Писанина
MOFILM 2009

Короткий мэтр

07.04.09 | 01:00

Репортаж с MOFILM 2009

Контент становится короче — это факт. Люди переключаются с «длинного» потребления на «короткое». Балом правит пятиминутный формат, и удержать внимание зрителя на более долгий срок становится все труднее.

Это много или мало?

Лично я пятиминутками измеряю номера КВН или миниатюры Comedy Club во всевозможных «ютьюбах»: десять роликов посмотрел — пора завязывать; значит, час потратил. Почему пятиминутка стала единым измерителем контента в XXI веке? Здесь два аспекта: психологический и техногенный. Во-первых, информация лучше усваивается небольшими порциями — таковы психологические особенности восприятия человека; сравни, как изменилась продолжительность музыкальных произведений за последнее столетие. Эфир музыкальных телеканалов, которые в основном смотрит молодое поколение, порублен на пятиминутки: столько в среднем длится клип, реклама, трейлер к кинофильму… К тому же уходит в прошлое фоновое потребление, когда телевизор, как радио, работает постоянно: сетевые ролики фоном не смотрят, к ним приковано 100% внимания. И, как оказалось, большая часть современного интернет-контента наиболее удобна для просмотра на мультимедийных устройствах — например, мобильных телефонах. В силу двух ограничений: небольшого экрана, на котором физически трудно смотреть полнометражные фильмы (на мобильниках чаще всего смотрят клипы, YouTube-видео и сериалы), и небольшой скорости передачи данных по сотовым сетям: фильмов в них не накачаешься. Именно из коротких отрезков и складывается современный эфир, поэтому дебют фестиваля короткометражных мобильных фильмов MOFILM неудивителен: такие события сейчас полностью в тренде. Этот фестиваль состоялся на выставке мобильных технологий Mobile World Congress (MWC), в простонародье — «на Конгрессе». Здесь впервые, кроме мелких гаджетов, всевозможных сервисов и мобильных контент-проектов, еще и кино показывали. Фестиваль вроде бы арт-хаусный, но это не «кино не для всех», а наоборот — для всех, у кого есть мобильный телефон. Требование к фильмам одно: каждый ролик не должен длиться дольше 5 минут. А снимать его можно как угодно: хоть на камеру мобильного телефона, хоть привычными кинематографическими средствами. Все работы оптимизируются для просмотра на небольших экранах мобильных телефонов, то есть уменьшается их размер, картинка подгоняется под мини-дисплеи, а попутно фильмы снабжаются размазанными пикселями и прочими характерными артефактами, присущими YouTube-роликам. На больших экранах смотреть такое кино не рекомендуется, к тому же, как пафосно заявил Майкл О'Хара, директор Ассоциации GSM, «в руках потенциальных зрителей находится более трех миллиардов мобильных экранов».

MOFILM 2009

Команда Nomobile тоже снимает свои маленькие фильмы

Как все начиналось

Проект MOFILM родился в ходе Конгресса-2007 как результат сотрудничества устроителя выставки — Ассоциации GSM (GSMA) и международного кинофестиваля независимого кино Sundance. Смысл сотрудничества ясен: от фестиваля — мобильный контент, от Ассоциации — его продвижение и отработка платформ монетизации. К процессу подключена голливудская ударная артилерия. Первая звезда — знаменитый актер и режиссер Роберт Редфорд, который еще в 1978 году основал упомянутый Sundance. Кроме самого Редфорда, фестиваль поддерживают снявшаяся в промороликах актриса, писательница и режиссер Изабелла Росселлини, фронтмен группы Black Eyed Peas Will.I.Am, а также актер и режиссер Кевин Спейси, ныне художественный руководитель Старого Викторианского театра в Лондоне. Спейси, кстати, был назначен ведущим церемонии награждения и, получается, автоматически стал главным послом от Голливуда. Любопытно, что в спонсорах кинофестиваля значатся не только компании, связанные с мобильными технологиями, но и автомобильная марка Chevrolet концерна General Motors: главный приз победителю — новый автомобиль Chevrolet Cruze. Таким образом автобренд развивает коммуникацию с молодым поколением.

MOFILM 2009

Мушкетерский жест Кевина Спейси как бы говорит: маленькое кино признано как большое

Как это было

Фестиваль маленьких фильмов лишен пафоса своих старших братьев: участвовать может каждый, надо лишь загрузить собственный ролик на сайте mofilm.com в соответствующую категорию («Комедия», «Документальный», «Драма», «Анимация», «Ужасы»). При этом создатель фильма подтверждает, что является владельцем всех прав на фильм и соглашается, что его работа может быть использована в разных целях. И в случае извлечения прибыли из трансляций фильма получает 50%, остальное достается MOFILM. В результате прислали более 250 фильмов из 100 стран, к Конгрессу отобрали 26 лучших, которые можно было посмотреть на стенде MOFILM. Я честно отсмотрел все присланное и, признаться, удивился: ожидал любительщины, но основная масса роликов создана профессионалами: по сути, это настоящие мини-фильмы с качественной работой операторов, сценаристов и актеров. Победила комедия «Английский как второй язык» (Engilsh as a Second Language), в которой молодой человек пытается соблазнять девушек, имитируя акцент и демонстрируя плохое знание английского языка. Победители — интернациональная команда из трех человек (продюсер, режиссер и оператор), профессионалы, «засвеченные» в шоу-бизнесе и регулярно участвующие во всевозможных кинофестивалях. И это лишь подтвердило точку зрения, что будущее видео-интернет-контента — не за продуктами одиночек-любителей, производящих модный сейчас UGC (User Generated Content), а за небольшими, но гордыми и очень профессиональными студиями.

MOFILM 2009

Развивая коммуникацию. В объятиях большого бизнеса: победитель этого года (в центре) со спонсором и представителем оргкомитета

Что в итоге?

Фестиваль не решает каких-то глобальных бизнес-задач и не способен изменить развитие гигантской индустрии шоу-бизнеса. На первом этапе проект реализует амбиции молодых режиссеров и помогает их коммуникации с аудиторией. Впрочем, свой вклад в продвижение мобильного контента MOFILM внес: обычные фильмы приходится конвертировать для просмотра на небольших экранах мобильных телефонов, а здесь контент предлагается в уже оптимизированном виде — скачивай и смотри! Причем фильмы короткие, чтобы их можно было быстрее загрузить по каналам сотовых сетей. Если вопрос с монетизацией для режиссеров в каком-то виде решен, то над дистрибуцией контента создателям фестиваля еще предстоит поломать голову: пока неясно, где пользователи могут скачать фильмы, и одной выставки, конечно, маловато.

P.S.

Кстати, съемочная группа Nomobile.ru сделала репортаж о фестивале, посмотреть который ты можешь здесь.

Николай Турубар
Короткий мэтр
Репортаж с MOFILM 2009
Фестиваль маленького кино при участии больших кинодеятелей.  / Писанина / 07.04.09
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

озеров

15.04.09 / 10:37

а существует ли еще этот конкурс...

а существует ли еще этот конкурс и можно ли принять в нем участие?

Николай Турубар

15.04.09 / 11:48

Существует :)

Конкурс был проведен в первый раз и, надеюсь, не последний. на mofilm.ru должна быть полная информация

озеров

15.04.09 / 22:43

очень жаль.....но посмотрю с удо...

очень жаль.....но посмотрю с удовольствием!!!!!))))