Обзоры
Panasonic HDC-Z10000

Смотри в оба!

11.10.11 | 14:16

Panasonic HDC-Z10000

Всего месяц назад на берлинской IFA компания Panasonic анонсировала действительно уникальную 3D-видеокамеру. Если тебе доводилось держать в руках профессиональную съемочную технику, то представить ощущения от общения с Z10000 будет несложно. Если нет — приведу простой пример: от любительского камкордера она отличается примерно так же, как бюджетная малолитражка от лимузина.

Что к чему

Главная фишка Z10000 заключается в том, что это первая в мире 3D-видеокамера с интегрированной оптикой, которая умеет снимать ролики в самом продвинутом на сегодня формате 1080/50p. От общепринятого Full HD-режима 1080/25i новый стандарт отличается тем, что здесь каждую секунду в память записывается не 25 половинок изображения, содержащих четные или нечетные строки, а полсотни честных полных кадров. Кстати, именно такой апгрейд кинотехнологий имел в виду Джеймс Кэмерон, призывая студии перейти на более прогрессивную систему съемки и распространения видео.

Panasonic HDC-Z10000

Перескочив с чересстрочной картинки на прогрессивную и увеличив вдвое частоту кадров, можно получить ощутимый прирост в четкости и плавности передачи движения, что особенно важно для владельцев больших телевизоров

Впрочем, на съемку большого кино Z10000 не рассчитана: все-таки это не монстр из съемочного павильона, а что называется просьюмерский аппарат, адресованный журналистам, видеограферам, то есть независимым творческим личностям, ну и конечно же, особо упертым любителям — всем, кому требуется качественная 3D- или обычная картинка за сравнительно небольшие деньги.

Как это работает

Те, кому близка операторская тема, помнят, что на прошлогодней IFA Panasonic представил первый 3D-камкордер любительского класса — HDC-SDT750 — по сути, обычную камеру с одним объективом и одним сенсором изображения (точнее, одним оптическим блоком 3MOS, каждая матрица которого фиксирует один из цветовых компонентов RGB). Две картинки на одной матрице возникали благодаря особой стереоскопической насадке, накручивающейся прямо на объектив.

Так вот, не смотря на внешнее сходство с вышеописанной системой, двойная оптика HDC-Z10000 работает совершенно по другому принципу. Тут мы имеем дело с двумя полноценными объективами, за каждым из которых смонтирован отдельный трехматричный модуль, так что в общей сложности в камере установлено аж шесть матриц! Более того, разработчики Panasonic оснастили каждый объектив очень неплохой системой оптической стабилизации.

Panasonic HDC-Z10000

Даже на полностью выдвинутом зуме (т.е. при фокусном расстоянии 320 мм в 35-мм эквиваленте) операторы с крепкими руками действительно могут вести съемку на Z10000 без штатива

Смысл использования двух независимых оптических трактов очевиден: в этом случае кадрам для левого и правого глаза не приходится делиться друг с другом ни разрешением оптики, ни площадью MOS-сенсоров, однако конструкторам такое полное раздвоение далось очень нелегко. Дело в том, что для создания действительно качественного объемного эффекта оба оптико-электронных тракта должны быть идентичными и работать совершенно синхронно. И если цветопередачу матриц еще можно подровнять электронными средствами, то механика объективов должна функционировать с точностью швейцарских часов: стоит при зумировании или фокусировки одной линзе сместиться чуть больше, чем соседней, и трехмерная картинка просто рассыплется на глазах изумленных зрителей.

Как с этим работают

Взяв в руки «десятитысячную», понимаешь, чего разработчики камер лишили рядовых любителей самодельного кино в борьбе за миниатюрность, простоту (чтобы не сказать примитивность) настроек и доступную стоимость.

Аппарат здоровый, тяжелый, а потому снимать им — одно удовольствие. Правая ладонь комфортно лежит на огромном сервоприводе объективов. За зумирование отвечает не ползунок, в который невозможно попасть пальцем, а массивные «качели», позволяющие плавно и точно управлять объективом. Оптику опоясывает кольцо ручной фокусировки с удивительно мягким ходом — еще один типичный атрибут профессиональной системы.

Panasonic HDC-Z10000

На огромном 3,5-дюймовом экране можно рассмотреть сцену во всех подробностях, а если съемка ведется в 3D, то и в объеме. Правда, трехмерное изображение на мониторчике видно далеко не под любым углом зрения — его приходится как бы ловить взглядом. При съемке в солнечный день можно воспользоваться видоискателем — монитор в этом случае прячется в особую нишу внутри рукоятки

Отдельного упоминания заслуживает звуковой тракт. При желании на ручке можно смонтировать любой микрофон с профессиональным коннектором XLR, а микшер с возможностью ручной регулировки уровня сигналов превращает камеру в качественный внестудийный рекордер.

Panasonic HDC-Z10000

Регулировок изображения и вспомогательных функций предусмотрена масса. Полностью настроив камеру под себя, состояние «регулисторов» можно сохранить в одной из трех ячеек памяти, чтобы потом вызвать все установки одним нажатием кнопки

Резюме

Смотреть отснятый материал было тяжело в том смысле, что внимание постоянно сосредотачивалось не на технических характеристиках картинки, а на несовершенстве собственного операторского мастерства.

Высокая кадровая частота записи в сочетании с отличными характеристиками оптики и фирменных трехматричных модулей производит сильное впечатление. Другое дело, что нужно отдавать себе отчет в том, что аппаратура такого класса требует серьезного подхода к навыкам оператора.

Режим интеллектуальной автоматики тут, разумеется, тоже предусмотрен, но стоит ли выкладывать пять тысяч долларов, чтобы загнать себя в рамки стандартных сюжетных программ? Стремящаяся к двум килограммам масса и нешуточные размеры тоже накладывают на стиль съемки свой отпечаток, да и штатив для такого аппарата атрибут почти обязательный.

Одним словом, Z10000 — это «кино не для всех». Однако тем, чьи возможности и операторские амбиции простираются хоть немного дальше сюжетов типа «как я загорал на пляже», советую присмотреться к этому аппарату внимательнее. При его возможностях и качестве картинки цена в 150 000 руб. уж точно не покажется завышенной.

Материалы по теме:

- «Глазастый» (обзор 3D-камеры Panasonic HDC-SDT750);

- «Видеокамера в ипотеку» (обзор 3D-камеры Panasonic AG-3DA1);

- «Правильное блюдо» (предварительный обзор Sony NEX-7).

Алексей Егоров / Николай Турубар
Panasonic HDC-Z10000
Матрица2x (3x1/4,1” MOS)
Фокусное расстояние, мм2,84 – 34,1/2,84 – 28,4 (2D/3D)
СветосилаF1,5 – 2,8/1,5-2,7 (2D/3D)
Кратность12х/10x (2D/3D)
НосительFLASH
Видоискатель0,45ʺ 1226880 пикс.
Экран3,48ʺ LCD; 1152000 пикс.
Форматы записи3D: 1080/50i, 1080/25p, 1080/24p / 2D: 1080/50p, 1080/50i, 1080/25p, 1080/24p
Разрешение (фото)2304х1296
Поддержка карт памяти2xSDHC/SDXC
Внутренняя памятьНет
СтабилизаторОптический
Размеры145х195х350 мм
Вес1,6 кг (без аккумулятора)
Цена, руб.150 000
Смотри в оба!
Panasonic HDC-Z10000
Один из самых полезных 3D-гаджетов на планете в обзоре Nomobile.ru!  / Обзоры / 11.10.11
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

Андрей Кочнев

11.10.11 / 16:13

Спасибо за обзор

Посмотрел обзор и понял что я хочу...


Хочу машинку на ПДУ! ;)

Иван Звягин

11.10.11 / 16:47

Re: Спасибо за обзор

О да! Мы с Кимом недавно обзавелись — гоняем по внутреннему дворику МК и вводим в ступор местную охрану :)

Андрей Кочнев

11.10.11 / 16:57

Re: Re: Спасибо за обзор

О да! Мы с Кимом недавно обзавелись — гоняем по внутреннему дворику МК и вводим в ступор местную охрану :)



Блин, я тоже хочу(
А что за машинки? Недавно видел Nissan GT-R за 10к - крутая тачка)

Иван Звягин

11.10.11 / 17:23

Re: Re: Re: Спасибо за обзор

Гоняем на Traxxas. У Коршунова заднеприводный Stampede (в видеообзоре), у меня — Grave Digger (в сэмпле с камеры). Прямо таки гоночные требуют ровного покрытия, а эти ползают где угодно и в любую погоду. Цена вопроса тоже в районе 10к.

skrdma

11.10.11 / 20:46

Re: Re: Re: Re: Спасибо за обзор

Гоняем на Traxxas. У Коршунова заднеприводный Stampede (в видеообзоре), у меня — Grave Digger (в сэмпле с камеры). Прямо таки гоночные требуют ровного покрытия, а эти ползают где угодно и в любую погоду. Цена вопроса тоже в районе 10к.



А есть модельки с блокировкой дифференциала, а то "без" не катит?

plus

11.10.11 / 21:02

простите, если помешал, но...

простите, если помешал, но камера, мне кажется, ок.

Иван Звягин

11.10.11 / 21:04

Re: простите, если помешал,...

Камера офигенная!

Иван Звягин

11.10.11 / 21:05

Парни, по поводу машинок лучше...

Парни, по поводу машинок лучше пишите мне на почту вопросы, чтобы флуд не устраивать здесь. zvyagin@nomobile.ru

nekrasovvl

12.10.11 / 00:01

"…вот она рыба моей мечты…" :D...

"…вот она рыба моей мечты…" :D су-пер!!!

Andrey_S

12.12.11 / 19:24

Несколько 3D профи вопросов о...

Спасибо за обзор, я профессионально увлекаюсь 3D и мне хотелось бы узнать ответы на следующие вопросы:


1) Какой физический стерео базис (расстояние между осями линз)?
2) Какой диаметр линз (не оправки)?
3) Какой способ выставления плоскости рампы - оптическое смещение оси объектива или электронное смещение изображения на матрице?
4) Каков уровень шумов и артефактов по сравнению с камерой Sony TD10, hxr-nx3d1 и JVC GY-HMZ1 ? Если не довелось их посмотреть, То достойный ли уровень шумов для полупрофи камеры с нормальным светосильным объективом? На цифровой телеканал возьмут или забракуют как недопустимо плохого качества?
5) Пишет ли объектив реально FULL HD или мылит как на TD10?
6) Прогрессив 24p честный (один строб экспозиции)? или на уровне чипа камера объединяет две интерлейсные гребенки как на 25p (два строба экспозиции)? Для 3D это очень важно, так как размытие контура усложняет восприятие 3D. В инструкции на сайте написано, что 25p это аппаратное объединение гребенок 50i (а это мухлеж).
7) Программное обеспечение позволяет выделить два потока отдельно или side by side? Или только mvk 3D?
8) Можно ли фиксировать, выставленную в ручную, дистанцию плоскости рампы и заставить камеру ее удерживать?
9) Баланс белого по образцу выставлять можно?
10) Глубину резкости в 3D режиме выставлять в ручную можно?
11) Экспозицию в 3D режиме в ручную выставлять можно?
12) Ну и где в России ее можно купить сейчас?

Andrey_S

12.12.11 / 20:59

Несколько 3D профи вопросов о...

Для снятия вопросов о качестве картинки можно попросить Вас выложить короткий ролик снятый камерой в 2D 1080p (24p) без пережатий в кодеке 264? А также 3D (в mvk или side by side) в 1080p 24p. Интерес к 24p в том, что есть вероятность, что это единственный режим с честным прогрессивом на этой камере в 3D, а также это стандарт цифрового 3DTV и универсальный мастер-матерал на сегодняшний день. Как то объективы формата дверных глазков вызывают сомнение в реальном качестве адекватной настоящим полупрофи камерам для TV репортеров.


В будущих обзорах интересно увидеть 3D камеру Sony PMW TD300.

Andrey_S

13.12.11 / 13:48

Несколько 3D профи вопросов о...

Пардон, за серию сообщений (опции корректирования постов не нашел). Глядя на фотки еще вопрос про объективы возник. На первый взгляд объектив кажется больше, чем у Sony, но приглядевшись можно увидеть, что шторки частично закрывающие входное стекло. Из этого возникает предположение, что первая стекляшка это может быть не линза, а защитное плоское окно (хотя шторка может не попадать в область матрицы - но на полупрофи камерах такие штуки предпочитают не делать, чтобы блики не создавать). Точно по рисунку трудно понять. Уточните пожалуйста: Первая стекляшка это входная линза объектива или плоское защитное окно? Если диаметр реального объектива размером блестящего металлического кольца, то абберации не позволят создать нормального полупрофи изображения никакими средствами :(

Andrey_S

19.12.11 / 17:51

Спасибо за ответы

Видимо, это таки был обзор радиоуправляемых машинок ;)