Обзоры
РИРВ НТ-1813

ГЛОНАСС в действии

09.09.10

РИРВ НТ-1813

Недавно в колонке «Разговоры о ГЛОНАССе — 2» я обещал протестировать ГЛОНАСС/GPS-навигатор РИРВ НТ-1813. Тест состоялся, и вот результаты.

РИРВ НТ-1813 — первый в мире носимый навигатор ГЛОНАСС/GPS. До его появления ГЛОНАСС можно было попробовать на вкус лишь в неоправданно дорогом и имеющем ряд несуразностей автомобильном навигаторе Glospace SGK-70 (он же НИИ КП SGK-70), широко разрекламированном на федеральных телеканалах в канун 2008 года. Помимо него, в последнее время был анонсирован еще ряд ГЛОНАСС/GPS-навигаторов, но протестировать их или просто увидеть на полках магазинов лично мне не удалось. Судя по отсутствию обзоров в Интернете и печатных СМИ, невезение сопутствует не только мне.

Но вернемся к навигатору РИРВ НТ-1813. Гаджет от начала и до конца разработан ОАО «РИРВ» (ОАО «Российский институт радионавигации и времени»), одним из родоначальников системы ГЛОНАСС.

Дизайн

НТ-1813 напоминает перевернутый карманный компьютер. Корпус выполнен из качественного пластика черного цвета, по бокам — серые участки, плавно переходящие в резиновые вставки, которые помогают удерживать устройство в руках. Сборка очень качественная, никаких намеков на зазоры или люфты нет.

3,5-дюймовый дисплей имеет вертикальную ориентацию, что является редкостью для рынка навигаторов и позволяет более оптимально отображать карту и линию маршрута. Запас яркости у дисплея достаточный, чтобы наглядно отображать информацию даже когда на него попадают прямые солнечные лучи.

На верхнем ребре находится прозрачная кнопка включения, которая подсвечивается во время подзарядки. У навигатора есть два разъема, спрятанные под резиновыми заглушками на правом боку. Первый — разъем для подключения внешней антенны, второй — стандартный miniUSB-разъем для подключения зарядного устройства и связи с компьютером. Здесь же и кнопка Reset.

На левом боку расположен слот для карточки памяти формата SD, на которой хранятся карты навигационной программы. На задней стороне навигатора — аккумуляторный отсек и отверстия динамика. Li-Ion аккумулятор, идущий в комплекте, имеет емкость 1800 мАч, что позволяет обеспечивать работу навигатора в течение примерно семи часов. Можно купить аккумулятор с удвоенной емкостью (3600 мАч). А для того чтобы он поместился в корпус, в комплекте поставки есть вторая крышка аккумуляторного отсека.

РИРВ НТ-1813

Что внутри

Гаджет работает под управлением операционной системы Windows CE 6.0. В качестве процессора используется FreeScale i.MX31 с тактовой частотой 532 МГц, что обеспечивает оперативную обработку информации со спутников ГЛОНАСС и GPS, а также плавную прокрутку карт и быструю прокладку маршрутов.

Повышенная точность позиционирования обеспечивается благодаря трехмодовому приемовычислительному модулю ГЛОНАСС/GPS/SBAS 1К-181 с интегрированной системотехникой и пониженным энергопотреблением. Приемовычислительный модуль позволяет одновременно использовать спутники ГЛОНАСС и GPS, что значительно увеличивает точность позиционирования. В тестовом видео показано, что в определении местоположения участвуют по 3-7 спутников каждой из систем. В ходе испытаний бывали ситуации, когда общее число спутников доходило до 15. А как известно, чем больше спутников задействовано в позиционировании, тем оно точнее. Но основной смысл здесь не в максимальной точности, а в том, что в условиях неуверенного приема (на узких улицах между высоких домов, или на дороге, окруженной высоким лесом) обе системы будут подстраховывать друг друга. И там, где навигаторы, использующие только GPS или только ГЛОНАСС, потеряли бы спутники, устройство, параллельно использующее обе системы, показало хорошие результаты.

Помимо ГЛОНАСС и GPS, НТ-1813 способен принимать корректирующие сигналы с геостационарных спутников SBAS (Satellite Based Аugmentation System), которые передаются над определенными регионами. В частности, в западной части России будут приниматься сигналы EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Service).

Техническое отступление

Здесь сделаю небольшое отступление — специально для тех, кто хочет понять суть происходящего в недрах приемовычислительного модуля. Может создаться впечатление, что поскольку в NAVSTAR (более известен под нарицательным именем GPS) и в ГЛОНАСС используются разные математические модели (эллипсоиды), заменяющие при расчетах нашу планету, то невозможно пересчитывать получаемые со спутников данные из американской системы WGS 84 в российскую ПЗ-90 и обратно. Однако это не так. Разработчики в ОАО «РИРВ» утверждают, что их приемовычислительный модуль может учитывать спутники обоих систем в любой из моделей. Так, в случае с НТ-1813 расчет по обеим системам ведется в WGS 84, и именно в этом формате навигационная программа получает рассчитанные координаты местоположения. То, что координаты, полученные при совместном использовании сигналов от спутников NAVSTAR и ГЛОНАСС, более точны и стабильны, можно убедиться в самом конце ролика. На двух навигаторах установлена одна и та же версия навигационной программы и одинаковые карты. Разница в поведении точки рядом с курсором, которая в навигационной программе «СитиГИД» отображает истинное местоположение, определенное по результатам обсчета сигналов со спутников, наглядно демонстрирует, насколько стабильнее и точнее производится позиционирование у РИРВ НТ-1813.

Интерфейс

Основное меню навигатора состоит из шести разделов: «Компас», «Карта», «Диаграмма», «Навигация», «Приложения», «Настройки». В меню «Приложения» спрятаны читалка книг и плеер. В «Настройках» можно отключить ГЛОНАСС или GPS, чтобы посмотреть, насколько изменится точность и стабильность позиционирования при использовании только одной из систем. В соседнем подменю выбирается вариант оформления, часовой пояс и регулируется громкость. В «Пороговых значениях» можно произвести настройки, балансируя между повышением точности позиционирования и расширением угла обзора приемника (чем больше угол, тем с большего количества спутников принимается сигнал).

Раздел «Компас» содержит электронный компас, который пригодится, если ты пересечешь границы заложенных в память навигатора карт. Здесь же отображаются широта и долгота точки, в которой ты находишься, а также высота над уровнем моря, скорость и азимут направления. Эти же данные за исключением компаса приведены и в меню «Навигация».

В разделе «Диаграмма» можно увидеть, какие спутники обеих систем в данный момент летают над твоей головой, и какие из них навигатор использует для расчета местоположения.

Между разделами «Компас», «Диаграмма» и «Навигация» можно переключаться, не выходя в главное меню, также прямо из них можно перейти в меню навигационной программы «СитиГИД».

Навигация

Я тестировал навигатор НТ-1813 с навигационной системой «СитиГИД», но в продажу также будет выпущена версия с ПО «Навител Навигатор». «СитиГИД» запускается при нажатии на раздел меню «Карта» и будучи единожды запущенной, остается в памяти устройства. Благодаря этому переход из системы «СитиГИД» в главное меню навигатора и обратно происходит моментально. Да, кстати, «СитиГИД» — одна из лучших российских навигационных программ, поддерживающая всю возможную функциональность.

Функции

Стандартный набор: аудио- и видеоплееры, а также читалка для электронных книг. WinCE-версия популярного плеера CorePlayer прекрасно проигрывает как видеофайлы, так и аудио. С неконвертированным видео процессору навигатора, конечно, будет трудно справиться (воспроизведение периодически замирает на секунду или две), но зато фильмы с битрейтом около 220 Кбит/с и разрешением 320 х 240 точек ему вполне по зубам.

К сожалению, НТ-1813 не имеет разъема для подключения наушников, да и динамик у него всего один, поэтому я ограничился прослушиванием аудиокнижек — в этом случае отсутствие стереозвука не имеет значения.

Для чтения книжек используется программа AiReader v2.5, отлично справляющаяся с кириллицей и поддерживающая большинство форматов текстовых файлов, включая HTML, RTF, TXT, PDB/PRC, FB2, DOC, DOCX, ODT, SXW, ABW, ZABW, RB, TCR.

Поехали

Вставил аккумулятор — и НТ-1813 готов к работе. Даже при первом (холодном) старте он находит спутники быстрее, чем ты успеваешь сделать минимально необходимые настройки интерфейса навигационной программы и задать адрес пункта назначения. Благодаря работе сразу с двумя спутниковыми системами значительно улучшается стабильность определения координат. Даже во дворах-колодцах, которыми так славится Санкт-Петербург, навигатор умудрялся не терять ориентации в пространстве. Еще недалеко от дома я отметил одно аномальное место, окруженное с трех сторон домами сталинской постройки. Здесь все поголовно GPS-навигаторы ведут себя крайне нестабильно из-за большого числа сигналов, переотраженных от домов. И поэтому точка, показывающая координаты навигатора, постоянно прыгает из стороны в сторону. НТ-1813 и на этом участке вел себя уверенно, точно отображая местоположение.

Указанное в характеристиках время работы оказалось близким к действительности, что пригодилось, когда на следующей день после свадьбы друга мне пришлось целый день болтаться по незнакомому городу, да еще и без автомобиля.

Конкуренты

Ближайшим конкурентом для НТ-1813 с точки зрения ГЛОНАСС выступает Glospace SGK-70, а с точки зрения бытового применения — обширное племя навигаторов с дисплеями 3,5".

В сравнении с Glospace SGK-70, РИРВ НТ-1813 выглядит просто венцом творения. Во-первых, он маленький и легкий, во-вторых, ему не нужна выносная антенна на крышу, для того чтобы принимать сигналы ГЛОНАСС, в-третьих, у него есть аккумулятор, благодаря чему он не отключается при каждом повороте ключа зажигания (SGK-70 запитывается исключительно от автомобильного ЗУ, а при включении стартера прикуриватель обесточивается), в-четвертых, он рассчитывает маршрут быстрее благодаря более мощному процессору, в-пятых — у НТ-1813 существенно лучшее исполнение и качество комплектующих. Ну и в довершение всего, цена НТ-1813 гораздо ниже.

Что касается навигаторов с 3,5-дюймовыми дисплеями, то от них НТ-1813 выгодно отличается более высокой точностью и стабильностью позиционирования, вертикально ориентированным дисплеем (благодаря чему по информативности он сопоставим с навигаторами, имеющими бóльшую диагональ дисплея), существенно бóльшим временем работы от аккумулятора. Правда, в цене он проигрывает самым дешевым моделям этого класса, но приведенные выше достоинства, на мой взгляд, стоят разницы в цене.

Резюме

Однозначно лучший навигатор с поддержкой ГЛОНАСС на рынке и одно из самых интересных предложений среди автонавигаторов вообще. Однако РИРВ НТ-1813 есть за что упрекнуть. Во-первых, за отсутствие в комплекте держателя на лобовое стекло. Конечно, подходящий держатель у меня уже давно есть, да и купить его можно в ближайшем магазине, но факт остается фактом. Во-вторых, miniUSB расположен неудобно — если вставить в него штекер зарядного устройства, в держатель навигатор прямо уже не поставишь. В-третьих, ограничения в навигационной программе, установленные из-за потенциальной возможности неточного определения координат в системе GPS (в программе «СитиГИД» версии 3.5 минимальное отклонение от маршрута, после которого он будет пересчитываться, составляет 30 м), не позволяют в полной мере воспользоваться преимуществами высокой точности позиционирования, обеспечиваемой совместным использованием ГЛОНАСС и GPS. К счастью, последний недостаток, по свидетельству производителей навигационных программ, легко устраним.

Несмотря на все недостатки, достоинства РИРВ НТ-1813 и вполне доступная цена явно перевешивают. Надеюсь, что на примере этого навигатора мне удалось наглядно доказать, что вопреки досужим домыслам злопыхателей, ГЛОНАСС все-таки работает — и работает вполне достойно.

Материалы по теме:

«Я люблю погорячее» (обзор навигатора Navitel NX5200);

«Гость из Европы» (обзор навигатора Becker Traffic Assist Z215 DV);

«Мими... Мимикрия!» (обзор навигатора teXet TM-650).

Игорь Волков
РИРВ НТ-1813
ПлатформаWindows CE 6.0
Процессор, МГцFreeScale i.MX31 532 МГц
Чипсет1К-181 (ГЛОНАСС/GPS/SBAS)
Тип экранаTFT
Диагональ и разрешение экрана3,5", 320 х 240
НавигацияСитиГИД v3.5
КартыМосква, Московская обл., Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Эстония, Рига, Киев Лайт, Алматинская обл. Лайт, Астана Лайт, Украина, Схема дорог Европы и Азии
Встроенная память, Мб128
РазъёмыUSB 2.0
Аккумулятор, мАчLi-Ion 1800 мАч; время работы без подзарядки до 7 ч
Габариты, мм130 х 79 х 20
Вес, г200
ГЛОНАСС в действии
РИРВ НТ-1813
ГЛОНАСС работает! А кто не верит, может прочитать обзор и посмотреть видео.  / Обзоры / 09.09.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

wearymax

09.09.10 / 17:41

шустрый!

судя по видео довольно шустрый девайсик :)

ilyuxa

09.09.10 / 17:44

а цена-то где? что-то я не нашел...

а цена-то где? что-то я не нашел...

Василий

09.09.10 / 23:13

Куплена!

Судя по статье, она куплена.

myshanat

10.09.10 / 00:06

Здесь цена

http://ex-play.ru/blog/69/

Акакий Акакиевич

10.09.10 / 08:54

Re: Здесь цена

http://ex-play.ru/blog/69/



10 000 рублей... Ндэ. Ну а что мы собсно хотели? Не за 700 рублей же.

HiTek

10.09.10 / 13:12

Re: Цена!

Ндэ. Ну а что мы собсно хотели? Не за 700 рублей же.



А кто говорит про 700 рублей? Чтобы это устройство было конкурентоспособ ным, цена должна быть соответствующая. 10 килорублей - явный перебор. За эти деньги я предпочту навигатор с дисплеем 800х600, "пробками" и прочими соответствующими такой цене приятными функциями, пусть и без ГЛОНАСа. Главное, чтобы не случилось как с иномарками, а то поставят дикие заградительные пошлины на нормальные GPS, тогда конечно 10000 руб. будет дешево :)

HiTek

10.09.10 / 13:45

Кстати

на корпусе правильнее было бы написать ГЛОНАСС/ДжиПиЭс, что бы уж совсем федерально.

HiTek

13.09.10 / 14:33

Хабр, как всегда жжет

вот там комменты хороши http://habrahabr.ru/company/7days/blog/103909/