Писанина

Playground love

07.04.10 | 03:00

Все о портативных игровых приставках

Все знают о существовании Sony Playstation, практически все слышали о мечте каждого уважающего себя эквилибриста под названием Wii от Nintendo. Даже почитатели славного Тукса и прочего опенсорсного зверинца признают, что Microsoft умеет делать не только мышки и клавиатуры, но и Xbox 360.

Но этот материал – о братьях их меньших, портативных игровых приставках. Тех самых, которыми баловались прилежные японские школьники, создавая тренд в современной цифровой индустрии.

Конечно, мастера нагуглить всяческие Wiki могут смело пролистать пару разделов вниз. Остальным предложу краткий экскурс в дела не так давно минувших дней.

Желающим сразу перейти от теории к практике рекомендую ознакомиться с хит-парадами игр для Sony PSP и Nintendo DS.

Mattel'инский
капитал

Была такая компания Mattel, долгое время работавшая на ниве деревянной снеди вроде фоторамок (тогда еще — аналоговых, а не цифровых). В 1977 году компания выдала на-гора первую в истории портативную игровую консоль Mattel Auto Race. Правда, по своим функциональным характеристикам она недалеко ушла от цифрового калькулятора, а самое главное – в память устройства была вшита одна-единственная игра.

Первыми, кто додумался до перевернувшей мобильную игровую индустрию идеи сменных картриджей с играми, оказались умницы из компании Milton Bradley. Спустя два года их стараниями появилась на свет портативная игровая система Milton Bradley Microvision. Интересно, что каждый игровой картридж обладал собственным процессором, а устройство представляло собой терминал.

Milton Bradley Microvision

Milton Bradley Microvision

А потом пришел Nintendo и всех посрамил. С 1980 по 1991 год компания выпускала свои игровые приставки Game & Watch. Однако куда большую известность принесла неказистая на вид консоль Game Boy. Справедливости ради, отмечу, что успех приставки был предопределен приобретением компанией Nintendo прав на рожденную в СССР казуальную забаву «Тетрис» - в паре с Game Boy это был поистине магический тандем, продажи оригинальной версии консоли составили едва ли не 70 млн экземпляров.

Nintendo Game Boy

Nintendo Game Boy

Дальше у Nintendo все пошло по накатанной, и стало скучно. Многие компании хотели как лучше, а побеждал все равно Game Boy – в различных вариациях, начиная от обкорнавшегося Game Boy Pocket (1996 год) и заканчивая Game Boy Color, получившего в 1998 году цветной экран.

Конкуренты Game Boy зачастую были функциональнее (Atari Lynx обзавелся цветным экраном десятью годами раньше Game Boy), да и маркетинговая раскрутка была помощнее (SEGA Game Gear), однако принцип «кто раньше пришел, того и тапки» неизменно работал против них. И ни одна из соперничающих с Nintendo компаний не могла похвастать таким большим портфолио игр, которые застолбили для своей приставки удачливые японцы.

В 2005 году вышло последнее, седьмое по счету, поколение Game Boy – приставка GameBoy Micro, однако в компании уже понимали, что идея дышит на ладан – пресыщенная возможностями консолей стационарных и ПК публика требовала свежей жидкокристаллической крови и кремниевых мозгов.

Nintendo Game Boy Micro

Nintendo Game Boy Micro

Мальчик
для игр

Ня! – раздался возглас из Nintendo. 21 ноября 2004 года компания представила геймерам, потиравшим ладошки в предвкушении чего-нибудь эдакого, седьмое поколение портативных игровых консолей под названием Nintendo DS.

Это была во всех смыслах ВЕЩЬ, недаром продажи во всем мире составили под сотню миллионов экземпляров.

Nintendo DS

Nintendo DS

Оригинальная Nintendo DS представляла собой портативную игровую приставку в редком для жанра форм-факторе раскладушки. Жидкокристаллических экранов при этом было два, один из них, располагавшийся в нижней половинке, был сенсорным. Как ни странно, эргономика устройства от этого не проиграла, а только выиграла, поскольку стилус и аппаратные клавиши управления никуда не делись, а наличие дополнительного – сенсорного – экрана позволило выносить сюда различные вспомогательные элементы вроде игровых карт, а также черкать стилусом магическую абракадабру (ну или совсем не магические рукописные заметки).

Графические возможности приставки были на уровне стационарной консоли Nintendo 64, а пользователь получал в довесок еще пригоршню аппаратных вкусностей: встроенный микрофон, стереозвук и Wi-Fi для сетевых баталий. Ко всему прочему, у консоли был слот для GBA-картриджей, известных еще по Nintendo Gameboy Advance.

Вслед за промежуточной, изрядно похудевшей, версией от 2006 года Nintendo DS Lite в прошлом году вышла третья редакция культовой приставки — DSi, лишившаяся GBA-слота – помимо традиционного DS-слота для игровых картриджей, устройство теперь могло работать с SDHC-карточками памяти (до кучи обновление получило две встроенные камеры, встроенный браузер и 256 Мб собственной памяти). Наконец, все версии сохраняли одну из отличительных черт приставок Nintendo – долгое время автономной работы.

И вот совсем недавно в Японии поступили в продажу приставки четвертого поколения – Nintendo DSi LL, получившие более крупные экраны (4,2''; правда, и габариты увеличились).

Как и в случае с Nintendo Game Boy, залогом успеха всей серии DS стал богатый набор игр для приставок, в числе которых оказались популярные франшизы, как, например, приключения бессмертного водопроводчика Super Mario, а также другие суперхиты вроде Dual Strike. Относительно низкая цена довершала картину.

Nintendo DSi LL

Nintendo DSi LL

Однако периода застоя, как в случае с легендарным предшественником Game Boy, Nintendo DS избежала. Виновата компания Sony, которая отважилась перенести опыт PlayStation на рынок портативных игровых приставок.

Ее мобильная версия PlayStation Portable (в простонародье PSP), пусть и вышла на две недели позже Nintendo DS (в том же 2004 году), быстро завоевала любовь геймеров. Благодаря более высоким аппаратным возможностям (мощный процессор, больше «оперативки»), приставка от Sony могла предложить владельцам куда более навороченную графику, сочная картинка выглядела еще краше на шикарном широкоформатном дисплее, о котором разработчики Nintendo DS, уповая на время автономной работы, могли только мечтать. Использование собственного формата для распространения игрового контента – дисков UMD (Universal Media Disc) – не было сколь-нибудь значительным препятствием для фанатов консольных забав, к тому же PSP была хороша и сама по себе, без привязки к играм: устройство позволяло просматривать изображения и видео, слушать музыку и – впоследствии – даже немножко выходить в сеть. Владелец получал своеобразный медиакомбайн. Как в случае с Nintendo DS, немало способствовала успеху приставки богатая подборка игр, среди которых были такие бестселлеры, как, например, GTA.

Sony PSP

Sony PSP

В 2007 году, когда в мобильной индустрии процветала мода на все тонкое и легкое, приставка получила обновление в виде PSP Slim – габариты стали более воздушными, плюс добавилась парочка аппаратных прибамбасов – ТВ-выход, расширенная «оперативка», ну и еще кой-чего по мелочи.

Год спустя был произведен редизайн приставки, однако куда более примечательным событием стал выход в прошлом году новой модели в линейке – PSP go, выполненной в лучших традициях мобильной моды в форм-факторе слайдера. Правда, пришлось пожертвовать широкоформатным экраном (диагональ сократилась до 3,8'' ), плюс был убран дисковод для UMD-дисков (игры отныне решено закачивать из Интернет-магазина PlayStation Store – предтечи небезызвестного App Store) – зато приставка разжилась 16 Гб собственной памяти и слотом для карт памяти М2 (Memory Stick Micro). Разработчики консольных игр не преминули заявить о выходе «свежачка» под новую модель – Resident Evil Portable, симулятора Gran Turismo и проч.

Sony PSP go

Sony PSP go

От лукавого

Разумеется, ни один уважающий себя производитель не станет выходить на рынок с одними только игровыми консолями.

Сегодня едва ли не каждый держит в загашнике вагон и маленькую тележку всевозможных вкусностей, которые способны привлечь внимание покупателя. В первую очередь, это касается игр для приставок. И действительно, если вспомнить историю игровых консолей, как портативных, так и стационарных, то всегда действовал один-единственный закон – чем больше выходило музык новых самых интересных игр для консоли, тем успешней она становилась, тем большую прибыль получала компания-производитель.

Отчисления от продаж игр являлись определяющим фактором в успехе или неудаче той или иной консоли на рынке, а потому производители портативных приставок стремились заполучить все наиболее раскрученные их старшими товарищами и ПК тайтлы.

Sony Playstation PSP в этом отношении на коне, для нее портированы большинство известных игровых проектов, начиная от Grand Theft Auto и Gran Turismo и заканчивая консольным бестселлером последнего времени LittleBigPlanet. Впрочем, для Nintendo DS игр выпущено еще больше, здесь есть чему порадоваться игроману со стажем – от вечных для всех Nintendo похождений Марио и до современных игровых продуктов вроде Assassin Creed. Причем большинство издателей и разработчиков игр создают свои продукты как для той, так и для другой платформы. Однако игры – только часть экосистемы, сложившейся вокруг портативных консолей. Не менее важны аксессуары, расширяющие возможности приставок. Правда, количество любопытных «штук» для PSP и DS в разы меньше, нежели для их стационарных коллег. И действительно, какой смысл менять что-то в управлении консолями, если есть экран, джойстик и блок управляющих клавиш, а все остальное – от лукавого? Однако бывает, находятся всевозможные PSP USB камеры и Nintendo Wi-Fi USB-коннекторы, кабели, спаривающие приставки с крупными мониторами и телевизорами, чудодейственные крэдлы для подзарядки и синхронизации, а также многое другое.

Но и эти пластиково-кремниевые чудеса сегодня — не главное. Завлекалочка для сегодняшних геймбоев, избалованных онлайн-общением, - это широкое сообщество, сформировавшееся вокруг портативных игровых приставок, выросшее из некогда узких рамок рейтингов лучших игроков до размеров иных социальных сетей. И действительно, если вспомнить такие проекты как PSN (PlayStation Network), ну чем они хуже Facebook и MySpace в масштабах игровой индустрии? Интерактивная среда, в которой можно играть в сетевые игры, общаться с друзьями (такими же повернутыми на диванных баталиях), мотаться по онлайн-ресурсам. А там, глядишь, и игрулю какую-никакую купить, все ведь к этому и идет – мобильная индустрия со своими AppStore, Marketplace и прочими AndroidMarket в этом отношении не одинока.

Lady N-GAGE
и другие

Появление первой игры в мобильных телефонах датировано далеким уже 1997 годом, когда финская компания Nokia впервые реализовала в одной из своих моделей нехитрую игру Snake («Змейка»). Ее успех оказался столь же ошеломляющим, сколь и важным для дальнейшей судьбы мобильной игровой индустрии. Сама «Змейка» стала культовой — наравне с «Тетрис». Теперь уже традиционно предустанавливаемая в мобильных телефонах Nokia, Snake пережила несколько редакций (в третьей версии она даже стала трехмерной), но по-прежнему пользуется бешеной популярностью. Вслед за Nokia другие компании-производители начали предустанавливать игры в свои телефоны, что привело к постепенной переориентации мобильников в сторону развлечений — ведь игры появились в телефонах задолго до FM-радио, аудиоплееров и прочих мультимедийных функций. С постепенным развитием технологий возникли предпосылки для появления универсальных мобильных игр, которые можно запускать на телефонах разных производителей. Это было связано с появлением стандартизированных программных платформ, наиболее известной из которых стала J2ME.

Еще в 1998 году компания Sun, создавшая язык Java, представила программную платформу PersonalJava. Однако эта версия в силу высоких запросов не слишком подходила для мобильных телефонов, в результате в следующем году появилась не столь требовательная платформа J2ME (Java 2 Mobile Edition), ставшая сегодня настоящим стандартом в мобильной игровой индустрии, наиболее распространенной средой для запуска игровых приложений на мобильных телефонах.

Вот только специализированных мобильных игрофонов до поры до времени не появлялось – ушлые вендоры приноровились выпускать телефоны с поддержкой Java, а там, дорогие пользователи и разработчики игр, крутитесь, как хотите.

Правда, спустя некоторое время смельчаки все же нашлись. Я имею в виду Nokia N-GAGE. Игровые устройства компании стали по-настоящему черной дорой, куда утекали средства, пущенные на рекламу и продвижение аппаратов. К сожалению, попытка Nokia создать новую – игровую – нишу на рынке мобильных телефонов с треском провалилась, люди отказывались использовать устройства со спорной эргономикой (чего стоит хотя бы необходимость разговаривать, прислонив телефон к уху торцом). В общем, стиль «одноухих чебурашек», как называли владельцев N-GAGE, не прижился.

Nokia N-GAGE

Nokia N-GAGE

Вообще-то Nokia собиралась совершить настоящую революцию, предложив пресыщенным портативными консолями геймерам еще большую мобильность. N-GAGE совмещали в себе черты смартфонов (многозадачность, достаточно высокая функциональность, а самое главное – возможность совершать звонки и отправлять SMS) и игровых приставок (неплохой дисплей, мультиплеер, наличие игровых клавиш и джойстика). Но геймеры практически бойкотировали чебурахнутую приставку. - Какой смысл раскошеливаться сначала на недотелефон-недоприставку, после чего тратить свои трудовые «стописят» и больше на картриджи, если точно такие же игры прекрасно перли на других смартфонах Nokia?

Мало-помалу, сама компания спустила благое начинание на тормозах, слив остатки приставок по минимальным ценам. В этом был один неожиданный плюс – на излете продаж N-GAGE и ее облегченный в функциональном плане вариант N-GAGE QD неожиданно для всех стали самыми доступными Symbian-смартфонами на рынке!

Nokia N-GAGE QD

Nokia N-GAGE QD

Историю можно было бы считать завершенной, но не тут-то было: финский производитель в рамках своей стратегии превращения в сервис-ориентированную компанию, начиная с прошлого года активно развивал игровую платформу N-GAGE II. Правда, наученная горьким опытом четырехлетней давности, Nokia уже не пыталась создать специализированные игровые решения, и предустанавливала платформу в свои мультимедийные компьютеры N-series – не мытьем, так катанием. Вот только результат оказался тем же – чуть менее оглушительный пшик и сворачивание платформы в трубочку.

Параллельно с взлетом и падением N-GAGE развивалось «игровое начало» и в обычных мобильных телефонах. Если говорить о каких-либо технологических новшествах, то ожидавшегося несколько лет назад бума мобильных онлайн-игр так и не случилось. Возможно, потому, что, по сути, не случилось бума 3G-услуг. Дороговизна графических ускорителей пока не дает возможности производителям в массовом порядке использовать их в своих продуктах, что вкупе с аппаратными возможностями большинства телефонов немного тормозит развитие настоящей трехмерной графики в мобильных играх. Успех iPhone в качестве игровой платформы, а также некоторых других устройств со встроенными акселерометрами позволяет постепенно все больше и больше задействовать датчики движения (MEMS-датчики сегодня находят все более широкое применение в мобильных телефонах) в игровом процессе. Это способствует появлению новых необычных мобильных развлечений, повышению интереса пользователей и т.д., правда, не в масштабах Nintendo Wii и прочего стационарно-консольного счастья.

Если же говорить о собственно игровых телефонах, то, оглядываясь на судьбу N-GAGE, прочие компании-производители мобильных телефонов вовсе не горели желанием повторить «успех» Nokia на игровом поприще. Разве что Sony Ericsson время от времени балует энтузиастов игрофонами, да и то, как правило, дело ограничивается предустановкой энного количества игрушек. Впрочем, производителю всегда можно прикрыться авторитетом материнской компании Sony, объявив об интеграции очередной своей поделки с Play Station.

Так, на ум приходит разве что игротелефон-недоделка 2008 года выпуска Sony Ericsson F305, который позиционировался как игровой телефон. Но все ограничилось предустановкой 11 игр. Плюс сервис PlayNow, где можно было приобрести еще несколько десятков игр от компании Gameloft. Правда, тот же самый сервис предустанавливался и в других телефонах компании. В итоге игровой телефон на деле оказался всего лишь ассортиментным предложением. Как и последовавший за ним год спустя Sony Ericsson Yari – на сегодняшний день последний из игрофонов. Все то же самое — пара «игровых» кнопок, возможность управления жестами, использование фронтальной камеры, большое количество предустановленных игр… День сурка.

Sony Ericsson Yari

Sony Ericsson Yari

В яблочко

В то же время еще вчера можно было наблюдать рождение действительно качественной и востребованной игровой мобильной платформы на основе отдельно взятого сотового телефона. Причем наверняка ни сам производитель, ни аналитики от мобильной индустрии даже не предполагали такой «революции снизу». Речь про Apple iPhone (и заодно iPod Touch). И действительно, трудно было в 2007 году ожидать такого большого интереса со стороны геймеров к этому устройству. Хотя суди сам – шикарный дисплей – вот только не надо тыкать HD2, AMOLED и прочими Omnia, речь о событиях двухлетней давности, - мощный процессор, способный управиться с весьма сложной графикой, интерес ну очень большого числа людей. Но главная заслуга в успехе iPhone как игровой платформы принадлежит App Store, с его лавинообразным ростом количества игрушек. Поклонникам других портативных консолей, конечно же, было за что критиковать детище Стива Джобса – прежде всего, за сенсорное управление и отсутствие аппаратных клавиш управления. Однако на поверку это не оказалось столь большим препятствием, да и встроенный акселерометр в играх используется где только можно.

В итоге сегодня iPhone представляет собой едва ли не самый успешный пример мобильной игровой платформы, но – это уже совсем другая история.

Apple iPhone

Apple iPhone

Резюме

Портативные игровые приставки, конечно, звезд с неба не хватают, однако в иные времена, на протяжении нескольких лет держали первые места в рейтинге самых продаваемых в мире консолей, тесня стационарные игровые консоли. Другое дело, если сравнивать их продажи с теми же мобильными телефонами. Так что же, прикажешь загонять приставки в тесные рамки техно-гетто на манер почивших в бозе UMPC/MID или других узкоспециализированных цифровых прибамбасов? Это с какой стороны посмотреть – вряд ли кто-нибудь отказался от такого подарка. А если вспомнить, что с помощью современных приставок можно и в Интернете побродить, и фильмы покрутить? Наверняка у многих после этого коллекция пополнится еще одним интересным и полезным гаджетом.

Есбол Нургалиев
Playground love
Все о портативных игровых приставках
Вчера, сегодня, завтра гаджетов приятных и полезных во всех отношениях.  / Писанина / 07.04.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

EzhDick

07.04.10 / 12:04

Фантастика!

Вы прям мысли читаете, только я загорелся покупкой игровой приставки, а вы уже серию (!!!) статей наклипали... фантастика...

EzhDick

07.04.10 / 13:06

Жаль...

Закрыл статью и ударился в ностальгию, а ведь жаль что закрыли вторую гагу, были там хорошие игрушки с хорошей графикой... эх, нокия нокия ...

Максим Калина

08.04.10 / 00:19

Нет, ну вы просто жжете!

Максим Калина

08.04.10 / 00:22

Или издеваетесь над старым игроманом Sonyrus`ом...

Супер статья. Добавить нечего. Хотя забыли игровую платформу Mophun от SE, там были весьма достойные игрушки для своего времени. Авторов на Номобайл-тусу, будем общаться.

Альберт Срослов

08.04.10 / 14:21

оу...

У мя у брата gameboy... Он задолбал целыми днями в него играть... Сам попробовал - оказалось риально интересно... Хоть и графика УГ