Обзоры

Весомые аргументы

21.05.12

Битва ретро-беззеркалок

Раньше встречали по одежке, а теперь — еще и по гаджетам. У тебя до сих пор третий iPhone? Рискуешь прослыть неудачником. Снимаешь на старую зеркалку? Чувак, в тренде системные фотоаппараты. Ретро всегда остается в моде, только это должен быть настоящий винтаж, а не трехлетний кусок железа. Есть, конечно, исключения. Например, Pentax K-01 или Fujifilm X-Pro1. Они сделаны настолько круто, что даже спустя годы ими можно будет хвастаться перед друзьями, объясняя, что классные фотоаппараты, как хорошее вино — с возрастом только дороже.

Дизайн и габариты

Pentax K-01 вызывает ажиотаж у окружающих. Он желтенький и ребристенький, всем хочется его потрогать. Девушки с эффектной фигурой, любящие, чтобы трогали их — не покупайте K-01. Вам придется приложить усилия, чтобы переключить внимание потенциальных поклонников на себя. А если все-таки купили, то за отсутствие личной жизни скажите спасибо дизайнеру Марку Ньюнсону. Он сделал K-01 таким притягательным, что Red Dot Design Award назвала эту камеру победителем в номинации Product Design 2012.

Fujifilm X-Pro1 против Pentax K-01

Желтенький тяжел и толст. Весит 560 грамм. И это без учета объектива. Габариты 121x79x59 мм внушают уважение к владельцу. K-01 — не только фото и видеокамера, это еще и эффектный аксессуар и средство самообороны, в случае чего. Надо было назвать его не «ноль-один», а «ноль-ноль-семь» — Pentax 007. Кстати, он выпускается не в только в желто-черном, но еще и в чисто черном и черно-белом цветах. Это, безусловно, делает его более скучным, но вместе с тем и менее марким. Впрочем, моется резиновый так же легко, как и пачкается.

Харизма Fujufilm X-Pro1 бесспорна. Любого ретрограда бросит в дрожь от классических строгих форм, но простой обыватель может подумать, что эту доисторическую камеру ты случайно откопал в бабушкином чулане. Стоит взять его в руки, прикоснуться к многочисленным рычажкам и винтикам, и понять, что это любовь.

Fujifilm X-Pro1 против Pentax K-01

Тросик дистанционного управления у Fujifilm X-pro1 вкручивается в кнопку спуска затвора. Элегантно, ностальгично и романтично

Смесь металла, кожи и резинового ухвата разбавляют несколько пластиковых элементов, таких же брутально-черных, как и все остальные части камеры. Весит X-Pro1 450 грамм, его размеры 140x82x43 мм. Как видишь, при желании тоже можно использовать в качестве средства самообороны.

Эргономика, управление

Pentax, за счет большего ухвата, ложится в руку лучше конкурента, он вообще весь такой миленький и плавненький. Переключение по меню и выбор режимов — просты и понятны.

Fujifilm X-Pro1 против Pentax K-01

Над вопросом «куда вставлять флешку» придется поломать голову. Камера действительно достойна быть орудием шпиона. Отсек для карты памяти, разъемы USB и HDMI нашлись за резиновой шкуркой, которая поначалу казалась наглухо влитой в корпус.

Fujifilm X-Pro1 против Pentax K-01

Решение спрятать разъемы за резиновой оболочкой очень эффектно, но заставляет задуматься в долговечности конструкции, ведь, как и любая резинка, она может порваться

Из приятных моментов — отдельная кнопка для старта записи видео и встроенная вспышка, соседствующая с башмаком для выносной. Из неприятных — клавиша удаления кадра загнана на «крышу» фотоаппарата. Дело привычки, но мне такая ссылка важного органа управления показалась очень неудобной.

Разобраться в запутанном меню Fujifilm непросто, зато все важные настройки вынесены на многочисленные рычажки и крутилки.

Fujifilm X-Pro1 против Pentax K-01

X-Pro1 — камера не для профанов, что подтверждает внушительный барабан с параметрами выдержки. По соседству с ним и со спуском затвора колесо экспокоррекции. Не стоит искать на корпусе регулировку диафрагмы, она изменяется только на фирменных объективах. Снимающие в мануальных режимах будут пищать от восторга от такой управляемости, а любители зеленой зоны и предустановленных режимов могут потеряться в многочисленных списках и кнопках меню.

Fujifilm X-Pro1 против Pentax K-01
Fujifilm X-Pro1 против Pentax K-01

На левом боку у нас разъем для подключения студийного света и динамик

Матрица

Тут, собственно, ничья. Если уж придираться, то Fuji с 16.5 мегапикселями круче Pentax аж на 0.2, и размер кадра будет на 32 пикселя больше по длинной стороне. Fujifilm, анонсируя свою новую разработку X-Trans CMOS, хвастается, что благодаря специальному цветному фильтру, на уровне матрицы удалось минимизировать муар и искажение цветов. В ранних моделях с этими недугами боролись, вставляя низкочастотный фильтр в конструкцию объектива. С муаром фильтр справлялся, но приводил к некоторой потери резкости. Обязательно проверим, насколько наш подопытный черненький резче желтенького, и резче ли вообще.

Объективы

Pentax пожертвовал компактностью во имя функционала и оставил байонет системы “K”. Таким образом, перед тобой открываются безграничные возможности выбора многочисленных пентаксовских объективов.

Fujifilm X-Pro1 против Pentax K-01

То, что лежит у камеры — это не крышечки для линз, это сорокамиллиметровый объектив

Обязательно попробуй мозговзрывающую линзу 40 мм f/2.8. Она настолько тонкая, что задняя заглушка чуть ли не толще, чем сам объектив.

Fujifilm X-Pro1 против Pentax K-01

Pentax SMC DA 40 мм f/2.8 Limited! Габариты 63х15 мм, вес 90 грамм

Косяк вышел только с крохотной резиновой передней крышкой. Механизма защелкивания на ней нет, она просто насаживается на маленькую выступающую часть линзы, как… впрочем, опустим сравнение. Так вот, эта штука очень легко сваливается с объектива и так же легко теряется. За день активного тестирования фотоаппарата я теряла ее раза три, не меньше.

Fujifilm, в отличие от конкурента, хвастает своим мегатонким 17,7 мм байонетом. Специально под него разработано три совершенно новых объектива: 18 мм f2, 35 мм f1.4 и 60 мм f2.4.

Fujifilm X-Pro1 против Pentax K-01

18, 35 и 60 мм. Все с блендами

Как видишь, все фиксы. Любой фотограф знает, что они дают лучшее качество, чем зумы, а фокусное расстояние настоящий профессионал приучен менять своими ножками. Как и сама камера, объективы выполнены очень добротно. Каждому обязательно прилагается собственная металлическая бленда. Вот только таскать бленды придется отдельно, да и пользоваться ими не очень удобно, потому как в надетом состоянии они блокируют доступ к крышке объектива.

Экран и видоискатель

Уважаемые конструкторы обеих компаний, ну за такие деньги вы могли бы сделать и поворотный экран. И тачскрин бы не помешал. Но нет, придется довольствоваться трехдюймовым ЖК c 921 000 пикселями у Pentax и 1 230 000 пикселями у Fujifilm. Последний заметно меньше слепнет на солнце. Тут бы K-01 спас обычный видоискатель, но такой конструктивный элемент, видимо, не вписался в концепцию дизайна. Зато у X-Pro1 он и обычный, и электронный. Видоискатель прекрасно дружит со всеми тремя объективами, показывая в случае 18 мм и 35 мм полностью объективную картинку, а при надетом 60 мм рисует белую рамку с границами кадра.

Детали и цены

Как же иногда не хватает моему крутому Canon 5D Mark II встроенной вспышки. Понятно, что она бьет в лоб и часто засвечивает картинку, но с этим можно справиться, уменьшив мощность, или рассеять свет обычной салфеткой. В конце концов, иногда в темноте надо сделать просто информативный кадр, поэтому встроенная «пыха» — очень полезная деталь в фотоаппарате. Конструкторы Pentax со мной полностью согласны и поэтому оснастили K-01 выпрыгивающей сверху лампочкой с ведущим числом 12. А вот специалисты Fujifilm, наверное, рассчитывают продать больше аксессуаров. Миниатюрная вспышка EF-20 обойдется покупателю примерно в 6500 рублей, при этом кроме как пыхать ровно перед собой двадцатка больше ничего особо и не умеет.

Fujifilm X-Pro1 против Pentax K-01

Еще один камень в огород X-Pro1 — отсутствие стабилизации. В K-01 система стабилизации встроена в тушку, значит, будет работать с любыми накрученными объективами. При всем при этом Fujifilm стоит несравненно дороже Pentax’а: 55 тысяч рублей за «боди» против 25 тысяч у конкурента. Да и каждый объектив любителям ретро обойдется в стоимость тушки K-01, в то время как фантастический пентаксовский блинчик стоит примерно 15 000 рублей.

Кадры

С первого же тестового кадра X-Pro1 рвет конкурента на мелкие кусочки, наконец-то оправдывая внушительную разницу в цене. Pentax дает неплохую, насыщенную картинку, немного темную на мой взгляд. Раз уж темно — самое время проверить вспышку. Она работает очень неплохо, не делая засветов, хотя, как и должно быть при бахе «в лоб», изображение становится плосковатым.

