Писанина
Foobar

CD или не CD?

28.11.08

Практическая меломания. Часть 1

Это случилось в то время, когда моя коллекция фирменных аудиодисков достигла трех сотен наименований. Среди этой, уже весьма внушительной фонотеки я случайно обнаружил нераспечатанный CD Гидона Кремера. Прекрасный, как позже выяснилось, альбом, был куплен с парочкой других дисков и попросту забыт на полке. Тогда же было решено, что аудиодиск – это качественный, но неудобный носитель музыки, и пора уже заняться переводом фонотеки в «компьютерный» формат.

Погоня за качеством

С момента принятия этого решения прошло уже несколько лет. Коллекция CD с тех пор продолжает пополняться новыми экземплярами. Но каждый диск аккуратно копируется на жесткий диск компьютера в формате сжатия без потерь. Это не значит, что оригинальный CD тут же отправляется на вечное хранение. Я достаю с полки фирменный диск, когда есть настроение для вдумчивого прослушивания музыки. А для сопровождения различных дел подходит и воспроизведение с ПК. Кроме того, я перестал таскать огромную сумку с CD в машину, заменив ее на КПК с теми же точными копиями CD на карте памяти. Это же избавило оригинальные CD от естественного износа: жалко, когда даже при аккуратном обращении редкое японское издание любимого альбома покрывается царапинами. О том, как работать с собственной фонотекой, если качество звука важнее всего, я и хочу рассказать. Но для начала нужно выяснить, так уж ли требуется это самое качество?

Почему не MP3?

Действительно, кто-то подумает – зачем он тратит деньги на CD в эпоху тотального MP3? Все просто: качество «сжатого звука» меня совершенно не устраивает. И дело не только в том, могу ли я отличить звучание MP3 от звука CD-аудио (в большинстве случаев – да). Скачанные из интернета альбомы в MP3 имеют непонятное происхождение. В свое время мне встречались MP3, оцифрованные с кассеты! Можно создавать MP3 хорошего качества, оцифровывая собственные диски. И года три назад такой способ был бы наиболее разумным решением. Но сейчас емкие винчестеры стоят слишком дешево, чтобы экономить на размере и качестве. Да и в сети можно найти не только нелегальные копии CD «без потерь». Все чаще в высоком качестве выпускаются «электронные альбомы». Например, в формате FLAC прямо на сайте King Crimson можно приобрести эксклюзивные концертные альбомы этой группы.

Форматы «без потерь»

Для начала мне нужно было определиться, в каком формате оцифровывать собственные диски. Все форматы сжатия без потерь одновременно похожи и не похожи друг на друга. Их общее свойство: сжатие данных идет без искажения звука. Формат MP3, в свою очередь, обеспечивает более эффективное сжатие как раз за счет «выбрасывания» ненужных фрагментов звука, которые типичный слушатель якобы не в состоянии услышать. Степень сжатия у форматов «без потерь» немного различается, но обычно среднестатистический CD сжимается с 600 до 200-400 Мб.

Формат Monkey’s Audio – появился раньше остальных и благодаря этому весьма популярен в Интернете. Его минус заключается в закрытости алгоритма сжатия и воспроизведения. Из-за этого он редко поддерживается в сторонних программах и аппаратных устройствах. А значит – ты сможешь прослушивать файлы Monkey’s Audio (с расширением .ape) на компьютере, но не всегда – на портативных устройствах. Формат FLAC – это открытый формат, исходный код которого может использовать каждый. Благодаря этому поддержка FLAC все чаще появляется в портативных медиаплеерах. Минусом формата является поддержка только текстовых тегов (фото обложки в файл вставить не получится). Еще один открытый формат WavPack предлагает интересную концепцию: вы можете сжать аудиодиск с потерями, но при этом сохранить информацию, позволяющую при необходимости восстановить звук в исходном качестве. Недостатком формата является крайне низкая популярность: устройства с поддержкой WavPack можно пересчитать по пальцам одной руки. А жаль, ведь в использовании этот формат удобнее, чем FLAC. Наконец, еще пара форматов – это Windows Media Audio Lossless и Apple Lossless. Достоинством этих форматов является их поддержка в очень удобных программах – Windows Media Player и Apple iTunes. Одновременно это является их недостатком. Вы оказываетесь привязанными к единственной программе и к определенному типу устройств. Более того, поддержка WMA Lossless в портативных устройствах еще хуже, чем у WavPack, а формат от Apple, естественно, доступен только в устройствах этого производителя. Впрочем, фанат «яблочных» плееров может привязать свою цифровую фонотеку к этому устройству и фирменному формату. Этот вариант я также рассматривал, но в результате выбрал, скажем так, более профессиональное решение.

Победителем в этой войне форматов стал FLAC. Он поддерживается в наибольшем количестве аппаратных плееров и в программах для обработки звука. Этот формат также выигрывает у конкурентов по скорости работы – значит, обработка каждого диска займет меньшее время.

Железо

После того, как я определился с форматом, нужно было выяснить, с помощью чего я буду прослушивать копии собственных CD. В погоне за качеством истинные аудиофилы покупают дорогие CD-проигрыватели. Только настоящая специализированная техника, по их мнению, способна наиболее полно передать замысел автора музыки и звукорежиссера. Компьютер при таком подходе, сами понимаете, даже не рассматривается. Не берусь опровергать такой взгляд на проблему. Лучше подойти с другой стороны: когда тебя полностью устраивают колонки за тысячу долларов и усилитель за пятьсот, вряд ли имеет смысл покупать CD-проигрыватель стоимостью в пять тысяч. Соответствующий моему бюджету CD-плеер будет играть точно так же, как и компьютер. По крайней мере, я разницы не замечаю. В то же время, нужно позаботиться о качественной передаче звука с компьютера на усилитель. Для этого я использую звуковую карту Creative X-Fi. Она подключена к ресиверу с помощью оптического кабеля, причем все влияющие на звук функции в ПК отключены. Моя задача – передать на усилитель тот поток данных, который был на оригинальном CD. А дальше пусть техника сама разбирается, как переводить цифры в звук.

В пути я долгое время пользовался КПК HP iPaq hx4700. Это довольно старый КПК с мощным процессором и очень приличным (для переносного устройства) звуковым трактом. Достоинством карманного компьютера является возможность установки нескольких программ, поддерживающих любые форматы звука и видео. Я использовал бесплатный плеер TCPMP (ныне он называется The Core Player и стоит денег), поддерживающий форматы сжатия без потерь FLAC и WavPack. Музыка хранится на карте памяти CompactFlash, объем которой может составлять до 48 Гб. Даже 16-гигабайтной карты хватает для того, чтобы возить в автомобиле приличный набор музыки. Плеер подключается к автомобильной системе через стандартный линейный вход. Впрочем, теперь я все чаще использую плеер Ritmix RF-9200. При не менее качественном звучании этот плеер гораздо меньше по габаритам, чем увесистый КПК. Помимо FLAC, этот плеер поддерживает формат WMA Lossless. Наконец, хранится цифровая фонотека на обычном жестком диске. Все мои полки с CD уместились на 250-гигабайтный винчестер. Для страховки от сбоев я периодически делаю резервные копии фонотеки на другой жесткий диск. А вот о том, как создать точную копию аудиодиска, не потеряв ни единого байта информации, я расскажу в следующей части материала.

HP iPaq hx4700

HP iPaq hx4700

Константин Гончаров
CD или не CD?
Практическая меломания. Часть 1
Пора переводить фонотеку в компьютерный формат.  / Писанина / 28.11.08
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена