Писанина

Залечь на дно звука

03.05.11

NOMOBILE-репортаж

Каждая вылазка в исследовательские или производственные центры IT-компаний — захватывающе интересное приключение. В Азии подавляют муравейники заводских корпусов и масштабы. В Европе убаюкивают незыблемость традиций и какие-то особенные «уют» и «домашнесть» происходящего. Если кто-то основал университет пятьсот лет назад — значит, здесь всегда будет почтенное учебное заведение. Если кто-то открыл мастерскую или паб, значит, столетие за столетием, с поправкой на эпоху, здесь будут паять-лудить-тачать или разливать пиво. Я в Европах всегда становлюсь немного блаженной и чрезмерно улыбчивой. И мне в ответ улыбается румяное и дружелюбное лицо человекоориентированного капитализма. Так улыбчиво и расслабленно и удалось прокатиться в Бельгию, в маленький городок Лёвен, где находится саунд-лаборатория Philips.

Бельгия — страна-напоминалка. В смысле, все время напоминает другие страны. Узкие пряничные фасады домов Голландии, сложносочиненность дворцов и соборов Франции, английская простота деревенских строений, или их же немецкая строгость... В общем, каждому — свое. Наверное, благодаря такой социо-культурной «податливости», голландский Philips разместил свою саунд-лабораторию в бельгийском Лёвене. Крохотный городок оказался идеальным местом для центра оттачивания и внедрения технических идей. Почему?

Во-первых, Лёвен — старинный университетский центр. Местная alma mater была учреждена папой Мартином V аж в 1425 году. И Philips начал сотрудничество с университетом и встраивание в его научно-исследовательские структуры еще в 30-х годах прошлого века. В Лёвене, как говорила моя школьная завуч, «сильная база» — и в технических, и в естественных дисциплинах, что очень важно, когда речь идет о разработках аудио. Во время экскурсии в саунд-лабораторию нам неоднократно напоминали: в создании аудио важнейшая составляющая процесса — тестирование новой техники. В Philips эти тесты проходят в два параллельных этапа — тесты экспертные и тесты потребительские. И если эксперты, хорошо знающие свое дело, объективно и по сложным алгоритмам «разбирают по косточкам» аудиоустройства и анализируют звучание, то обыватели-потребители выдают свежее субъективное мнение. Здесь на помощь приходят студенты Лёвенского университета, которые принимают участие в потребительских тестах.

Во-вторых, география. От Лёвена до Брюссельского аэропорта — всего минут 15 размеренного раскачивания на автобусе. И до Голландии — рукой подать. В лёвенском центре Philips работают голландцы (да и не только голландцы). И все без проблем мотаются туда-сюда через границу по два раза в день. В общем, неудивительно, что в Philips называют свой лёвенский центр инкубатором талантов и колыбелью революционных технических решений. Восемьдесят патентов в сфере аудио за все эти годы — это не в ухе поковырять. Компактная аудиокассета, например, родилась здесь. В 70-е Лёвен стал стратегическим центром партнерства двух колоссов, Philips и Sony. Утверждают, что CD-диск создали именно на лёвенской земле. Как и все эпохальные изобретения, сделанные Philips с другими компаниями — DVD или Blu-Ray.

А то, что Лёвен — родина пива «Стелла Артуа», к делу не относится. Возможно.

Сам Лёвен и его университет мы не видели — из-за чрезвычайной утрамбованности программы сразу нанесли точечный удар по саунд-лаборатории Philips. Типовые коробки двухэтажных строений — многие компании разместили здесь свои исследовательские центры и конструкторские бюро. Все по-европейски обжито, наполнено тем офисным «хламом», который тянет на статус артефактов — многочисленные фотографии, цветы, интерьерные объекты.

Но есть неожиданные помещения. Например, «среднеевропейская комната-эталон». Зальчик 35-40 квадратных метров, напоминающий кинозалы на дачах членов Политбюро. Три ряда удобных кресел, на стенах деревянные объемные панно, из которых «вываливаются» кубики, как в игре Тетрис. Здесь нам презентовали одну из акустических систем. Презентовали с серьезностью и педантичностью, не реагируя на шутки «у нас дома таких бревен нет».

Но самое сильное впечатление, конечно, произвели не дизайнерские офисные интерьеры, а простые рабочие помещения. Нас допустили в своеобразный «предбанник» — перед секретными помещениями с разработками завтрашнего дня, куда вход посторонним строжайше запрещен, как в какой-нибудь невыполнимой «Миссии». Скромные стеллажи заставлены всевозможными устройствами для тестирования звука, в том числе, и не самыми современными. Лучшее — враг хорошего. И многие рабочие объекты сделаны по старинке, вручную, как, например, катушки.

На соседнем столе — супер акустика Fidelio и ее прототип — обычный деревянный ящичек с динамиками. Как из этой коробки для обуви вылупилось настолько изящное устройство? - Инженеры Philips только загадочно улыбаются: «И никакого ущерба звуку такое изменение формы не нанесло». Перед этим дизайнеры умудрились сделать три совершенно разных варианта колонок. На тестах победили красавцы, которые и были официально представлены.

В безэховой комнате разбойники пустились в пляс. — Журналисты просто обалдели от простоты и невероятности помещения. Абсолютно автономная безэховая комната — никакие колебания, даже от фундамента, до нее не доходят. Комната не закрывается, а задраивается, как подводная лодка. Стены и потолок здесь заросли поролоновыми сталлактитами. Ощущения — как будто тебя закутали в ватный кокон, куда с трудом проникают звуки. От «сталлактитов» звук практически не отражается. Здесь идеально работать со звуком, проводить тесты и выявлять все преимущества систем «звук вокруг».

Слева — «казематный» пол, справа — пещерные стены безэховой комнаты

Тесты динамиков — именно их Philips сам не производит — тоже проводят в безэховой комнате. Вообще, там жутковато и глуховато, с перепугу мы пытались достаточно идиотично бодриться и резвиться — например, закрывать коллег. Спецы из Philips успокоили: в карцере комнате установлены видеокамеры, так что здесь никого никогда не забывали. Иначе — ведь не докричишься...

Известный блогер @ekozlov у входа в безэховую комнату

Несметное число аудио и видео новинок Philips уже показывал в марте на зимнем ивенте. Но во время экскурсии в лабораторию звука акцент сделали на акустику, и вся она проходила под грифом Obsessed with sound (Одержимые звуком). Было много техники разных жанров: аудиосистемы, сложносочиненные системы для домашнего кинотеатра, док-станции. И об этой серии стоит сказать несколько слов.

Не относя к себя к аудио-маньякам, всегда с уважением отношусь к людям, которые чувствуют и понимают музыку, приходя в неистовство не просто от дорогой high-end аппаратуры, но вообще от Звука, в котором идеально все — от музыки до техники воспроизведения. Лицами серии «Одержимые звуком» стали настоящие красавцы, чья жизнь и работа тесно связаны с музыкой, ее созданием и записью. Красавцы — потому что на мой взгляд, человек воодушевленный, одержимый (опять это слово), жгущий по жизни, всегда прекрасен. Вечные подростки, которые и в 40, и в 50 остаются влюбленными в музыку так, будто у них гормоны плещут через край. Персоны продюсера Стива Лиллиуайта (он сводил звук многим звездам, в том числе, U2), звукорежиссера музыки кино Джеффа Фостера (он сделал саунд к фильму «Бэтмен: начало»), джазового саксофониста Бенджамена Германа — попадание «в десятку». Как и техника, которую им не стыдно представлять.

Fidelio Primo DS9010

Мы уже неоднократно обращали внимание на особую «яблочную» ориентацию аудиотехники Philips. Воображаемый «эталонный поклонник» Apple хорошо совместим с общей стильностью и педантичным отношением к звуку у Philips. Нам была представлена акустика для воспроизведения музыки с iPhone или iPod Fidelio DS9000. Элегантно, просто, функционально. Корпус из алюминия, который используется в самолетостроении. И как клянутся создатели, звук здесь отличают особые чистота и глубокие низкие тона без искажений.

Hi-Fi System Philips Harmony DCD 8000

Одно из знаковых устройств в серии «Одержимые звуком». Система-многостаночник, которая воспроизводит музыку и фильмы с iPod / iPhone / iPad, с компакт-дисков и DVD, а также напрямую через USB. Среди доступных форматов: DVD, DivX ® Ultra, MP3/WMA-CD, CD и CD-RW. Интерфейс HDMI 1080p улучшает изображение до стандарта высокой четкости. Есть Dolby Digital. Использовать алюминий для корпуса — кажется, новая фишка Philips.

Fidelio Soundsphere DS 9800 W

Это «стыковочный» результат — объединяет лучшее от самых успешных филипсовских линеек Soundsphere и Fidelio. Космические бочки — очередной «яблокоориентированный» гаджет. Музыка с iPhone, iPad, iPod, передается буквально «по воздуху» благодаря беспроводной технологии AirPlay, а если включен WiFi, — то и напрямую с ITunes.

Судорожная беготня за новизной — это, конечно, хорошо. Но нам не постеснялись показать анонсы прошлого года, которые и сейчас, через — боже ж мой несколько месяцев! — остаются актуальными и знаковыми.

SoundBar home theater with Ambisound HTS9140

Плоская аскетичного вида штуковина из полированного алюминия. На деле — домашний кинотеатр. Благодаря использованию технологии Ambisound хочешь-не хочешь, полностью погружаешься в звуковую атмосферу. Причем объемное звучание создается при меньшем, чем ожидается, числе динамиков. Разработчики говорят о «совмещенном психоакустическом феномене», когда комната буквально наполняется звуком.

Immersive Sound home theater with 360Sound HTS 9520

Еще одна система домашнего кинотеатра, название которой говорит само за себя — звук распространяется на все 360 градусов вокруг, создавая эффект полного погружения. Хитрая система использует «эффект триполя», когда из каждой колонки звук исходит в трех направлениях — на слушателя и в разные от него стороны. Кстати, о триполе и использующей его технике нам рассказывал на чистейшем русском языке Игорь Емельянов, представитель Philips из Киева. И хотя в нашей пресс-группе были люди из России, Украины и стран Балтии, языкового барьера никто не заметил. А уж когда во время очередной передышки на кофе из филипсовских динамиков зазвучал «Сплин», границы стерлись окончательно.

Streamium Hi-Fi micro system with SoundSphere speakers Mci900

Замысел разработчиков этой системы — заставить слушателя поверить, что музыканты играют прямо в его доме (видимо, в той самой «эталонной комнате с бревнами»). Воспроизведение CD/DVD, жесткий диск на 160 Гб, Wi-Fi, Интернет-радио. Представители компании посвятили время даже разъяснению смысла наклона аудиоколонок. Оказалось, наклон — не просто дизайнерская фишка, а стремление соответствовать стилю жизни потребителя (!!!). Речь, конечно, не об утрате способности к прямохождению, а об особом расслабленном состоянии слушателя, поймавшего музыкальную волну.

Есть такое понятие — «аудио пурист». Фанатичный блюститель чистоты звука. Я перевожу как «звуковой чистоган». Лео Каганов путем долгих переносов смыслов переиначил все по-своему — «золотарь звука». Так вот, казалось бы ориентированные на звуковой чистоган аудиоприбамбасы, на деле могут доставить удовольствие и тем, кто не понимает разницы между «капелькой басов» и капелькой басов...

И да, Бельгия... Брюссель... Ни слова о Писающем Мальчике...

Екатерина Горелова
Залечь на дно звука
NOMOBILE-репортаж
Итоги однодневной вылазки в саунд-лабораторию Philips.  / Писанина / 03.05.11
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

TuMan4er

03.05.11 / 20:28

уже видел где-то...

на hi-tech.mailе давненько был подобный репортаж...

Екатерина Горелова

03.05.11 / 21:49

Re: уже видел где-то...

на hi-tech.mailе давненько был подобный репортаж...



у них нет такой очереди на хорошие материалы. пришлось ждать "окна"

TuMan4er

03.05.11 / 22:53

Re: Re: уже видел где-то...

у них нет такой очереди на хорошие материалы. пришлось ждать "окна"



простите, не знал. К слову ваш репортаж много лучше!)

Екатерина Горелова

04.05.11 / 13:13

Re: Re: Re: уже видел где-то...


Спасибо, работаем над текстами и картинками...