Fujifilm лишен вспышки, но она ему и не нужна. Мягкие, нежные цвета, прекрасная проработка деталей. Пожалуй, я не знаю камеры, которая бы могла отработать такой портрет лучше.

Слева направо: X-Pro1, Pentax K-01 со вспышкой и без:

Снимая пейзаж, не забывайте о переднем плане. Если он есть, то фотография становится намного интереснее. Возвращаясь к нашим фотоаппаратам, отметим, что насыщенная, весьма качественная картинка у Pentax опять не идет ни в какое сравнение с Fujifilm.

Здесь и далее: слева X-Pro1, справа Pentax K-01:

У Pentax все равно есть свои плюсы. Например, он фокусируется быстрее своего оппонента. Особенно если мы снимаем с близкого расстояния, не используя режим макро. Если модель очень подвижная, то с К-01 у тебя еще есть шансы сделать симпатичный портрет. Точное попадание — где-то один к двум. Бегая за моделью по всей лужайке минут пять с надетым на Fujifilm «шириком», самый четкий портрет я сделала вот такой (см. ниже), при этом пару раз споткнулась и влезла в крапиву. Было больно. Вывод – нечего снимать модель шириками, все настоящие фотографы знают, что это дурной тон.

Макро на обеих камерах не блещет. Но, видимо, тут все дело в объективах. Хочешь снимать полноценное макро — тебе необходим «макрушник». Из пентаксовских в наличии у меня были только кит 18-55 и тот самый блинчик. Что касается Fujifilm, то да простят меня японские боги, не углядела надпись макро на 60 мм и наивно пыталась снимать на 35 мм. Каюсь. Зато камеры были в одинаковых условиях, одинаково постоянно промахивались мимо фокуса и выдали примерно одинаковые картинки.

Fujifilm — первый фотоаппарат, которому можно доверить автоматический режим в сумерках. И это при том, что у X-pro1 нет стабилизатора, а конкурент при наличии этой опции снял смазанную картинку, пригодную только для домашнего альбома. Ставим ручные настройки и получаем добротные качественные фотографии на обеих камерах.

Автоматический режим:

Ручной режим:

Но, несмотря на провал в режиме авто, Pentax K-01 покорил мое сердце одной только функцией интервальной съемки. Чтобы снимать таймлапсы на своем Кэноне, я покупаю за 5000 рублей специальный тросик, который периодически рвется и приходится приобретать новый. А тут надо просто выставить нужный тебе интервал, задать требуемое количество кадров и — вуаля! Такую съемку делают с приоритетом диафрагмы, а с подбором выдержки Pentax более-менее справляется сам.

Видео

На корпусе X-Pro1 нет кнопки записи видео. Его создатели особо не заморачивались такими мелочами, посчитав, что фотокамера должна в первую очередь делать фото, а все остальное потом.

Обе камеры снимают Full HD (1920х1080). Fujifilm записывает ролики с частотой 24 кадра в секунду, Pentax — 30, а если уменьшить разрешение до 1280х720, то получится все 60 кадр/сек.

Отработка светов и цветов на видео в автоматическом режиме аналогична фотографиям, и Pentax по-прежнему ловит фокус лучше конкурента. Чтобы проверить матрицу X-Pro1, которая феноменально борется с муаром, воспользуемся страшным сном телеоператора — полосатым платьем. Кстати, платье на модели смотрится прекрасно, согласен? :) А вот рябь, появившаяся на видео дорогущего фотоаппарата, совсем не смотрится. Pentax таких сложностей не боится, никаких муаров во время съемки на замечено. Ночное видео у K-01 также лучше — за счет более быстрого фокуса.


Пример ночной съемки:

Резюме

А что тут думать? Если есть лишние 100К — не думай, покупай Fujifilm. С ней даже необязательно учиться всяким выдержкам и диафрагмам, поставил на авто — и снимаешь шедевры. Модели будут в восторге. Так, глядишь, и потраченные деньги быстро отобьются.

Если денег нет, но есть готовность учить матчасть — присмотрись к Pentax K-01. С его чудесной нешумной матрицей и знаниями фотошопа можно тоже наделать шедевров, а заодно и стать профессиональным видеографом. А за умение снимать таймлапсы — K-01 еще раз отдельный огромный респект.

Материалы по теме:

- «Не ожидали» (41-мегапиксельная Nokia 808 PureView);

- «Полкило нанотехнологий» (Обзор Lumix FZ150);

- «Под старину» (предварительный обзор Fujifilm X-Pro1).

Ирина Василевицкая
Весомые аргументы
Битва ретро-беззеркалок
Стильный Fujifilm X-Pro1 против модного Pentax K-01. Только на NOMOBILE.RU!  / Обзоры / 21.05.12
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена