Писанина

Против взлома нет приема?

21.09.12 | 11:04

О бедных пиратах разрабах замолвили слово

Однажды чешские игроделы MadFinger Games соорудили годную зомби-стрелялку Dead Trigger и, как водится, выложили ее в Google Play, чтобы завоевать весь рынок и победить «злобных птиц». Но обладатели Android-устройств за игрушку платить не спешили, а по-быстрому взломали ее и скачивали бесплатно. Узнав, что «корованы» возможной выручки нагло ограблены пиратами, в MadFinger Games сменили тактику и решили раздавать игру бесплатно, надеясь хоть что-то выручить за внутриигровые покупки. У этой сказки счастливый финал: шутер вышел и на iOS, набрав много загрузок. Но не все подобные истории заканчиваются хорошо, а их — множество. Можно ли хоть как-то защитить свое приложение от пиратства на iOS и Android? Мы решили разобраться в этом, проведя анализ возможных схем защиты и узнав секреты известных разработчиков.

Наши эксперты

Alawar, ведущий международный издатель и дистрибьютор игр для массовой аудитории. Компания знаменита своими казуальными играми, многие из которых были портированы со старших платформ на мобильные. Самые известные тайтлы: «Веселая Ферма» и «Сокровища Монтесумы».

Представитель — Юлия Набиева, Руководитель отдела маркетинга и продаж мобильных игр Alawar Entertainment.

Game Insight, международный разработчик и издатель бесплатных игр для мобильных и социальных платформ, включая iOs, Android, Facebook, ВКонтакте, и др.

Представитель – Ольга Скворцова, Исполнительный директор Game Insight.

Gameloft, крупнейший разработчик игр для мобильных платформ со штаб-квартирой в Париже. Наиболее известные игры: Asphalt, N.O.V.A., The Dark Knight Rises, Shark Dash, The Amazing Spider Man, Assassin's Creed: Altaïr's Chronicles.

Представитель — Полина Нефидова, Digital Marketing & PR Manager Russia.

Fishlabs, немецкий разработчик, прославившийся своими сериями Galaxy On Fire и Rally Master Pro.

Представитель — Каи Хитцер, Marketing Director.

Herocraft, российская компания-разработчик игр для самых разных мобильных платформ, от iOS до Meego. Наиболее известные продукты: мобильная версия стратегии Majesty и футуристичные гонки Protoxide — Death Race.

Представитель — Юрий Кешишев, Начальник отдела портирования.

Outfit7, компания, выпустившая знаменитое приложение Talking Tom Cat и множество других программ, где пользователь может играть и говорить с виртуальными питомцами.

Представитель — Рок Зорко, Co-founder & Product Manager.

SplashFox Games, украинская компания, создатель нескольких интересных продуктов, таких как Necronomicon (121 место платных программ в appstore) и Zombilution (top#12 RPG в США).

Представитель — Вячеслав Клименко, Producer / Lead Programmer.

Есть проблема?

Как известно, установить «взломанное» приложение на двух самых популярных платформах не составляет большого труда. На Android инсталляторы могут быть открыты «из коробки», обладателям iPhone придется проделать процедуру взлома устройства. Все, что требуется от пиратов — самим купить игру, а потом создать инсталлятор, которым можно делиться с другими «халявщиками». Так что о серьезной защите в случае «классического» распространения речи идти не может.

Alawar:

Те средства защиты, которые предлагают официальные магазины AppStore и Google Play, работают плохо, поэтому принимать дополнительные меры нужно нам, разработчикам. Это важно, ведь если продукт никак не защищен от взломов, продажи могут оказаться гораздо ниже возможных. Проблема взлома была, есть и будет на всех платформах, и нам нужно адаптироваться к ситуации и научиться с ней работать.

Alawar

Gameloft:

Android совершенно не защищен, уровень пиратства там огромен. Это одна из причин, по которой иногда игры на Android выходят позже, чем на iOS. Хотя мы и стараемся выпускать их одновременно.

SplashFox Games:

Создатели платформ не борются с пиратством, потому что им выгодно такое положение вещей — это проблема разработчиков и их потери, а казино всегда выиграет.

Game Insight:

Единственное действительно эффективное средство борьбы с пиратством – распространение игр бесплатно, ведь только бесплатное нельзя украсть. Именно так происходит при модели распространения free-to-play, и именно по такой модели работает 100% игр нашей компании. Конечно, есть свои подводные камни, и приходится защищаться от взлома внутриигровой валюты, но это другая история, и «масштаб бедствия» совершенно несравним с потерями, которые несут производители платных игр.

iOS vs Android

Капитан Очевидность сообщает, что игры для iOS взламывают меньше. Во-первых, для установки взломанного софта нужно проделать больше манипуляций, во-вторых, пользователи устройств Apple более обеспечены и могут себе позволить купить не только дорогой гаджет, но и программу.

Game Insight:

Когда-то мы рассуждали точно так же, но в реальности количество желающих оставить разработчика без куска хлеба оказалось предостаточно на обеих платформах. Различается не количество читеров, а то, какими методами они пытаются нас обмануть: если на Android просто взламывают игру и модифицируют ресурсы, то на iOs обходят эппловскую систему внутриигровых платежей.

Fishlabs:

Apple предлагает для разработчиков лучшие условия, чем Google. Да и мышление у пользователей iOS другое. Конечно, можно «взломать» iPhone и iPad, но немногие делают это в корыстных целях, и это почти не влияет на наши продажи. Покупатели в App Store привыкли платить за программы, которыми они пользуются. А пользователи Android первым делом ищут взломанную версию.

На Android воруют больше, это факт. Меньшее количество пираток на iOS обусловлено, как вы наверняка знаете, необходимостью иметь взломанное устройство, чтобы установить пиратский софт.

Fishlabs

Gameloft:

Проблема пиратства в индустрии мобильных игр особенно актуальна для Android во многом из-за открытости платформы.

Но ребята из Outfit7 придерживаются другого мнения. Для iOS они решили сделать несколько платных программ с говорящими персонажами, и тут их ждал сюрприз.

Outfit7:

Пиратство стало большой проблемой для нас именно на iOS, где платные программы в некоторых странах скачиваются нелегально в 99% случаях. Я имею в виду Китай и другие страны Востока. А на Android большинство наших продуктов распространяется бесплатно, так что потери, связанные с пиратством, не так велики.

Чтобы не мучиться с выбором нужной платформы, в SplashFox Games сразу решили делать игры мультиплатформенными.

SplashFox Games:

Мы используем кроссплатформенный движок ShiVa3D, так что готовую игру сразу выпускаем на все четыре стороны: iOS, Google Play, Amazon и Blackberry.

Скачай бесплатно, купи потом

Gameloft и несколько других разработчиков раньше экспериментировали с такой схемой защиты софта: человек скачивает игру бесплатно, а на каком-то этапе появляется сообщение о необходимости покупки полной версии. Однако, от такого механизма вскоре отказались, отметив, что «это не принесло ожидаемых результатов». Экспериментальные игры были перевыпущены и распространяются по классической, привычной схеме.

Freemium – выход из ситуации?

Казалось, разработчики нашли выход, придумав freemium-схему распространения: игра скачивается бесплатно, но чтобы получить больше вовлечения и фана, нужно покупать бонусы, например, виртуальные монеты. По такой схеме распространяются казуальные игры вроде симуляторов фермеров и прочие «социальные» развлечения. Плюсов здесь больше, чем минусов: пользователи получают возможность скачивать программу бесплатно, делиться ею с друзьями. Даже пираты, какими бы они коварными ни были, способны помочь в распространении софта. Звучит неплохо, правда? К тому же можно попробовать приложение перед покупкой, не опасаясь приобрести «кота в мешке».

Компания Gameloft осталась вполне довольна такой схемой распространения, и с середины 2011 года все больше ее игр оказываются условно-бесплатными.

Gameloft:

Наш главный способ защиты софта — выпуск бесплатных игр с внутриигровыми покупками, ведь нет никакого смысла воровать бесплатную игру. Freemium-модель популярна у разработчиков, и публика, кажется, довольна. Яркий пример: игра «Ледниковый период: Деревушка», которая находилась в российском TOP-10 несколько месяцев.

Gameloft

Проверка покупок
через Интернет

Впрочем, хакеры довольно быстро смогли взломать и внутриигровые покупки, хотя этот способ взлома уже непрост и по силам не всем пиратским сообществам. Но, к сожалению, он работает, хотя и не во всех случаях. iOS-разработчики теперь проверяют покупки через Интернет — с какого устройства они были совершены. Herocraft — один из первых девелоперов, применивший этот способ.

Game Insight:

Любая защита – палка о двух концах. Чем надежнее защищена игра, тем неудобнее она становится для пользователя, причем не только для читера, но и для честного игрока. И важная задача – не навредить. Ведь отпугнув всех сложными и долгими проверками, мы в итоге останемся совсем без игроков. В свое время Starforce и похожие системы защиты игр на физических носителях внесли немалый вклад в то, что люди ушли на торренты – не только потому, что там дешевле, но еще и потому, что проще.

Так что да, мы по-максимуму проверяем действия игрока (не только покупки валюты в банке), но не всегда сразу предпринимаем меры, если видим несоответствия. Хотя в крайних случаях нечестному пользователю можем вообще заблокировать возможность играть в игру.

Game Insight

Alawar:

У нас большой каталог игр для iOS, который активно обновляется. Мы не останавливаемся на стандартной модели распространения, а экспериментируем, выпускаем игры по разным моделям. Сейчас у нас очень много новинок как раз freemium и free-to-play, например, игра Treefense, которая сейчас становится все более популярна.

Herocraft:

Один из общепринятых способов защиты — проверка покупки для текущего пользователя, но работает этот способ на троечку. У нас есть свои наработки в этом отношении, но какие — не можем сказать, коммерческая тайна.

Herocraft

Игра
«из коробки»

А как работает схема предустановки игр в новые устройства, чтобы покупатели смогли получить известную игру прямо «из коробки»? Платит за это, естественно, компания, выпускающая устройство, и скорее всего, платит щедро. Хотя тут, конечно, надо уметь договариваться. Например, в игровой смартфон Sony Xperia Play были предустановлены четыре известных продукта, один из которых — «леталка» Galaxy On Fire от компании Fishlabs.

Fishlabs:

На Android уровень пиратства настолько велик, что мы не всегда рискуем выпускать платный продукт без поддержки производителей гаджетов. Версия игры Galaxy on Fire 2 для планшетов была предустановлена компаниями в их продукты, что заодно продемонстрировало пользователям возможности «железа» и геймплей консольного качества. Также она была сразу доступна на Sony Xperia Play. Если бы мы не привлекли производителей гаджетов к распространению нашего продукта, в обычной продаже игра вряд ли бы окупилась. Мы подсчитали, что версия нашей галактической леталки для планшетов, например, была скачана аж полмиллиона раз, но лишь пара тысяч геймеров пожелали заплатить, чтобы открыть полную версию. Вот и делайте выводы.

Встраивание рекламы

Самый очевидный выход из ситуации, который первым приходит в голову — встраивание рекламы в игру. Так думали производители простеньких аркад, стоимость которых не превышала доллара. Делов-то: размещаем объявления спонсоров в программе и ждем, пока количество просмотров не принесет прибыль. Теперь маленькие баннеры есть в огромном количестве популярных программ.

Типичный пример — знаменитое приложение Talking Tom Cat. В бесплатной версии виртуальный кот Том может повторять забавным голосом то, что ему надиктуют в микрофон, а также реагирует на прикосновения пользователя. При этом в нижнем углу показывается баннер. Чтобы выполнить дополнительные действия, например, предложить питомцу выпить молока, нужно заплатить деньги за полную версию. Получается, что разработчик получает прибыль и за рекламу, и за покупки?

Outfit7:

Продажи приложения и встроенная реклама приносят примерно одинаковый заработок. Разумеется, на Android полную версию покупают меньше, чем на iOS, но рекламу смотрят гораздо чаще. Поэтому разница практически незаметна.

Outfit7

Хакеров —
на светлую сторону

Не всегда сайты с пиратским софтом могут быть злом для девелоперов. На некоторых таких порталах обитают продвинутые пользователи, которые могут помочь небольшой студии работать над перспективным продуктом.

SplashFox Games:

К таким ресурсам отношение у меня неоднозначное. Изначально я создал на одном форуме тему в «инкубаторе» и с помощью многих людей сделал RTS игру. Конечно же, я с радостью дал промо-код каждому, кто хоть немного помог в разработке. Переписывался с администраторами сайта — все желали помочь с рекламой, специальными программами для раскрутки… А затем случилось вот что: игра вышла, я создал для нее тему на форуме, но этот топик был закрыт... из-за отсутствия ссылки на взломанную версию игры!

SplashFox Games

Но самый любопытный эксперимент провела компания Alawar, которой удалось перевести уже взломанные версии своих игр в платные.

Alawar:

Защищать свой продукт от взломов, производить верификацию всех микротранзакций в игре – обязательный минимум. Но этого уже недостаточно. Наш подход — создавать преимущества для пользователей легальных версий. Мы применяли подобную систему в одной из наших игр (в какой именно — коммерческая тайна) и смогли конвертировать 25% пиратской аудитории в легальные установки, предлагая им уникальный контент и работая с пиратской версией. Все пользователи пиратской версии получали уведомления о добавлении нового контента, постепенно они начали переходить в легальную версию, и со временем процент пользователей пиратской версии резко снизился. Продукт развивался и получал новую аудиторию.

Резюме

Лучшая и самая верная общественная формула: хочешь изменений — начни с себя. Надоело несправедливое, хамски-вороватое отношение к тебе мира? — Начни уважать то хорошее, что есть в твоей жизни. Совесть — понятие очень материальное, когда речь идет о результатах чужого труда.

У каждого разработчика, принявшего участие в опросе, есть свое видение того, как нужно создавать, распространять и защищать игры на мобильных платформах. Но в одном они солидарны: к каждому замку можно подобрать ключ, и как только геймдевелоперы придумывают новую схему зарабатывания денег, хакеры незамедлительно берутся за работу и часто достигают своей цели. Причем почти все опрошенные не скрывают, что уровень пиратства больше именно на Android, в то время как iOS помогает заработать даже без применения какой-либо защиты. Покупать программы или нелегально их скачивать, решают только пользователи. Простой выбор, правда?

SplashFox Games:

Дело не столько в финансовых потерях, сколько в моральной стороне дела. Ты делаешь игру пару месяцев, тратишь деньги, время и силы, а человек скачивает пиратку и пишет тебе в техподдержку о том, что игра нестабильно работает на его разлоченном китайском мобильнике, требуя исправить все и побыстрее. Даже если ты это сделаешь — жди агрессивного ревью от него, потому что плохие вещи намного проще писать, чем ставить объективную оценку и задумываться о разработчиках. Кто-то скажет: «А что еще делать, если я и так никогда не куплю игру; что вы потеряете, если я поиграю бесплатно?» — это сопоставимо с разговорами о том, стоит ли давать взятки гаишникам. Хотим жить лучше — уважаем друг друга. Хотим жить как сейчас — продолжаем в том же духе.

Материалы по теме:

- «История болезни» (Все поломки iPhone 4 и iPhone 4S);

- «У кого пиксель резче?» (Nokia 808 PureView против всех);

- «Развивая тему» (Microsoft Office 2013).

Артемий Акачёнок
Против взлома нет приема?
О бедных пиратах разрабах замолвили слово
Игрушки — это очень серьезно, когда речь идет о способах защиты от интеллектуального воровства.  / Писанина / 21.09.12
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

SoundBlaster

21.09.12 / 15:54

Одни тайны в статье...

Одни тайны в статье...