Обзоры
Nvidia GeForce 3D Vision

Очки-трехмерки

23.06.09 | 11:03

Nvidia GeForce 3D Vision

Различные стереоочки, в которых изображение кажется объемным (в так называемом 3D-формате), я несколько раз примерял на выставках технологий. И, признаться, особого кайфа не словил: к картинке обычно приходилось присматриваться, в глазах рябило, те быстро уставали. И не у меня одного: особого спроса на подобные продукты не было, они редко покидали стенды выставок и добирались до прилавков. А вот геймерские 3D-очки от NVIDIA грозят стать прорывом: стоят всего $200, и первая партия разошлась по предзаказам.

Концепция

Имитация объемного изображения, возможная в 3D-очках, привлекает многих в первую очередь своей футуристичностью, но виртуальная реальность за последние десять лет так и не встала на коммерческие рельсы. Сейчас технологии существенно продвинулись и подешевели, и крупные компании снова вспомнили про трехмерные, вернее, стереоскопические изображения. В общем виде визуальное стерео — это когда каждый глаз видит свою картинку, а их наложение, происходящее где-то в мозгу, дает глубину и объем.

Показать каждому глазу свою картинку можно разными способами, проще всего это сделать с использованием активных или пассивных очков. Разделять кадры для левого и правого глаза могут так называемые очки-анаглифы (пассивный способ), здесь линзы имеют цветные светофильтры, обычно — красный и голубой. Это покажется странным, но глазам и мозгу такого примитивного цветового разделения хватает, чтобы построить трехмерное изображение. Такие очки дешевы, их часто используют в кинотеатрах. Проблема одна: сильно страдает цветопередача. Активные очки — более сложные и дорогие, но выдают большее разрешение и широкий угол обзора. Работают они так: в них электроника поочередно закрывает ЖК-затворы для правого и левого глаза. Это так называемые затворные очки. Монитор, работающий с частотой развертки 120 Гц, по очереди выводит кадры для правого и левого глаз, а шторки на очках поочередно закрывают нужный, так что каждый видит только «свои» 60 кадров в секунду. Но таким очкам нужен хороший монитор — 120-герцовых на нашем рынке пока немного: Samsung SyncMaster 2233RZ и ViewSonic VX2265wm (каждый стоимостью примерно $400); есть еще плазма Samsung PS-50A470P1, серия DLP-телевизоров у Mitsubishi для профессиональных презентаций, а также проекторы DepthQ и ViewSonic.

Nvidia GeForce 3D Vision

Комплектация и требования
к работе

Какие еще требования, кроме супергерцового монитора, предъявят эти очки? Только видеокарту (разумеется, от NVIDIA), и не младше 8800GT или 9600GT. Вот, собственно, и все!

В комплекте, кроме шнуров и софта, еще есть передатчик, который по инфракрасному порту связывается с очками, командуя, когда какую сторону затемнять. К одному передатчику можно подключить любое количество очков, правда, отдельно без передатчика очки пока не продаются. Сам передатчик выглядит как небольшая глянцевая пирамидка, сзади, кроме порта mini-USB для подключения к ПК и разъема для подключения к телевизорам с технологией GeForce 3D Vision (таких пока раз, два — и обчелся), есть колесико для изменения «глубины погружения».

Nvidia GeForce 3D Vision

Эргономика

Удобство таких личных аксессуаров, как очки и наушники — понятие тоже сугубо индивидуальное. Мне вот, например, мало какие очки подходят, и в этих я тоже выгляжу не очень… Да и тесноваты они, в висках жмут. Но на среднее лицо, не такое крупное как мое, они вроде садятся нормально, к тому же в комплекте есть сменные накладки разного размера на переносицу (мне не подошла ни одна).

Как эти очки использовать с обычными, сказать не могу, но судя по отзывам в Сети, пользователи особого неудобства не испытывают. Выглядят окуляры тривиально: очки как очки, легкие и симпатичные. Электронная начинка упакована в небольшой нарост на внутренней стороне левой дужки. Шнур от очков не отдходит: питание автономное, заряжаются по USB-проводу, разъем стандартный — mini-USB.

Nvidia GeForce 3D Vision

Тест-драйв

Тестирование проходило непросто: когда я оттранспортировал домой монитор и очки, распаковал все и подключил, как того требовала инструкция, выяснилось, что с Windows XP прибор не работает — только с Vista. И хотя у меня дома два компьютера из четырех работают на Vista, это все ноутбуки… Пришлось везти очки назад в офис NVIDIA и тестировать уже там, на заранее подготовленном компьютере — зато вместе со специалистом компании, который отвечал на все мои многочисленные вопросы.

Итак, картинка. Для начала мне показали деморолик, который очень впечатлил — казалось, логотип NVIDIA выплыл из монитора и его можно поймать рукой. — Весьма эффектно. В играх такого уже не было, причем от одной игры к другой ощущение реальности происходящего то увеличивалось, то уменьшалось. Эффект трехмерности в первую очередь зависит от разработчиков. Теоретически, с очками можно играть в любую игру, но лучше идут те, где много темных сцен — больше всего в этом плане мне понравился шутер Left 4 Dead. Погружение в Prince of Persia и Civilization IV не особо впечатлило, а вот при гонках на мотоцикле в Burnout Paradise проносящиеся мимо кусты можно вырывать руками — так они близко и так натурально выглядят. Артефактов в виде шлейфов, теней и некорректной отрисовки силуэтов я не обнаружил, и момент, когда одна линза гаснет, а другая включается, тоже проходит совершенно незаметно, хотя некоторые пользователи в форумах отмечали мерцание. Чтобы полностью уменьшить этот эффект, надо в играх выкручивать монитор на максимальную яркость и отключать внешний свет. В какие игры можно играть? Да практически в любые (уже сейчас их 350), на сайте есть список официально поддерживаемых игр, с рейтингом совместимости. И еще одно: очки «темнят», хотя видимого влияния на цветопередачу это не оказывает. Но повышенное, вернее, непривычное напряжение глаз я ощутил уже после сорока минут игры.

Nvidia GeForce 3D Vision

Конкурент

Carl Zeiss cinemizer

Настоящих конкурентов у очков NVIDIA нет вовсе — 3D-картинку в таком виде еще не выдал никто. Но мне запомнились видеоочки от Carl Zeiss, которые я довольно долго тестировал на одной из выставок. У них другая ниша: очки предназначены для просмотра видео с портативных устройств — плееров iPod, телефонов iPhone и смартфонов Nokia. Каждая линза — это мини-дисплей разрешением 640 х 480 точек; нужны они для того, чтобы в дороге смотреть кино не на мелком экране плеера, а прямо перед собой. Качество, правда, не очень — фокус нечеткий и не хватает черноты: черный цвет здесь — грязно-серый. Но технология улучшается. Кстати, стоят «синемайзеры» в два раза дороже.

Резюме

Несмотря на то, что сногсшибательного вау-эффекта не обнаружилось, очки мне понравились: даже хорошо знакомые игры предстают в новом свете, и хотя бы один раз такие очки стоит ненадолго надеть на переносицу. GeForce 3D Vision вполне могут неплохо продаваться и задать мини-тренд на рынке, особенно учитывая их невысокую цену. Осталось лишь дождаться большего числа 120-герцовых мониторов, и дело пойдет.

Николай Турубар
Nvidia GeForce 3D Vision
ИнтерфейсыminiUSB, VESA Stereo
Вес, кг0.050
Цена, руб.7000
Очки-трехмерки
Nvidia GeForce 3D Vision
Первые настоящие стереоочки. Все предыдущие — какие-то пердимонокли.  / Обзоры / 23.06.09
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

Vlad's nomobile id

30.06.09 / 15:15

их можно и просто так носить) ст...

их можно и просто так носить) стильно выглядят, очень хочется попробовать)

xpress

25.07.09 / 16:28

Да я б не стал)

Такие очки не то что просто так носить, использовать по назначению я бы не стал. Посадить с ними глаза - в два счёта.


А испытать в действии хочется)

Станислав

28.07.09 / 23:36

Re: Да я б не стал)

Такие очки не то что просто так носить, использовать по назначению я бы не стал. Посадить с ними глаза - в два счёта.



На основании чего такие заявления про ухудшение зрения? Я про 3д ничего такого не слышал, да и по сути чем вредно разделение на цвета?

Alex_MGM

03.03.10 / 11:34

автор, изучите матчасть получше.

активное стерео действительно утомляет зрение, скорее даже не зрение, а мозги. Это заложено в самой природе активного стерео.


Пассивное серео свободно от этого. Но не нада сравнивать анаглиф с активным стерео.
Нормальное пассивное стерео предполагает использование очков с поляризующими стеклами, а на экран выводится дваизображения с разными углами поляризации ОДНОВРЕМЕННО.
Поэтому нагрузка на мозги меньше.
В профессиональном мире активное стерео позиционируется для 30-40 минутного просмотра, не больше.

Raze1rapnew

14.11.11 / 15:15

ну у меня и знакомых голова да...

ну у меня и знакомых голова да и глаза болят от просмотра 3Д фильмов. Я читал что и косоглазие себе можно заработать. уж детям такое лучше не смотреть. И смысла в 3Д вообще не понимаю, сколько фильмов смотрел, основное это разделение на передний и задний план, в общем то бессмысленно, и пару раз в тебя что нибудь летит. Хватит 3Д кинотеатров и так дома весь день народ за компом проводит, еще и в 3Д теперь будет это делать