Писанина
Микростоковая фотография

Stock talking!

22.01.10

Покоряем микростоки. Часть I

Немного
истории

Когда-то давно, когда интернеты были совсем маленькими, а фотография пленочной, бильд-редакторы печатных изданий надолго запирались в тесных и депрессивных хранилищах изображений. Они часами перебирали пленки, перекладывая их из ящика в ящик, отсматривая снова и снова… А потом с радостным криком «Эврика!» выбегали наружу и со всех ног неслись к верстальщикам, трепетно сжимая заветный слайд в руках. И все это, представь себе, только ради того, чтобы найти фотку аппетитного пирожка для иллюстрации странички с рецептами.

Иногда случалось так, что нужного пирожка в базе изображений не оказывалось, а штатные фотографы по каким-то причинам кадр сделать не могли. Тогда редакции прибегали к услугам фотобанков — обширных хранилищ снимков, сделанных фотографами-фрилансерами. За скромную плату хозяева такого предприятия выступали посредниками между редакцией и автором снимка. В результате сделки издательство получало изображение заветного пирожка, автор фотографии — гонорар, а фотобанк — комиссию.

Чуть позже Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, а пленочная фотография — слишком затратной. Фотобанки практически полностью перешли на цифровой формат и разделились на два мирно (хотя и не всегда) соседствующих лагеря:

Традиционные фотобанки примечательны тем, что продают изображения на эксклюзивной основе. То есть гарантируют, что снимки, предоставляемые их фотографами, внезапно не появятся на страницах конкурирующего издания Соответственно, это серьезно влияет на стоимость изображения – за картинку с приемлемым для полиграфии разрешением покупателю придется выложить от $100. В зависимости от разных факторов эта сумма может увеличиваться вплоть до нескольких тысяч. Автор, как правило, получает от 30% до 50%. Такая вот несправедливость. С другой стороны – автору снимка не нужно никуда бегать, агентство само подбирает клиентов, фотографу достаточно лишь сделать удачный кадр. Главный минус традиционных фотобанков – это их закрытость. Попасть в базу Getty Images или Corbis, увы, суждено лишь очень умелым мастерам

Для всех остальных есть микропейментовые фотобанки или, проще говоря, микростоки. Как ты знаешь, stock в переводе с английского означает «запас» или «склад». Микросток — это онлайновое хранилище изображений, продающихся на неэксклюзивной основе, то есть неограниченное число раз. Фотографы со всего мира грузят в них свои шедевры, редакторы их отсматривают и выносят вердикт: годен или нет

Фотография, которая прошла отбор, тут же попадает в онлайн-библиотеку, где ее могут купить неограниченное количество раз. К примеру, твой снимок понравился немецкому веб-дизайнеру, английскому издательству и американской музыкальной группе, и они его приобрели. Через некоторое время одна и та же фотография появится на домашней странице берлинского жителя, окажется на третьей полосе путеводителя по Лондону и найдет свое место на обложке свежего альбома рокеров из Нью-Йорка. Три продажи, конечно, приятнее, чем одна, но отсутствие эксклюзивности серьезно сбивает цену. Стоимость одного снимка в микростоке обычно не превышает двух-трех долларов. Но не спеши опускать руки и закрывать окно браузера. Покупателей — десятки тысяч, они разбросаны по всему миру и совокупная цена одной размещенной на микростоке удачной фотографии может в разы превышать цену аналогичной картинки в традиционном фотобанке.

К примеру, моя самая дорогая фотография на микростоке стоит $20. Это обычный плюшевый медведь на белом фоне. На мой взгляд, весьма привлекательная цена за совершенно банальный снимок китайской игрушки, подаренной кому-то из родственников на прошлый Новый год. Чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, пришлось сделать несколько планов и совместить их в одном JPEG-файле. В общей сложности этого медведя купили 80 раз. Матерые микростокеры умудряются делать фотографии, совокупные продажи которых могут зашкалить за одну или две тысячи. Средняя стоимость продажи — доллар. Одна фотка — одна новая зеркалка среднего уровня

Для кого
снимать?

Прежде чем приступать к съемкам для микростоков, нужно понять, какие люди будут покупать твои фотографии. Основные категории покупателей таковы:

— Веб-дизайнеры и создатели веб-контента, которым нужно как-то проиллюстрировать свои тексты. Очень часто снимки с микростоков можно увидеть на новостных лентах. Не чураются их и зарубежные блогеры.

— Книжные издатели охотно используют микростоковые фотографии на обложках литературных новинок.

— В рекламных агентствах стоковые фотографии востребованы в качестве элементов дизайна наружной и внутренней рекламы или раздаточных материалов, таких как буклеты, брошюры и т. п.

— Полиграфисты охотно размещают красивые пейзажи с микростоков на страницах календарей, а забавные векторные картинки находят свое место на одежде.

— Самая интересная категория покупателей — это представители средств массовой информации. Если у издания есть аккаунт в микростоке, то жизнь его штатных фотографов становится гораздо легче. К примеру, бильд не станет тратить их драгоценное время на съемку абстрактных кадров для статьи о снижении цен на загородные домики. Он просто зайдет в фотобанк и купит кадр, на котором изображены довольные мама-папа-сын-собака на фоне новенького коттеджа.

Что снимать?

Стоковый фотограф — вольная птица, и никто его в творчестве не ограничивает. Но продаваться будут только востребованные сюжеты. Поэтому «что снимать?» — это второй вопрос, который ты должен себе задать прежде, чем отправишься на охоту за стоковыми кадрами.

— Тема бизнеса и финансов очень актуальна даже несмотря на финансовый кризис. Солидные люди в пиджаках, сидящие за директорскими столами напротив раскрытых ноутбуков обязательно будут продаваться. Помни только, что пиджак не должен быть малиновым, а ноутбук — увесистым черным ящиком с бирочкой «сделано в 1991-м» на нижней крышке.

— Предыдущая тема сильно пересекается с другим востребованным сюжетом — рабочими моментами. Однако если ты решил снять шахтера, то покупатель должен с первого взгляда понять, что перед ним именно шахтер, а не непонятный человек с почему-то строительной каской на голове и лицом, которое начинающий гример неумело помазал гуталином.

— Очень востребованы кадры с улыбающимися, искренне счастливыми людьми. Если это радостная семья, то шансы на успех возрастают еще сильнее.

— Тимбилдинг — любимая зарубежная корпоративная игра. А поэтому часто покупают кадры, на которых изображена команда людей, занятых одним общим делом. Причем этим делом может быть совершенно банальный, но весьма убедительный коллективный взгляд в камеру. Главное условие: должно быть понятно, что они — эффективная и слаженная команда, лучше которой на Земле не найти.

— Конечно же, очень котируются Fashion- и Beauty-кадры. Но этот сегмент занят матерыми фотографами-студийщиками, у которых есть хорошая техника и профессиональные модели. Но нельзя отчаиваться — твой свежий взгляд на избитые темы вполне может понравиться.

— Журналы о психологии любят обыгрывать темы конфликтов между детьми и родителями, а также мужчинами и женщинами.

— Темы успеха, карьерного роста и фотографии эмоций также весьма востребованы.

— Многие стоковые фотографы загружают в свои портфолио исключительно предметы, снятые на белом фоне. Фотографируют все: начиная от фруктов и заканчивая бабушкиным чугунным утюгом из позапрошлого века. Такие уникальные артефакты древности, кстати, разбирают на ура.

Съемка еды — отдельный жанр с целой кучей нюансов. Есть множество специализированных фотобанков, которые работают только с фуд-фотографами

Чем снимать?

О главном минусе компактных фотокамер ты, конечно же, знаешь. Ну а если вдруг забыл, то я напомню — это крохотный размер матрицы. В результате даже на снимках, сделанных в самых идеальных условиях, неизбежно появляется шум. Мы с тобой, если не будем щуриться перед монитором, скорее всего его и на заметим. А вот чопорные редакторы фотобанков такие дефекты чуют за версту. Еще они очень много всего знают о дисторсии, хроматических аберрациях и других страшных вещах, о которых лучше не думать.

Подробные мануалы с требованиями к загружаемым изображениям есть почти на каждом крупном стоке

Эффективно работать с фотобанками можно лишь имея зеркальный фотоаппарат. Сейчас такая техника доступна практически каждому, тем более что для начала вполне подойдет зеркалка начального уровня с кроп-фактором 1,5–1,6 и «китовым» объективом. Разумеется, заниматься макрофотографией и предметной съемкой с недорогой оптикой не получится. Но никто и ничто не помешает тебе с ее помощью делать отличные снимки людей и прекрасные пейзажи.

Копирайт

Фотографируя для стоков, нужно помнить одну важную вещь: в кадре не должно быть чужих копирайтов или, проще говоря, объектов авторского права. Изображение даже самого прекрасного улыбающегося ребенка, который просто светится позитивом, не возьмут в базу микростока, если на его футболке есть чей-то логотип. Бороться с копирайтами можно двумя способами: либо снимать людей в одежде без логотипов и дизайнерских рюшечек, либо аккуратно замазывать их с помощью Healing Brush в «Фотошопе».

Некоторые микростоки очень капризно относятся к изображениям автомобилей и игрушек. Ни для кого не секрет, что марка автомобиля легко узнается даже без наличия логотипа производителей. Второй нюанс обоснован тем, что, например, уникальную дизайнерскую куклу далеко не всегда можно отличить от того, что тиражом в миллион экземпляров сошло с китайского конвейера.

Такая строгость объясняется очень просто. Не принимая изображения с чужими копирайтами, микростоки защищают себя и своих покупателей. Это в России о четвертой части Гражанского кодекса, посвященной авторским правам, знают далеко не все. За границей с этими делами все гораздо сложнее и строже.

Во второй части материала я расскажу, какие микростоки бывают, и как проще и быстрее заработать на них свой первый трудовой доллар.

Алексей Ведерников
Stock talking!
Покоряем микростоки. Часть I
В агентство Magnum возьмут не каждого, а вот на мороженое своим фотохобби сможет заработать любой.  / Писанина / 22.01.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

Максим Калина

23.01.10 / 00:11

Как только народ не зарабатывает )

Я бы так не смог )

bazee

25.01.10 / 16:31

"Одна фотка — одна новая зе...

"Одна фотка — одна новая зеркалка среднего уровня"


Ну следует тогда также отметить, что далеко не все фотографии, даже у этих матерых фотографов, так удачно продаются. Из нескольких тысяч в портфолио лишь несколько столь успешны.

Irbiss

05.02.10 / 13:47

Re: "Одна фотка — одна новая зе...

Из нескольких тысяч в портфолио лишь несколько столь успешны.



Разумеется, но это именно тот ориентир, к которому стоит всячески стремиться. Благо это не фантастика, а реальность :)

toni4

02.07.10 / 20:15

хотел бы попробовать себя в роли...

хотел бы попробовать себя в роли стокового фотографа :)


есть к чему стремиться, это точно. уровень мастерства поднять нужно)