Писанина
Mobile World Congress 2009

Пик Барселоны

25.02.09

Итоги MWC—2009

Когда в одном месте собирается много тысяч людей, это обычно хорошо. И уже не так важно, что это — футбольный матч, рок-концерт или выставка мобильных технологий. Сомневаться я начал только насчет последнего пункта, ведь почти все прошлогодние выставки оставляли после себя чувство бессмысленности. Казалось, институт ярмарок полностью себя исчерпал: вендоры не ждут выставок, чтобы анонсировать там продукты, а выпускают их сразу, «по готовности»… Но барселонский Конгресс меня порадовал — здесь было где разгуляться, что удивительно на фоне изменившейся экономической ситуации.

Сухой остаток

Вот цифры: в 2007 и 2008 году выставку посетило 53 и 55 тысяч человек, а в 2009 — 50 тысяч, почти столько же. При этом количество фирм — участников увеличилось по сравнению с прошлым годом (до 1300), а седьмой холл — с мобильным контентом и софтом, стал и вовсе в полтора раза больше по площади! Парадокс. На NOMOBILE есть онлайн-дневник выставки в формате «день за днем», а сейчас, отдышавшись, можно выдать что-то аналитическое.

Итак, главный вопрос, на который мне надо найти ответ: почему выставка во время кризиса вызвала такой ажиотаж? Солнечное затмение? Пир во время чумы? Не надышались перед смертью? Я много думал и читал, чтобы найти ответ. Не нашел. Не знаю. Плохой из меня аналитик. Не ведущий. Практически все представленные там модели были разработаны в прошлом и позапрошлом годах, на пике экономики и индустрии. Может, их просто некуда было девать, и потому на MWC показали почти все? В следующем году наверняка все будет хуже. Если вообще будет.

Mobile World Congress 2009

В сухом остатке — хорошая статистика и отличные впечатления. Что будет дальше — жизнь покажет

Спасители мира

Конечно, кризис чувствуется — и глобально, и в мелочах (отменили бесплатный проезд на метро участникам выставки!), но устроители мероприятия держались на удивление бодро. Генеральный директор ассоциации GSMA Роб Конвей в приветственной речи заявил что-то вроде «нам не нужна ничья помощь»: мол, мы не только сами справимся, но еще и поможем восстановить «прежний мир». Мы — в смысле GSMA и вендоры. Как они собираются помогать экономике? Продвижением мобильного широкополосного доступа, который «простимулирует мировую экономику и поможет ей справиться с последствиями кризиса». Но тем временем кризис вынес с рынка множество небольших компаний, больно покусал крупные бренды и стал мигренью для маркетологов, определяющих цену на продукцию. Акценты в продвижении потихоньку смещаются от технологичности и эксклюзивности в сторону бюджетности. Сейчас цена определяет все, и компаниям, делающим ставку на дорогой сегмент, стоит подумать о смене курса. Больше всех ударило по Sony Ericsson и Motorola, причем если шведо-японцам все же удалось сделать хорошую мину, то американцы не показали вообще ничего. Но это никак не повлияло на количество посетителей.

Mobile World Congress 2009

Бесплатный проезд в общественном транспорте для участников Конгресса отменили. Зато главные улицы сделали пешеходными

Тренды

На прошлой и позапрошлой выставках тренды приходилось мучительно вылавливать, они были неочевидными и, честно говоря, скучными. Ну сколько можно мусолить эти GPS-навигаторы? Понятно, что скоро любой портативный прибор поможет выбраться по спутнику из Северного Бутова, но особых эмоций это уже не вызывает. Так что заметных трендов на Конгрессах последних двух лет и не было — все пребывали в шоке от недавно показанного iPhone. А нынешняя выставка по всем внешним признакам должна была пройти под флагом Android — ожидалось не меньше пяти новых аппаратов на этой платформе. Но получился пшик — андроидных анонсов от Samsung, LG и HTC так и не произошло. То ли все еще слишком молодо-зелено, то ли вендоры никак о чем-то не договорятся с Google. На этом фоне неожиданно открылось второе дыхание у Symbian: именно на ней вышла вторая Omnia от Samsung (первая была на Windows Mobile) и, что гораздо более удивительно, Idou от Sony Ericsson (здесь будет использоваться новая Symbian Foundation).

Sony Ericsson все еще сильно штормит после вчерашнего прошлого года, и, как мне кажется, в компании до сих пор не определились со стратегией развития. Хотя потенциально самый яркий аппарат выставки — именно Idou, все топовые продукты от Sony Ericsson — товар штучный и культовый. Другой вопрос, когда мы его увидим в продаже, здесь компании надо включать форсаж.

Mobile World Congress 2009

Пока непонятно, какое будущее ждет продукты штучные, культовые и дорогие

Windows Mobile тем временем вяло обновилась с версии 6.1 до 6.5, но изменения оказались настолько косметическими, что их можно даже и не упоминать. Понятно, что все WM-ориентированные компании непременно пересадят свои устройства на 6.5 и по привычке будут рапортовать об этом как о фишке. Но все больше пользователей отворачивается от данной платформы, а я сам, кстати, «перескочил» на Symbian еще два года назад.

Интересно было наблюдать за войной сенсорных интерфейсов, которую развязала Apple со своим iPhone. Бренды меряются уже не столько тачфонами, сколько системами наведения управления. На каком гаджете вжикать пальцем приятнее? Лично мне больше других понравились новые оболочки LG и Gigabyte, они и быстрые, и выглядят эффектно, и в освоении простые. Занятные платформы у nuvifon’ов (собственная версия Linux) и Palm Pre (webOS), все идут своей дорогой, но в одном направлении. Удивляет лишь, как долго эта шустрая мобильная индустрия реагировала на необходимость внедрения новых интерфейсов, ведь за это время iPhone отпустили очень далеко.

Mobile World Congress 2009

«На каком гаджете вжикать пальцем приятнее?» — спросил я представителя LG. Угадайте, что он мне ответил...

Внимания экранам уделяется все больше: очевидно, что дисплеи будущих гаджетов окажутся не только пальцево-сенсорными (стилусы — зло!); все они будут работать по AMOLED-технологии и получат HD-разрешение. Если бы мне платили за каждую фразу «такого шикарного экрана я давно не видел», то я бы уже стал миллионерам. Внесу очередной вклад в копилку: экран Samsung OmniaHD — просто фантастика, аналогов не помню, хотя тестировал уже несколько устройств с AMOLED-матрицей. Очень хочется, чтобы именно такой формат дисплея стал стандартом.

Кстати, о стандартах: наконец-то производители мобильных телефонов договорились о едином зарядном устройстве, подходящем для всех моделей — аллилуйя! Уже через каких-то три года к любому телефону будет подходить любое зарядное устройство, а значит, я выкину ненавистные клубки проводов из своей квартиры. Или лучше вынесу на улицу и сожгу под ритуальные танцы.

Mobile World Congress 2009

И такого шикарного экрана я тоже никогда не видел

Софт
и сервисы

В этом году еще большее внимание было уделено онлайн-сервисам и схемам монетизации мобильного контента. Свои онлайн-магазины анонсировали Nokia (Ovi Store) и Microsoft (Marketplace), причем если финны запустятся в мае, то Marketplace уже когда-то был анонсирован, — получается, это второе пришествие. Кроме магазина Microsoft показал еще и онлайн-сервис для синхронизации данных MyPhone. Со слов Стива Балмера он мне понравился, хотя вживую сервис я еще не тестировал. MyPhone позволяет синхронизировать данные между телефоном и сервером: контакты, календарь, почту и даже SMS-сообщения, что меня особо порадовало. Онлайн-архив SMS-сообщений — самое любопытное, что есть в этом сервисе, аналогов не припомню.

А Nokia кроме магазина планирует запустить систему онлайн-паблишинга publish.ovi.com, в которой 70% дохода от продажи контента будет получать его создатель. Я напросился на интервью с идеологами системы паблишинга, и мне выдали двух спикеров с именами Dinesh Subramaniam и Udo Szabo. Мой главный вопрос был таким: как вы узнаете, что именно я, Вася Пупкин, выложивший смешной ролик и срубивший за него много денег, являюсь автором и правообладателем? Ответ был такой: а Вася Пупкин не сможет выложить ролик от своего имени, то есть, от физического лица, он должен быть как минимум фирмой (ООО «Пупкин») или найти фирму и договориться с ней, чтобы она опубликовала ролик. И договор у Nokia будет именно с фирмой, и всю ответственность за правообладание будет нести именно эта контора. Вот такая рабочая схема. На стенде LG я узнал, что ближе к осени некий онлайн-магазин собирается запустить и она, по слухам — совместно с Buy.com. В общем, все под лозунгом «догнать и перегнать Apple».

На сладкое — наш мини-фильм, снятый в павильонах Mobile World Congress 2009.

Фишки

К сожалению, в этот раз у меня не получилось побродить по мини-стендам noname-китайских компаний в поисках смешных гаджетов и необычных концептов. Но отмечу некоторые функции устройств, которые мне понравились. Очень полезной считаю новую функцию Fake call (мнимый звонок) в телефонах Samsung: надо несколько раз нажать кнопку, и тебе как будто кто-то позвонит — эта имитация входящего вызова может послужить предлогом для окончания неудобного разговора. НTC удачно обновил надстройку TouchFLO 3D, улучшив работу с контактами: по каждому абоненту в записной книжке можно сразу получить всю информацию, включая SMS-переписку, историю звонков и многое другое. И я буквально застрял на стенде Navteq: мультиплатформенная программа Discover Cities позволяет прокладывать маршрут для пешеходов с учетом общественного транспорта в разных городах Европы. Хочу такую!

Николай Турубар и Алексей Гончаров

Николай Турубар и Алексей Гончаров в Барселоне: побродить нам в этот раз не удалось. Зато много побегали

Драйвово и адреналиново

В общем, Конгресс удался, прошел на позитивной волне. Жив, курилка! На сладкое — наш мини-фильм, снятый в павильонах Mobile World Congress 2009.

Можно говорить о «пике Барселоны» — а то и апогее. Было драйвово и адреналиново, наконец-то не сбылись кислые прогнозы, а я получил много маленьких техногенных радостей. Уже через неделю СеBIT, но там явно все будет скромнее, так что, возможно, Mobie World Congress — лучшая техновыставка года. Надеюсь, не последняя лучшая.

Николай Турубар
Пик Барселоны
Итоги MWC—2009
Кислые прогнозы не сбылись, зато было много драйва и маленьких техногенных радостей.  / Писанина / 25.02.09
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена