата: Asus M4A77D
Процессор: QuadCore AMD Phenom II X4 Black Edition 965, 3415 MHz
Оперативная память: 8GB
Видеокарта: Gigabyte GeForce GTX 460 1GB
Жесткий диск: WesternDigital WD7501AALS 750 GB
ОС: Microsoft Windows 7 Ultimate 6.1.7600

Настройки: 1680 x 1050, уровень качества: максимальный.
Среднее FPS: 120
. Время на прохождение: 6 часов.

Материалы по теме:

- Право руля! (Обзор игры NFS Shift 2: Unleashed)

- Нано такой костюм? (Обзор игры Crysis 2)

- Георический гастарбайтер (Обзор игры Dragon Age 2)

Денис Сасс
Шейк ит бэйби!
Обзор игры Duke Nukem Forever
Чтобы вышел очередной Дюк, понадобилось столько событий, что хватило бы на целую жизнь.  / Обзоры / 20.06.11
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена