Обзоры
Panasonic Lumix DMC-GH1

Довести до ума

10.09.09

Panasonic Lumix DMC-GH1

DMC-GH1 — уже не первая камера формата «зеркалка без зеркала», так что у производителя было время довести идею до ума. DMC-GH1, помимо прочего, может снимать видео формата 1920 х 1080 точек, в то время как предок, DMC-G1, не мог. И в этом случае возможность записи видео, воспринимаемая обычно как забавное дополнение к основному функционалу, может сыграть роль песчинки, что определит окончательное положение весов.

Немного истории

Давно пора признать, что стандарт 4/3 (Four Thirds), разработанный и продвигаемый Olympus и Panasonic, не прижился в профессиональной технике. Что бы там ни говорили, профи снимают цифрозеркалками других компаний. Можно долго рассуждать о причинах, но, кажется, теперь это не имеет смысла. Разработчики считали, что основное достоинство стандарта 4/3 — возможность делать весьма компактную и притом светосильную оптику. Это преподносилось как огромное преимущество, но на деле почти ничего не значило для зеркалковладельцев: коль уж человек потащил с собой в рюкзаке камеру совсем не карманного формата, ему совершенно неважна длина объектива. Нечего удивляться, что разработчикам пришлось искать утешение во вспомогательных технологиях. Нельзя не вспомнить, что Live View, встречающийся сейчас повсеместно, впервые мы увидели именно в камерах 4/3. Поворотные дисплеи тоже впервые появились в аппаратах этого стандарта.

Итак, стандарт Micro 4/3. То, о чем мечтали продвинутые любители: относительно компактные аппараты со сменными объективами. Отказавшись от зеркала, удалось добиться существенного уменьшения размеров оборудования — не формального, как в случае с 4/3, а ощутимого даже спиной, на которую навесили фоторюкзак. Ну а картинка через объектив… Да и черт с ней, в самом деле, — особенно если дисплей хорош.

Panasonic Lumix DMC-GH1

Еще меньше теории

Micro 4/3 — обозначение серии аппаратов и объективов. Камеры этой серии, хотя и выполнены в формфакторе зеркалки с сохранением всех органов управления, все же не имеют зеркала и оптического видоискателя. Взамен предлагается использовать дисплей и закрытый цифровой видоискатель.

Отказ от зеркала позволил уменьшить посадочный диаметр объектива на 6 мм, так что линзы Micro 4/3 еще меньше, чем и так не слишком большая оптика 4/3. Прямой совместимости между этими объективами нет, однако использование «больших» объективов на «микрокамерах» возможно: тебе потребуется лишь кольцо-адаптер. Пока доступно всего несколько объективов формата Micro 4/3: штатник 14–45 мм F:3,5–5,6, телевик 45–200 мм F:4,0–5,6, полутелевик 14–140 мм F:4,0–5,6 (все стабилизированные), а также широкоугольная линза 7–14 мм F:4,0 и светосильный «фикс» 20 мм F:1,7. Кроп-фактор системы Micro 4/3 — 2,1, так что в эквивалентные фокусные расстояния переведи, пожалуйста, сам. Даже если умножишь на 2, большой ошибки не будет.

Еще одна потеря — разностнофазовые датчики автофокусировки, привычные по зеркалкам. Аппараты Micro 4/3 в этом отношении больше похожи на компакты, чем на зеркалки. Устройства ориентированы на работу с Live View, а значит, не слишком хорошо будут чувствовать себя при съемке быстрых объектов: даже самый лучший «контрастный» автофокус все равно не так же быстр, как традиционная зеркальная система фокусировки. Удивительно, но контрастный АФ преподносится на сайте Panasonic как плюс, а не как минус. Это, дескать, позволило оснастить аппарат системой распознавания лиц. Вот как.

Но самый главный выигрыш, конечно же, в габаритах. Сравни размеры DMC-L10 (135 x 96 x 78 мм) и GH1 (124 x 90 x 45 мм). В длине и ширине разница не очень велика, а вот толщина здорово различается. Этого удалось добиться за счет уменьшения рабочего отрезка вследствие отказа от зеркального модуля. Отличается и вес: тушка зеркалки L10 весит 550 граммов, а GH1 — всего 385 граммов.

Panasonic Lumix DMC-GH1

Собственно камера

Самое время перейти к характеристикам и описанию аппарата. О предке, камере Panasonic DMC-G1, мы уже писали: http://www.nomobile.ru/reviews/27730.html . Поскольку GH1 является развитием G1, тот материал не утратил актуальности — можешь смело читать.

По большому счету, GH1 относительно G1 изменился не очень сильно. Разработчик сменил сенсор, теперь это 14-мегапиксельная матрица Live MOS (в G1 использовалась 13-мегапиксельная). Однако ты этого не почувствуешь: эффективное разрешение то же самое, 12,1 Мп, да и размер снимка прежний, 4000 х 3000 пикселей. GH1, повторюсь, может снимать HD-видео — отсутствие этой возможности у предка в свое время неприятно удивило потенциальных покупателей. Новый аппарат оснащен системой распознавания лиц.

Еще одно важное отличие касается комплекта поставки: в паре с «тушкой» GH1 идет новый стабилизированный объектив 14–140 мм F:4,0–5,6 , заточенный под видеосъемку.

В остальном камера — совершенно обычная легкая зеркалка. Скорость съемки — 3 кадра в секунду при неограниченной длине серии (только в JPEG, буфер RAW вмещает всего 7 снимков), чувствительность сенсора — до 3200 единиц, выдержка — 1/4000–60 с…

Panasonic Lumix DMC-GH1

Дизайн и эргономика

Корпус у DMC-GH1 — как у нормальной пластиковой зеркалки, перенесшей в детстве множество заболеваний, и по этому поводу совсем небольшой. Рядом с «кэнонами» и «никонами» GH1 выглядит карликом. Модель чем-то напоминает Olympus E-420, который тоже много болел. Несмотря на малую толщину, аппарат идеально ложится в руку, а пальцы сами нащупывают органы управления.

Удивительно, но управлять камерой весьма удобно. Особенно удалось колесико управления, которое не только крутится, но и нажимается. Это дает возможность настраивать экспокоррекцию или второй параметр съемки без использования дополнительных кнопок и второго колеса, которого нет.

Зато на корпусе есть даже репетитор диафрагмы, что вообще нечасто встречается в аппаратах такого класса. Хороша и система меню: даже если ты никогда не видел цифрового фотоаппарата, быстро разберешься, что к чему. Тем более что для настройки большинства параметров основное меню вовсе не требуется, достаточно «быстрого», которое ты можешь вызвать специальной кнопкой. Есть и пользовательские режимы, причем целых три. Они пригодятся, если тебе лень каждый раз крутить ручки в типовых ситуациях.

Несмотря на свои небольшие размеры, гаджет все же скорее двуручный. Во-первых, масса не дает ощущения «устойчивости», и всегда хочется подхватить корпус второй рукой. Во-вторых, некоторые действия, например переключение вида фокусировки, потребуют участия двух рук.

Кстати, если тебе повезло родиться с лапами, размеру которых позавидует медведь-шатун, лучше поищи полноразмерную зеркалку. Многие элементы управления будут казаться тебе чересчур мелкими.

Видоискатели

«Выпилив» зеркало, разработчики должны были понимать: потребуется очень хороший цифровой видоискатель. Не буду спорить, разглядывать кадр лучше вживую, но поверь, картинка в видоискателе даже после прохождения через преобразователи выглядит весьма достойно. Туго приходится только в сумерках: изображение покрывается шумами и вдобавок появляется ощутимая задержка обновления. Это неприятно, но часто ли ты снимаешь в сумерках скоростные процессы?

Зато закрытому видоискателю можно многое простить за его размер. Он больше и ярче видоискателей большинства зеркальных камер. Если тебе не хватит и этого, можешь увеличить изображение. Кстати, это здорово помогает при настройке ручного фокуса — что делать на GH1 куда удобнее, чем на недорогих зеркалках, и результат будет более точным. «Цифровость» видоискателя вдобавок позволяет выводить на него гистограммы и вообще пользоваться им как служебным дисплеем, не отрывая глаз от резиновой накладки.

Но что-то мне подсказывает, что намного чаще ты будешь использовать основной экран. Во-первых, потому что это действительно достойный дисплей с хорошим разрешением: 460 тысяч точек на три дюйма диагонали встретишь нечасто. Ну и во-вторых — потому что он поворотный. Съемка с уровня земли не потребует от тебя ложиться на землю. Live View сейчас, конечно, есть везде, но одно дело — разглядывать кадр под углом градусов 70 от нормали, и совсем другое — повернуть его к себе, присесть на корточки и наслаждаться удобством. То же касается съемки поверх голов.

У меня, когда я тестировал аппарат, возникло лишь одно пожелание — заменить традиционный LCD экраном на органических светодиодах (OLED), как, например, у Samsung WB1000 (http://www.nomobile.ru/reviews/43981.html). Не то чтобы LCD был плох. Он хорош, ибо цветной, яркий и контрастный. Но AM OLED — цветнее, ярче, контрастнее и намного быстрее.

Ах да, и еще очень хочется, чтобы сенсор, отвечающий за переключение между внешним и внутренним видоискателями, был менее чувствительным. По смыслу он должен срабатывать, когда к видоискателю приближается глаз. На деле же получается, что тебе достаточно опустить камеру на землю и крепко удерживать ее двумя руками. Если хотя бы одна из них окажется в 3–4 см от сенсора, дисплей отключится и руки придется убирать, что не всегда удобно при сложной съемке от земли. Вообще же такой сенсор — штука удобная, даже несмотря на наличие кнопки переключения.

Оптика

Почти всегда, когда речь заходит о малогабаритной оптике, у знающих людей возникает одно опасение — маленькая оптика в сочетании с небольшим сенсором не даст нужной детализации снимка. Второе мое опасение было связано с системой фокусировки — а ну как автофокус «на контрасте» сделает из недозеркалки обычный тормозной компакт?

Люди редко радуются, когда их ожидания не оправдываются, но это как раз тот самый случай. Я обломался сразу по двум пунктам. Нет, «контрастный» автофокус не превратился в разностнофазовый и не перегнал его, но это самый быстрый автофокус такого типа, что мне посчастливилось видеть. Увы, он по-прежнему слишком нетороплив в темноте, но при свете скорость фокусировки сопоставима с зеркалочной. Проблема возникает только при фокусировке на однородном участке — здесь контрастный автофокус бессилен ввиду отсутствия контраста — хорошо, что есть возможность удобной и точной ручной фокусировки. Система определения лиц, кстати, работает не слишком корректно, особенно когда в кадре больше одного человека.

Что же касается детализации… смотри сам, насколько она хороша. Снимков предостаточно. Я и не ждал от малогабаритного объектива качества оптики высочайшего класса, но, честно говоря, думал, что будет много хуже.

Panasonic Lumix DMC-GH1

Фото

Аппарат позволяет получать файлы двух форматов: JPEG и RAW (.RW2). И если с JPEG все более-менее понятно, то чтобы открыть RAW, придется использовать прилагаемый софт или устанавливать Photoshop CS4: «в базе» ни Lightroom, ни Photoshop CS2/CS3, ни Capture One неспособны открыть файл с расширением RW2. Средний «вес» RAW — 14,5 Мб, JPEG с минимальным сжатием занимает от 4,5 до 6 Мб. Камеры 4/3 часто обвиняют в чрезмерном уровне шума на снимках. Посмотри на фотографию, снятую при 3200 единицах ISO. Видишь ты где-нибудь жуткий, ломающий весь кадр, напрягающий шум? Правильно, потому что его здесь нет. Механизм шумоподавления Panasonic DMC-GH1 работает весьма корректно: алгоритм таков, что и шум исчезает, и детали не пожираются.

Профессионал скажет, что картинка так себе. Любитель будет в восторге. И правильно. Правда, такому любителю я сразу порекомендую научиться настраивать баланс белого и экспозицию — AWB работает тем менее корректно, чем более сложный свет в помещении (на солнце все в порядке), а экспонометр частенько ошибается.

Panasonic Lumix DMC-GH1
Panasonic Lumix DMC-GH1
Panasonic Lumix DMC-GH1
Panasonic Lumix DMC-GH1

Видео

Основная фишка GH1 — в возможности снимать видео. Хотя точнее было бы сказать, что невозможность снимать видео — главный провал аппарата DMC-G1. Новая камера поддерживает съемку в формате AVCHD (1920 x 1080 @ 24 fps и 1280х720 @ 60 fps) и Motion JPEG (до 1280х720 @ 30 fps). Линза 14–140 мм якобы специально предназначена для видеосъемки, потому как оснащена плавным контроллером диафрагмы и бесшумным фокусировочным мотором. Первое поможет избежать скачков освещенности, второе уменьшит уровень фонового шума на видеозаписи. Кроме того, у гаджета есть встроенный стереомикрофон и специальная кнопка для включения записи видео. Вроде бы все, что надо, имеется. Контрастный автофокус, который при всем своем совершенстве не слишком хорош для фотосъемки, здесь, наоборот, принес много радости: во время видеосъемки можно использовать следящую автофокусировку, как в обычной видеокамере! Вот такого в зеркалках действительно еще не было. Причем автофокус здесь такой, что многие камкордеры позавидуют. Он способен найти и не терять объект даже при активном использовании зума, и хотя скорость работы могла бы быть и повыше (если придираться), в целом он очень и очень хорош.

От множества недорогих видеокамер GH1 отличается еще и тем, что дает тебе полный контроль над параметрами не только фото-, но и видеосъемки. То есть ты можешь настроить экспозицию, баланс белого и вообще все, что ты хочешь настроить, с помощью все тех же органов управления и пунктов меню. Пожалуй, это лучшая фотокамера для видеосъемки из всех, что я видел. Сравнивать ее с зеркалками некорректно хотя бы из-за автофокуса, а вот с видеокамерами GH1 вполне может поспорить — и выиграть спор. Я уж не говорю о всяких гиперкомпактах — видео такого качества для них недоступно.

Недостаток у GH1 как видеокамеры, пожалуй, только один, и он связан с тем, что это все-таки фотоаппарат. Соответствующий хват не позволит тебе полноценно управлять фокусным расстоянием без сотрясения камеры: кольцо на объективе — не самый лучший вариант для видеозума.

Недостатки

Помимо упомянутых немногочисленных недочетов, серьезных недостатков у камеры ровно два. Первый — аккумулятора хватает всего на 300 снимков, или на два часа активной работы. Ничего не поделаешь, за постоянно работающий дисплей приходится платить.

Второй недостаток тоже связан со словом «платить». Все, видевшие аппарат, сошлись во мнении, что потолок цены на него — 30 тысяч рублей. Угадай, сколько стоит камера? Ровно вдвое больше! По этой причине она не выдержит конкуренции ни с одной зеркалкой начального уровня. Производитель это тоже понимает, поэтому в Россию будет завезено всего 100 (сто) таких гаджетов. То есть у Panasonic даже нет планов делать GH1 массовым продуктом; размер партии не оставляет шансов на покупку камеры никому, кроме технофриков вроде тебя или меня.

Конкуренты

Прямых конкурентов у Lumix DMC-GH1 нет, разве что ее же предок G1. Наиболее близкий по размеру аппарат — Olympus E-420, но он не умеет снимать видео. Есть еще Nikon D5000, который и стоит дешевле, и видео умеет снимать, но он значительно больше GH1 и к тому же не имеет следящего автофокуса. Наиболее близки к GH1 по функциональности различные просьюмерки вроде Lumix DMC-FZ38, но тогда придется сказать нет сменной оптике и довольствоваться универсальным гиперзумом, да и размер сенсора у компактов подкачал.

Panasonic Lumix DMC-GH1

Резюме

Если бы Olympus и Panasonic выдумали стандарт Micro 4/3 раньше, не было бы никакого победного шествия цифрозеркалок до $1000 по миру, потому что сегмент относительно недорогих и легких камер был бы закрыт аппаратами со сменными объективами, но безо всяких там зеркал. Большинству обладателей недорогих зеркалок в общем-то все равно, видят они картинку через объектив или еще как — им важно качество, на которое не способен ни один компакт с матрицей размером мало на еще меньше.

Самое неприятное в Panasonic Lumix DMC-GH1 — цена. Со всем остальным можно смириться, тем более что достоинств у аппарата явно больше, чем недостатков. Не могу пока рекомендовать тебе покупку этой камеры (а то нам самим не достанется, партия-то мизерная), но в будущем аппараты Micro 4/3 обязательно завоюют мир, то есть рынок. Хорошо, не весь рынок, а только его часть, но какую!

Сергей Бучин
Panasonic Lumix DMC-GH1
ПроизводительPanasonic
МодельDMC - GH1
Тип матрицыLive MOS
Размеры матрицы18x13,5 мм
Общее количество мегапикселей14,0
Количество эффективных мегапикселей12,1
Возможность смены объективада
Тип объективаKit – 14-140 мм f:4,0-5,6, байонет Micro Four Thirds
Диапазон ISO100-3200
Размер жк-дисплея, количество точекLCD 3,0'' 460 000
ВспышкаБашмак, синхроконтакт, встроенная (ведущее число 10,5 при ISO 100)
Стабилизация изображенияВ камере отсутствует, есть в отдельных объективах
Формат записи.raw, .jpeg
Максимальное разрешение снимкаJPEG 4:3 - 4000 x 3000 3:2 - 4128 x 2752 16:9 - 4352 x 2448
Максимальное разрешение видеоAVCHD (1920 x 1080 @ 24 fps и 1280х720 @ 60 fps) и Motion JPEG (до 1280х720 @ 30 fps)
РазъёмыUSB 2.0, video out, HDMI
Аккумулятор, количество снимковLi-Ion 1250 мАч, около 300 снимков
Габариты: ширина\высота\толщина мм124 x 90 x 45
Вес, г.385 сухой / 900 снаряженный
Цена, руб.60 000
Довести до ума
Panasonic Lumix DMC-GH1
Если бы стандарт Micro 4/3 выдумали раньше, не было бы победного шествия цифрозеркалок.  / Обзоры / 10.09.09
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

fabiaN

10.09.09 / 09:58

>>Посмотри на фотографию, ...

>Посмотри на фотографию, снятую при 3200 единицах ISO.



Скачал все сэмплы(4шт) со странички, ни одного сэмпла с ISO 3200 по данным exif нет.
Вообще неплохо бы делать картинку-ссылку на фулл-сайз снимок и подписывать под каждым снимком параметры съемки, чтобы ради одного мнимого снимка с ISO 3200 не приходилось скачивать все и у каждого просматривать exif.
На представленных уменьшенных картинках что-то там оценивать бессмысленно вообще.
Ещё одно пожелание - побольше тестовых снимков с разными параметрами, композицией...
А в остальном - хороший, подробный обзор.

Максим Калина

10.09.09 / 16:12

Ролик про Гаваи шикарный

Напоминает о том, что пора в отпуск )

Станислав

10.09.09 / 20:30

За такие деньги, скорее не в отп...

За такие деньги, скорее не в отпуск, а вместо отпуска.

Alexey Schipulin

10.09.09 / 22:36

Exclusive...

Ограниченная партия и астрономическя цена...


Этот фотоаппарат схож по своей идеологии с телефонами Vertu.
По крайней мере для России))).

HiTek

11.09.09 / 00:56

Re: За такие деньги...

Возможный диалог:


- Дорогая, у меня для тебя две новости: хорошая - я купил нам новый фотоаппарат. И другая - мы никуда теперь не едем отдыхать...
А вообще, что касается съемки видео зеркалками, то мне вот этот ролик по душе. Снято Anders Bäckman при помощи Canon 500D.


http://vimeo.com/moogaloop.swf?clip_id=4717303&server=vimeo.com&show_title=1&show_byline=0&show_portrait=0&color=00ADEF&fullscreen=1" />http://vimeo.com/moogaloop.swf?clip_id=4717303&server=vimeo.com&show_title=1&show_byline=0&show_portrait=0&color=00ADEF&fullscreen=1" type="application/x-shockwave-flash" allowfullscreen="true" allowscriptaccess="always" width="540" height="304">

fruom

11.09.09 / 23:10

составляющие цены аппарата

кто знает, из чего складывается цена аппарата или хотя бы доли основных узлов в общей стоимости?

Станислав

13.09.09 / 23:30

Re: составляющие цены аппарата

кто знает, из чего складывается цена аппарата или хотя бы доли основных узлов в общей стоимости?



http://www.interiorinfo.ru/upload/images/gallery/1138023216.jpg

maaxg

27.10.09 / 14:46

Что с серией микро 4/3?

Пока нет продаж ни одного фотоаппарата этой серии!


Мелькают то здесь, то там отдельные партии по десятку штук. Причем даже в штатах нет нормальных продаж. Раз у номобиля хорошая связь с представительств ом, может спросить? А то как то блекло выглядит панас на фоне никонов, канонов...