Писанина

Удар по звуку

26.09.11 | 09:00

Репортаж из аудио-дивизиона Logitech

Когда компания Logitech только пригласила на экскурсию в свой аудио-дивизион, «легенда» путешествия сразу вызвала несколько вопросов. Летим в город Портленд, штат Орегон, живем в городе Ванкувер (и это не канадский Ванкувер, а американский), в штате Вашингтон (к столице ЮЭсЭй не имеет никакого отношения). Само аудио подразделение Logitech базируется в пригороде Камас того же Вашингтона. — Так куда же мы едем?!!

Куда мы едем

На месте все оказалось проще — Америка очень размазанная страна. Небольшие тауны пристраиваются под боком больших городов, и то, что на карте выглядит разрозненными отчужденными названиями, в жизни незаметно сливается в одно странноватое уютное пространство. Кстати, о странноватости. Портленд называют американской столицей фриков. И статус этот — заслуженный. Неофициальный девиз города: надо быть немного странным (weird). И нескольких дней хватило, чтобы понять, — все местные действительно с легкой веселой придурью. И элегантно культивируют ее.

Logitech мы больше знаем по компьютерным аксессуарам — клавиатурам и мышкам. Акустическое направление бодро стартануло в последние годы. И судя по тому, как выглядят все эти лаборатории звука, максимальная скорость развития еще впереди. Никаких сомнений. А чтобы не быть голословной, начну не с прелюдий про уютные корпуса, оборудованные места и историю компании (это все потом), а с главного — только-только построенной безэховой комнаты.

Вау!

Видали мы безэховые комнаты. Сооружение сложнейшее, дорогущее, и мало кто из компаний может позволить себе подобную роскошь. Но Logitech сразил наповал. Водили-водили по лабораториям, потом — бац! — внезапно открывается дверь — а там чудо чудное.

Безэховая комната, или, как ее еще называют «камера» — и казематная стилистика здесь уместнее — помещение, в котором поглощаются все отражения звука. Внешние шумы сюда не доходят. А внутренние — блокируются благодаря замысловатому «убранству». Таким образом, здесь можно совершать самые точные измерения звука «без примеси» искажений и посторонних шумов, которые неизбежны в любом другом помещении. Даже по самым скромным предположениям, Logitech пришлось потратить не меньше миллиона долларов, чтобы построить этот безэховый каземат. И в разработке принимали участие те же специалисты, что делали безэховую комнату для NASA.

Здесь исключены отражения звуковых колебаний во всех четырех направлениях. Входишь в достаточно большое (7.3х7.9х9.75 м) помещение — и как будто оказываешься на сетчатом упругом батуте — это фальшпол, подвешенный над полом настоящим на высоте около 3 метров. Стены, потолок, пространство под сетчатым полом — все поросло специальными «сталактитами» (я их так называю), конусами из стекловолокна длиной 120 см, оплетенными тонкой проволокой. Здесь полностью отсутствует эхо начиная с 48 Гц, а аппаратура откалибрована до 20 Гц, что позволяет точно измерить все, что способно услышать человеческое ухо. Порог шума равен порогу слышимости человека, то есть 0 Дб. И завлекшие нас сюда сотрудники компании со смехом объявили эту камеру «самым тихим местом на Земле». В принципе, сам факт присутствия в аудио-подразделении безэховой камеры — свидетельство высокого уровня притязаний компании. Беспрецедентная по уровню безэховая камера — это явно читаемый месседж «всем бояться!».

Экскурсия начинается

Вот теперь можно начать с самого начала: насколько значимо для Logitech аудио-подразделение, что в планах компании по завоеванию мира?

Ударить по звуку Logitech решила в 2001 году, когда приобрела достаточно сильную на северо-американском пространстве компанию Labtec, специализировавшуюся именно на мультимедийной и компьютерной акустике. Директор по технологическим стратегиям Logitech Джефф Андерсон, который и устраивал нам экскурс в историю компании, объяснил очевидное: с момента соединения компаний опыт и разработки Labtec получили дополнительный импульс развития — за счет серьезных финансовых и человеческих ресурсов Logitech. На сегодняшний день многое, чему мы удивлялись в Камасе, действительно не имеет аналогов: безэховая комната, система лазерного измерения. И, повторюсь, в то время как обыватели знают Logitech преимущественно по клавиатурам и компьютерным мышкам, меломаны и перфекционистски настроенные гики в первую очередь говорят о наушниках и колонках.

Внешне все выглядит стандартно: трехэтажные корпуса с зеркальными стеклами, отражающими бесконечно синее небо. Как говорят у нас в редакции, с «лакейшеном» повезло: места здесь красивые и комфортные. 150 км до океана, 100 км до вулкана, живописный горный массив, головокружительной красоты берега реки Колумбия. Местные любят повторять поговорку, которая в переводе на русский звучит примерно так: обязательно приезжайте, но ни в коем случае не оставайтесь. Жадины.

Немного отвлеклись. Инженерные лаборатории всегда выдают дух неудержимого творчества (или безудержного занудства — все зависит от людей). Черно-белые портреты музыкантов на стенах: юная Эми Уайнхаус, тонкая звонкая Шер до пластики... Остроумно оформленные комнаты. Устройства и приборчики — все, что пожелает инженерная душа. По-фриковски великолепные тачки на стоянке. Машин, кстати, немного: Logitech, идя в ногу со временем, считает экологичнее для выживания человеческого вида предлагать сотрудникам работать дома.

Если понадобится какая-то железяка, под рукой вот такие стеллажи

Аудио-дивизион организован как компания в компании: департаменты инженерных разработок, проверки качества, продакт менеджмента, маркетинга, развития. И в развитии ищут свой собственный путь — не массовая штамповка, но индивидуальные продукты. Причем этот подход к индивидуальности иногда абсолютизирован до предела. — Придумывают персонажей, наделяют их именами, биографиями, рисуют с ними комиксы с возможными сценариями использования аудио-гаджетов — и для них создают новые концепты. Для наглядности, нам продемонстрировали комикс в духе «Крошка-сын к отцу пришел» — и умудрился «снять» папу с телевизионной трансляции американского футбола при помощи чумового видео со своего чумового гаджета, который и вывел это видео на телик. По-нашему, сынуля получил бы ремня, а у них — смычка поколений.

Нам подобные мысли редко приходят в голову — но в каждом регионе, у каждого народа есть свои культурные установки и предпочтения в отношении того, каким должен быть идеальный звук. Есть множество ситуативных нюансов. Делегат племени зулусов и парнишка-хипстер из Минска по-разному представляют «крутую музяку». Гаджет, который ты постоянно используешь на кухне, вряд ли будет уместен в спальне. Колонки, которые «мурлыкают» на столе, пока ты работаешь, и колонки для дикой вечеринки с двумя десятками гостей — это две большие разницы. И подобных особенностей и отличий может быть очень много, и все в Logitech стараются учесть. Чтобы не только звук нравился, но и дизайн, и цена, и эргономика, и чтобы все гаджеты были мобильны и легко совмещались друг с другом.

Очень много придумывается, доходит до стадии прототипа и... отправляется в топку. Мы видели даже такие несуразные аудиоустройства — в форм-факторе пенька и в виде старого радиоприемника. О степени перфекционизма все может сказать «баян» с кнопками — такой рабочий инструмент с обычными рабочими кнопками, все выглядят одинаково, но клацают по-разному. На этом «баяне-камертоне» подбирают звук, который должны издавать клавиши будущего устройства, когда ты к ним прикоснешься.

Вообще, аудио-дивизион Logitech ориентируется на две группы людей — обычные пользователи и профессионалы музыкальной индустрии. Для последних создана «мини-компания в большой компании» — Ultimate Ears, и здесь создают по-настоящему удивительные сложносочиненные гаджеты. Но мы забыли о лабораториях. На безэховой комнате инженерные радости не заканчиваются.

Рабочее место инженера Logitech

Тот самый кнопочный камертон

Пройдемте
в номера!

Еще одно помещение must have для уважающей себя аудио компании — MOS-комната для субъективных тестов звучания, точное название — Mean Opinion Score. Здесь собраны предметы, чьи акустические характеристики должны соответствовать среднестатистической комнате, в которой все мы предпочитаем слушать музыку. Деревянный пол и «разношерстные» ковровые покрытия, полукружия и острые углы артефактов на стенах, театральные кресла с обивкой из мебельной ткани... При этом сама комната не должна искажать звук. И в Logitech MOS-комната устроена действительно как надо. Жалко, что уже через полчаса «тестирования» нас согнали с мягких кресел и пошли мы, увязая ногами в волосатых коврах, дальше.

Далее, особого упоминания заслуживают инженерные лаборатории по механике и электронике. В первой создают функциональные физические прототипы прямо из 3D-картинки (например, упомянутые «пенек» и «олдскул радио»). С прототипами потом работают — оценивают по частям и в целом. Результатом этой работы может стать соответственно частичное или полное изменение дизайна гаджета — чтобы соответствовал.

Лаборатория по электронике вызывает почтение неофита. Всевозможные устройства для измерения аудио-сигнала, силы тока, тепловых показателей, производительности аккумуляторов, радиочастотных сигналов... По-настоящему проникнуться может только специалист. А неспециалисту достаточно впасть в ступор от небрежно брошенного «этот аппарат стоит 600 тысяч долларов и, считайте, он такой один в мире».

Тот самый приборчик за 600 тысяч долларов

Забавный ящик для тестирования

Устройство под названием Tundra для тестирования температурной устойчивости

Здесь зажигают аудиогаджеты

Местный инженерный юмор

Аудиогаджеты

Теперь о том, ради чего строятся все эти помещения и завозятся сложные агрегаты. Об аудиопродуктах Logitech. Все их можно условно разделить на три основные категории: активные колонки, цифровые музыкальные продукты (для iPod и других портативных музыкальных плееров), и переносные устройства.

Know how компании — DSP (digital signal processing, система цифровой обработки сигнала). В рамках этой технологии используются специальные средства для улучшения звука. Помимо «главной роли» — эквалайзера, они могут исполнять другие: динамически управлять звучанием, подавлять шум и эхо, выполнять функции Dolby Digital и прочего декодирования.

За что зацепился взгляд во время демонстрации продукции? Перечисляю по памяти.

Главная звезда музыкального ревю от Logitech, это, бесспорно, Squeezebox Touch. Проигрыватель музыки по WiFi, который может воспроизводить не только аудио-файлы, но и транслировать Интернет-радио. Плюс USB-порт и разъем для карт памяти SD. Управление — при помощи 4.3-дюймового сенсорного экрана и пульта ДУ. Классно то, что можно создать свою собственную виртуальную коллекцию музыки.

Акустическая система LS21, судя по цветовым решениям (есть вопиюще-розовое), предназначена для очень ценных или просто безбашенных офисных работников. Сабвуфер-«тумбочка» и две миниатюрные колонки. Отличаются чистотой звука и глубокими низкими частотами. Управление не завязано на компьютер, есть пультик ДУ, разъем для наушников и система регулировки длины провода.

Компактная универсальная система Stereo Speakers Z110 — это прелесть что такое. Напоминает два внезапно отвалившихся глаза роботенка Валли. Подключается к любому устройству с разъемом 3.5 мм. И может подпитываться от того же компьютера.

Колонки Z130, которые выглядят внушительно как египетские пирамиды, на самом деле весьма компактны. Опять-таки, достаточно 3.5 мм разъема, чтобы подключиться и получить чистый насыщенный звук.

Экстравагантные колонки Z520 серьезнее и мощнее. Они способны выдавать «звук вокруг», усовершенствованная двухканальная конструкция выдает реалистичный звук, а мощность в 26 ватт позволяет им пройти фейс-контроль на шумную вечеринку.

В Logitech неоднократно подчеркивали, что направление развития всегда задают внешние условия: то, что в топе, что актуально и востребовано, то и должно получать наибольшее внимание. Неудивительно, что в компании есть целое направление колонок для яблочной продукции. Например, колонка S135i, созданная специально для iPod всех мастей. Мобильная — за счет легкости и компактности конструкции, а также благодаря способности 10 часов работать без подзарядки. Если нет под рукой iPod — через 3.5 мм джек можно подключить обычный комп.

Дизайн системы S315i прекрасно вписывается в яблочную стилистику. Колонка работает аж 20 часов без подзарядки, совместима не только с oPod, но и с iPhone. Особые драйверы с полным частотным звуковым диапазоном обеспечат точное воспроизведение и высоких, и низких частот.

Серьезная система S715i дает насыщенный густой «звук вокруг», воспроизводя его с iPod и iPhone. Восемь специально разработанных драйверов отвечают за полноту передачи глубоких басов, средних частот и пронзительно высоких нот.

Аудио ультиматум

Линия Ultimate Ears для многих из нас стала открытием. Это особое направление Logitech, государство в государстве, уникальные наушники для профессионалов. UE основали в 1995 году, и на сегодняшний день 75% специалистов, занятых в музыкальной индустрии, используют именно эти наушники. UE — их собственная «Формула-1», звезда на голливудской Аллее звезд, такие имена как Rolling Stones, Metallica, Duran Duran, Madonna и даже, не побоюсь этого слова, Justin Biber.

Топовые наушники UE стоят от $1000 и изготавливаются абсолютно индивидуально. Процесс начинается со слепка с ушной раковины, а готовый продукт напоминает «живые гаджеты» из фильма «Экзистенция». На сегодняшний день в особом хранилище UE собрано более 30000 слепков с ушных раковин лучших музыкантов и звукорежиссеров (и ведь не боятся фетишистов!..)

На ушные раковины рядовых аудиофилов UE не посягает — но массово выходящие под этим брендом наушнички стоят от $70 до $250, и качество их на таком высоком уровне, что при желании и ты сможешь почувствовать себя Джастином Бибером.

В этих наушниках выступает Seal

А в этих щеголяет Саймон Ле Бон из Duran Duran

Секреты

Напоследок немного секретной информации. О том, как, возможно, будет выглядеть завтрашний день аудио-подразделения Logitech. Развитие направления аудиогаджетов для смартфонов и планшетов. Акцент на беспроводные технологии. Совершенстование системы «звук вокруг». Миниатюризация устройств по принципу «больший звук из меньших гаджетов». Но самое интересное — «нанотехнологии» (да, они, родные). С таинственными лицами представители компании посекретничали об экспериментах с полупроводниками и вполне вероятном скором появлении гибких колонок.

Бывший школьный класс (сейчас здесь ресторан) "странного Портленда", в котором, возможно, учился кто-то из инженеров

Екатерина Горелова
Удар по звуку
Репортаж из аудио-дивизиона Logitech
Что было, что есть и что будет. Как создаются аудиогаджеты.  / Писанина / 26.09.11
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

Денис Скорбилин

26.09.11 / 13:37

Ох, до чего же круто в...

Ох, до чего же круто в Logitech, настоящий рай для аудиофилов:)

Gainan Ibragimov

26.09.11 / 17:10

а может замутите обзор S715i и

а может замутите обзор S715i и UE 500vi?

Parvoz

27.09.11 / 09:23

Пук-пук

"Логитеч" ни когда годной акустики то не делала,по крайней мере я так думал,пока не увидел все эти крутейшие комнатешки и так далее..И что в итоге?я оказался прав:)надеялся увидеть "задел на будущее",серьезные 2.0 акустические системы,увидел стандарт уг класса-дешевые пластмассовые пукалки

Parvoz

27.09.11 / 09:27

плюс,планы на будущее...

плюс,планы на будущее компании,дают понять,что хорошего звука мы от них не услышим))


(Миниатюризация устройств по принципу «больший звук из меньших гаджетов»,Акцент на беспроводные технологии. )