Обзоры

Get Even

23.07.17 | 23:22

Get Even

Разум... Сознание... Подсознание... Наш мозг - удивительный и таинственный объект. Казалось бы, просто центральный отдел нервной системы живых существ. Ан нет, не все так просто. Некоторые считают, что мозг - самый сложный компьютер. Хотя уже высказано несколько опровержений этому. На мифе о "10 % используемой части мозга" основано множество фантастических рассказов, фильмов и сериалов,где люди получали сверхчеловеческие способности, от псионики и телекинетики, до богоподобности. Но есть у нас еще одна, во многом определяющая способность - память. И речь идет не об умении воспроизводить знания и навыки, а о воспоминаниях, их интерпретации и влиянии на человека. Именно эта тема лежит в основе игры от польской студии TheFarm 51, Get Even.

Обещания

Анонсировав игру в 2013-ом году, разработчики очень многого наобещали: фотореалистичная графика, виртуальная реальность, инновационныйсингл с элементами мультиплеера, сюжетная компания, за двух противоборствующих протагонистов... Как думаете, сколько из всего выше перечисленного было реализовано? Да почти ничего! Ну что ж, тут все ясно. Нас опять обманули, сматываем удочки и расходимся... Так? Как ни странно, но в данном случае не стоит торопиться. Несмотря на то что TheFarm 51 не выполнили своих обещаний, все-таки обратить внимание на GetEven стоит. Объясню почему.

Завязка

Сюжет - самая сильная часть игры и главная, но отнюдь не единственная причина прикоснутся к ней. Вы - наемник по имени Блэк, который пытается спасти некую девушку. Тропинка... Скрипучая дверь.... Обветшалый дом... Вы бредете по нему, периодически отвлекаясь на сканирование улик и чтение различных документов. Несколько противников, но они умирают, даже не заметив вас. А в голове, словно бой часов: "Тук-Тук". По лестнице вниз... Подземные катакомбы, напоминающие бункер... Гулкий звук шагов в полутьме... Еще враги - легкие мишени. Ведь у вас есть тепловизор и "КорнерГан", оружие, позволяющее стрелять заугол. В тишине раздается тяжелое дыхание Блэка, из коридоров доносятся чьи-то далекие голоса, а в голове нарастает: "Тук-Тук! Тук-Тук!" Поворот за поворотом, развилка за развилкой и вот, наконец, нужная дверь. В помещении пара противников. Два точных выстрела, и они мертвы. В центре комнаты к стулу привязана девушка. Она кричит и молит о помощи. Вы подходите ближе... К ней прикреплена бомба. Сквозь вопли вам удается разобрать: "Кажется, они говорили, что код - 3001! Да, точно!" Быстро вводите его и... Взрыв... Придя в себя, вы обнаруживаете Блэка недалеко от старинного здания. Он ничего не помнит, кроме выше описанных событий. На телефоне сообщение: "Жду в корпусе пять..." Вы направляетесь в дом. Оказывается, что это заброшенная психиатрическая лечебница. Тусклый свет, ржавые каталки, покрытые пылью стулья с держателями для рук и ног и разбросанные повсюду части манекенов. Вы заходите в очередную комнату... Слышите голос... Помещение заполняется газом... Вновь очухавшись, вы поимаете, что вам на голову прикрепили какой-то механизм. "Пандора" - прибор, позволяющий концентрироваться на воспоминаниях и заново переживать их. Некий Ред, общающийся с вами через мониторы на стене, сообщает, что вы сами обратились к нему за помощью. Вам нужно вспомнить: кто та девушка, почему взорвалась бомба и что, вообще, там делал Блэк. А в голове вновь раздается: "Тук-Тук! Тук-Тук! Тук-Тук!"...Далее нам предстоит путешествие как по самой психушке, так и по воспоминаниям Блэка.

Баланс

Важный момент заключается в том, что хоть игра и позиционируется как шутер, но основной акцент все-таки сделан на истории. И при этом она умудряется не скатываться в крайности. То есть у нас здесь не развлекательное "кинцо" ААА класса, созданное для отключения мозга и ленивого созерцания красивой картинки. Но и не дремучее инди, для понимания сюжета которого придется перечитать три сотни записок и копаться в псевдо-символизме и метафорах. GetEven удалось найти баланс. Центральная история понятна и без дополнительных материалов, но для любителей глубины здесь также приготовлено множество газетных вырезок, журналов, фотографий, плакатов и так далее. Даже больше. Вам предложат собрать все записки в игре. Их поместят в специально созданном месте внутри вашего сознания, где все развесят по специальным доскам, как в классических детективах, и соединят веревочками для наглядности. Информация с этих стендов поможет лучше понять происходящие в конкретном воспоминании и сформировать более цельную картину. Но, как уже говорилось, на основное повествование это не влияет. Плюс приятный бонус - каждый полностью собранный стенд откроет доступ к новому оружию. Нужно отметить, что в игре предполагается несколько концовок, но рассказать о них без спойлеров практически невозможно. Так что пойдем дальше.

Из глубины...

Повествование исключительно из глаз главного героя - не редкость в игровой индустрии. И если речь идет о ААА, то скорее всего, это осознанное решение разработчиков, которое идет проекту только на пользу, как например DOOM или Far Cry. А вот что касается инди... Как ни прискорбно, но данный стиль подачи зачастую обусловлен крайне маленьким бюджетом. С Get Even же все не так просто. Нехватка денег действительно ощущается, и за всю игру мы не увидим ни одной кат-сцены. И для сюжетной игры это недостаток... Точнее, должен был бы им быть, но The Farm 51 удалось превратить недостаток в достоинство. Вместо срежиссированных сцен на протяжении всей игры мы наблюдаем лишь пару персонажей, взаимодействующих с нами, и статичные расплывчатые образы героев, чьи голоса, словно эхо, доносятся из глубины разума... И это работает! Игра погружает в себя не хуже виртуальной реальности. Вы словно не игрок за экраном монитора, а непосредственный наблюдатель, который следит за переживаниями людей изнутри их воспоминаний. Конечно, во многом сама тема игры способствует такому восприятию, но и грамотная подача материала играет свою роль.

Повороты

Вообще, инди разработчикам есть чему поучится у The Farm 51. Никаких пространных разговоров ни о чем, все строго по делу и несет конкретный смысл. Символизм по большей части прост и понятен. Но игра также умудряется затрагивать интересные важные темы, начиная от банальной, на первый взгляд, человеческой морали и заканчивая вопросами: что же такое наша память, как мы способны на нее влиять и почему одно и то же событие может быть интерпретировано по-разному даже в пределах одного разума. При этом игра не делает чрезмерного акцента на подобных вещах и не скатывается в псевдо-филосовский трактат. Это лишь задний фон основного сюжета. Если вы любите копаться в произведениях и искать подтексты, то в GetEven вам будет чем заняться. Если же нет - нестрашно, рассказываемая история все еще интересна и способна захватить не нашутку. В интернете нередко можно наткнуться на мнение, что в игре, мол, слишком много "поворотов" и все они предсказуемы. Но так ли это? Разработчики прекрасно знают, что мы, наученные сотнями фильмов и сериалов, начнем заранее гадать и строить предположения относительно происходящего. Но игра выстроена так, что она сама постоянно подталкивает нас к разгадке. В результате, повествование получается очень плавным, и так называемые "повороты" воспринимаются не как прихоть сценаристов, а вполне логичное и верное развитие истории. Да и, если честно, эти самые повороты лишь мишура. То насколько тесно сплетены различные линии повествования - от семейной драмы до противостояния корпораций и общая целостность сюжета - вот истинная ценность "местной" истории. Сценаристы проделали отличную работу и выкатили на наш суд что-то действительно оригинальное и в некотором смысле уникальное.

Дьявол в мелочах...

А вот графика... Ну, никаким фотореализмом в Get Even и не пахнет. Визуально игра смотрится откровенно средненькой, дешевизна бросается в глаза, но каких-то особых претензий это не вызывает. А вот детализация окружения это уже совсем другой разговор. Интерьеры игры действительно проработаны и выглядят именно так, как и должны. То есть, например, психушка похожа на психушку с разбросанными повсюду стульями, разбитыми дверьми, перевернутыми кроватями и так далее. Одни только стены чего стоят. Да, вам не показалось. Стены выполнены отлично, везде виднеются следы человеческой деятельности и отпечатки времени: трещины, обвалившаяся штукатурка, надписи и граффити. Правда, в воспоминаниях встречаются места, где предметы дублируют друг друга, "клонированные" компьютеры например. Явление это нечастое, и большим недостатком назвать его нельзя, хотя глаз зацепился.

Звуки

Но детализация - не единственное, чем может удивить игра. Ко всему прочему, Get Even еще и звучит потрясающе. Музыка на заднем фоне и звуки окружающего мира дополняют друг друга и словно сливаются в единое целое. Иногда бывает даже сложно понять, стук неподалеку от вас - это кто-то долбит в дверь или же очередная композиция набирает силу. Саунд-дизайнеры проделали отличную работу. Доходит даже до того, что почти все слышимые нами звуки, включая музыку, можно объяснит с точки зрения сюжета. Есть, правда, и небольшая ложка дегтя. Если окружение действительно звучит очень правдоподобно, особенно это касается психлечебницы, то музыка... Да, она нагнетает обстановку, когда надо, и в принципе создает нужное настроение на протяжении всего прохождения. Но как только заканчиваются титры, вы ее уже не сможете вспомнить, словно и небыло ничего. Ни одной запоминающейся мелодии нет. За исключением одной попсовой песенки, которая представляет из себя скорее шок-контент, чем и запоминается. Тут также стоит упомянуть озвучку. Но здесь все отлично. Актеры справляются со своей работой на ура. Все герои звучат естественно и достоверно, а их эмоции не вызывают сомнений.

Погружение...

И все вышеописанное в сумме создает удивительную атмосферу. Ее даже нельзя назвать густой, она скорее вязкая. И это притом, что Get Even не хоррор, но напряжение иногда просто запредельное. Даже недавний Resident evill 7 не производил такого впечатления. В этом плане GetEven можно было бы сравнить с F.E.A.R., Silent Hill, Condemned и местами даже с Max Payne. Но зачем? Разработчики создали абсолютно самобытное произведение. Чувство одиночества и безысходности, ощущение замкнутости и сюрреалестичности, легкое безумие и повсеместная гнетущаяя мрачность - будут следовать за вами попятам на протяжении всего пути. Погружая все глубже и глубже, игра буквально затягивает вас, окутывая со всех сторон. Уже только ради одной атмосферы есть смысл приобрести Get Even.

Геймплей

Но мы с вами рассматриваем игру, а не интерактивное кино. Так что давайте наконец поговорим о геймплее. И здесь все совсем не однозначно. Игровой процесс GetEven такой же средненький, как и графика. Главное его достоинство это то, что он не мешает получать удовольствие от сюжета. Во всем остальном геймплей проседает. Как шутер GetEven откровенно уныл. И вроде бы стрелять поначалу интересно, и анимации красивые, но все портит слабый интеллект противников, которого хватает только на то, чтобы прятаться за ближайшим укрытием и давить вас числом. К тому же вооружение не слишком разнообразно: пара пистолетов, несколько пистолетов-пулеметов, автомат да снайперская винтовка. Но даже этот арсенал практически негде применить. Врагов попросту мало и перестрелять их всех, стоя в полный рост, не составляет труда. Ситуация немного выправляется во второй половине игры, когда темп взвинчивается за счет появления дополнительных способностей, таких как телепортация в определенную точку и возможность уничтожить противника касанием. Но это не сильно спасает, и зачастую проще добежать до следующий контрольной точки, там враги от вас отстанут.

Прятки

И все усугубляется тем, что места, в которых происходит действие, изначально не предполагают стрельбы. Основная игровая механика - это стелс. И он... Нет, не ужасен, попросту скучен. Специально, перечисляя оружие, я не упомянул "корнерган", так как он скорее инструмент разведки. Устранять им врагов придется крайне редко. Сама возможность с помощью оружия заглянуть за угол интересна и неплохо реализована. И первые несколько часов это доставляет удовольствие, так как аналогов в игровой индустрии пока нет. Но проблема стелся в том, что он не развивается. По сути, кроме корнергана, никаких особых возможностей у вас не появится, как уже говорилось выше, до середины игры. Да и уровни спроектированы так, что не предполагают какого-либо разнообразия действий. Всегда есть некоторыйпаттерн действий, который приведет вас к успеху. И вот вы из раза в раз, методом проб и ошибок, пытаетесь подобрать нужную последовательность. Это занятие довольно быстро надоедает. Выход, собственно, такой же, как и с шутерной составляющей - встать в полный рост и бежать к контрольной точке. И все это было бы простительно, если бы не одно "но". Нас фактически принуждают к стелсу. Дело в том, что количество убитых врагов и то, обнаружили вас или нет во время выполнения задания, на прямую отразится на концовке. И это решение разработчиков совершенно непонятно. Зачем вводить какую-либо механику, а потом запрещать ею пользоваться? К тому же та часть финала, на которую влияют эти действия, несильно поменяется. Все это оставляет ощущение спешки и нехватки ресурсов, словно разработчики не успели довести до ума те неплохие задумки, что у них были.

Полезный гаджет

Но хотя бы один геймплейный элемент удался на славу. Речь о многофункциональном смартфоне. В него встроен ультрафиолетовый фонарь, сканер улик, мини-карта с пометками врагов и тепловизор. Лишнего нет ничего, все это так или иначе пригодится. Да и с точки зрения минимизации интерфейса, довольно неплохое решение. При этом смартфон исполняет еще и роль дисплея корнергана с сохранением всего функционала. В общем, полезный и интересный гаджет, который, конечно, не нивелирует всех недостатков игрового процесса, но хотя бы немного скрашивает их.

Релиз

Надо отметить, что с релизом игры связана одна печальная история. Изначально выход был намечен на конец весны. Но двадцать второго мая в Манчестере во время концерта произошел теракт, а сюжет GetEven, как раз таки вертится вокруг взрыва бомбы. И издатель, BandaiNamco, решил отложить релиз на месяц.

Подводя итоги:

Подводя итоги: Нужно помнить, что игры - это комплексные произведения. Нельзя оценивать геймплей и сюжет в отрыве друг от друга, о чем периодически забывают и игроки и журналисты. Но так же важно понимать, на что игра нацелена. Мы же прощаем отсутствие внятной истории, скажем, в DOOM, а обратных примеров гораздо больше. И Get Even - одна из них. Пусть игровой процесс и не вызывает восторгов, да в целом кажется, что игра изначально должна была быть созерцательной бродилкой, к которой зачем-то прикрутили шутер и стелс. Но все недостатки геймплея с лихвой компенсируются великолепным сюжетом. Так что если вы не являетесь ярым противником мрачных психологических триллеров, без голивудщины и чрезмерного пафоса, то ознакомится с Get Even однозначно стоит. Да и технически игра реализована отлично, никаких глюков, багов и вылетов замечено не было. Ну и лето -самое "засушливое", с точки зрения крупных релизов, время. Заранее интригующих игр выходит немного, и выделить недельку на творение The Farm 51 не составит труда. Абсолютно заслуженные 4 из 5.

Затянутое послесловие

В конце хотелось бы затронуть еще одну тему. Почему у Get Even столь разношерстные оценки? Где-то они стремятся к максимальной отметке, но в том же Steam игра имеет невысокие 81%, а на Metacritic только 75 балла. Отзывы так же разнятся, от восторженных, до призывов не тратить на эту поделку ни копейки. Так в чем же дело? Ну, никакой тайны тут нет, за последние годы игровая индустрия стала слишком предсказуемой. Да, именно так. Предсказать судьбу ААА игры на данный момент не составляет труда. Как пример: еще до выхода Fo r Honor получила хорошую прессу, однако игроки отнеслись к ней прохладно. И наоборот Ghost Recon: Wildlands не ругал только ленивый, но геймерам она понравилась. В итоге на релизе первая фактически провалилась имея неплохие оценки, а вторая на сегодняшний день является самой продаваемой игрой года. Было ли это сюрпризом? Конечно, нет. В прошлом году, после очень невнятного ОБТ кто-нибудь сомневался в победном шествии DOOM? А успех Resident Evil 7 и The Legend of Zelda: Breath of the Wild был неожиданностью? Есть ли сомневающиеся в том, что новые игры от Obsidian Entertainment и Larian Studios окупятся за счет фанатов, как самих студий, так и жанра? Нет, нет и нет. Инди индустрия туда же. Из года в год в этой нише появляется куча мусорных проектов, пачка хороших и несколько бриллиантов. И это нормально. Нас уже почти невозможно удивить. Ведь, как выразился один известный герой фильма, все это часть плана. И мы к этому привыкли. Конечно, всегда есть погрешность в виде Prey и Deus Ex: Mankind Divided, чьи провалы в продаже были не столько внезапными, сколь обидными. Но вот Get Even не вписывается в эту картину. Из трейлеров было совершенно не понятно, как она играется и что вообще из себя представляет. Словно разработчики изначально не хотели ничего рассказывать о своем проекте, при этом прося аж полторы тысячи рублей за игру. И, с одной стороны, прозрачность это хорошо, ведь приятно понимать, чем является проект задолго до его релиза. И заранее планировать покупки. Но из-за этого теряется нечто важное. Вспомните, как в детстве вы прибегали домой из магазина с новым диском. Вставляли его в привод и затаив дыхание ждали окончания установки. Вы не имели ни малейшего представления об игре, не считая пары картинок на задней обложке и куцего описания. Но это было и не важно. Само ожидание, таинственность, ощущение того, что в любой момент может начаться нечто удивительное и захватывающее... Вот именно этих вещей и нахватает сейчас. Периодически, запуская новую игру, возникает ощущение, что ты ее уже прошел. Трейлеры, геймплейные видео, ранние обзоры и интервью с разработчиками - все это играет злую шутку с нашим восприятием. Но Get Even именно такая - таинственная. И вынося ей вердикт, вроде хочется поставить высшую оценку, но порекомендовать быть очень осторожным при покупке. Или же влепить низкую и посоветовать ее к ознакомлению на распродаже. Может быть что-то среднее? Но разве это не будет попыткой усреднить, привести к общему знаменателю нечто необычное и уже приевшиеся ААА игры, которые мы, словно фаст-фуд, поглощаем одну за другой? Да, есть над чем подумать. В общем жаль, что аналогичных GetEven проектов выходит мало...

Петр Шипов
Get Even
Get Even
Разум... Сознание... Наш мозг - удивительный и таинственный объект. Именно эта тема лежит в основе игры от польской студии TheFarm 51, Get Even.  / Обзоры / 23.07.17
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

Яр Бест

28.08.17 / 10:19

Ну вы, граждане, даёте...

Вы это... Если копируете изображение таблицы из ворда - или отключайте проверку орфографии или добавляйте все слова в словарь, а то как-то вообще не комильфо - на таблице в начале статьи слова подчёркнуты волнистой красной линией аки ошибки... Кто так делает, ребят?