Писанина

3D к нам приходит!

21.04.10 | 13:00

Первые трехмерные трансляции в России

Сложно, наверное, найти того, кто не смотрел фильм «Аватар». Все смотрели или хотя бы слышали. И ты, скорее всего, смотрел. Не исключено даже, что в 3D, потому как он же самый тридешечный из всех трехмерных! А вот знаешь ли ты о фильме «Сила Любви» 1922 года выпуска? Скорее всего нет. И я, сознаюсь, узнал о его существовании совсем недавно. А он, между прочим, был первым стереоскопическим фильмом, который показывали в кинотеатре! Но, как видишь, широкой известности не получил... Так будет, скорее всего, и с первыми стереоскопическими трансляциями — они идут себе тихонечко, но кто в курсе? И кто о них вспомнит через 88 лет? В общем, ввожу тебя в курс дела — 3D ме-е-едленно, по шажку, но идет... прямо к тебе в дом!

Что к чему?

В апреле любой желающий, располагая соответствующим оборудованием, мог приобщиться к прекрасному и посмотреть прямые трансляции чемпионата по гольфу из США и балета из Мариинского театра в 3D. Да, и то, и другое — удовольствие не для всех, а для ценителей, и нужными мониторами/телевизорвами/проекторами с затворными очками обладают далеко не все, но тем не менее лед, можно сказать, тронулся! Будь уверен, постепенно технология выйдет в массы, и спустя лет эдак дцать будем мы с тобой смотреть 20 сезон Хауса в трехмере.

Свои решения для просмотра объемной движущейся картинки в домашних условиях представили или собираются это сделать уже почти все значимые игроки рынка. Об очках NVIDIA 3D Vision мы писали еще в прошлом году, тогда же можно было увидеть и DLP-телевизоры Mitsubishi, способные в сочетании с очками вышеупомянутыми очками выдавать трехмерную картинку. А в 2010-м домашние кинотеатры в комплекте с собственными затворными очками представила компания Sony, и совсем скоро с конвейеров сойдут первые в России трехмерные телевизоры Samsung.

В общем, все уже почти готово, дело осталось только за контентом, о котором сейчас и пойдет речь.

Такой объемный
Тайгер Вудс

Престижнейший чемпионат по гольфу Мастерс известен своей тягой к разного рода инновациям. Например в 1993 году именно этот чемпионат был впервые заснят в разрешении Full HD, а спустя семь лет и впервые показан в этом формате по телевизору. Ну а в этом году силами Sony, IBM и Comcast была организована и первая трехмерная трансляция события.

Монитор Acer GD245HQ 3D с поддержкой 3D Vision

Для того, чтобы посмотреть это действо в 3D, ехать в США и становится абонентом Comcast было вовсе не обязательно, так как трансляция ко всему прочему шла и через Интернет. Любой, кто располагал широкополосным выходом в Сеть, затворными очками и подходящим монитором, в принципе мог бы легко сделать это и дома. Но я решил принять приглашение компании NVIDIA и посетил их специальную темную комнату, где была построена система из ноутбука с подключенными к нему проектором и очками 3D Vision. На компьютере был запущен NVIDIA 3D Vision Video Player (он же Stereoscopic Player, только не лицензированный), в соответствующее поле был вбит длинный адрес потокового видео, и на огромном экране появился Тайгер Вудс, для которого Мастерс стал первым чемпионатом после долго перерыва.

Камера Sony, способная снимать стереоизображение

Sony разработала вот такую камеру с одним объективом, способную снимать стереоизображение на скорости 240 кадров в секунду. Не исключено, что на турнире Мастерс использовалась именно она


Понятно, что мячиков, летящих прямо в камеру, не было — такие ходы возможны только в кино, — а в прямом эфире, если снаряд пошлют в объектив, всему 3D моментально придет конец. 200 км/ч — это 200 км/ч! Но тем не менее режиссерам трансляции благодаря вдвое увеличенному количеству объективов удалось значительно повысить зрелищность. Особо интересно в 3D выглядят планы с большим количеством объектов, перекрывающих друг-друга. Если долго смотреть, не отвлекаясь, на интерьер комнаты перестаешь обращать внимание, и постепенно создается ощущение реального присутствия — вот как-будто ты и правда стоишь на грине стоимостью несколько миллионов долларов, и тебе бы только клюшку в руки — ты бы всем им тут показал!

Па-де-де в 3D

Мариинский театр тоже стоит на острие прогресса и известен, например, тем, именно оттуда в 1999 году впервые в мире шла прямая онлайн-трансляция оперного спектакля. И балет в 3D — это часть заявленной медиастратегии театра, которая предполагает использование новых коммуникационных технологий.

15 апреля балетные па из Мариинки транслировала корпорация Дженерал Сателайт. Сигнал не шифровался, поэтому мировую премьеру могли посмотреть все немногочисленные счастливчики, которые располагали нужным 3D-оборудованием. А для журналистов были традиционно организованы специальные показы: в самом Мариинском театре в Санкт-Петербурге, в Свиссотеле на Красных холмах в Москве и в резиденции российского посла в Париже. Во всех трех местах для создания стереоскопической картинки было использовано новое оборудование Samsung: огромные ЖК-телевизоры со светодиодной подсветкой, производство которых в России еще не началось (в пятницу как раз еду в Калугу смотреть на сборку первого экземпляра), и затворные очки — аналогичные 3D Vision от NVIDIA.

3D-телевизор Samsung со светодиодной подсветкой

К качеству картинки, конечно, было не придраться. И еще могу ответственно заявить, что от очков Samsung не болит голова, что для меня является одним из важных критериев (именно поэтому не хожу на показы трехмерных фильмов в кинотеатры). А вот подходит ли балет как таковой для показа в объеме — это для меня пока еще вопрос открытый. Дело в том, что это уж очень специфичная штука... Не спорю, красивая, эстетичная, но не зрелищная в «блокбастерном» понимании этого слова. Режиссер трансляции был ограничен всего несколькими ракурсами, которые не позволили показать объем так, как это удалось сделать, например, на чемпионате по гольфу. Но в любом случае трехмерная картинка смотрится более живой, чем так, к которой мы с тобой привыкли

Резюме

У домашнего 3D есть будущее! Оно будет жить, в этом я уверен почти на сто процентов. Естественно, как и с любой другой новой технологией, людей готовых прямо сейчас купить необходимое оборудование, не так много, как того хотели бы его производители, но постепенно стереотрансляции станут если не нормой, то уж точно обычным делом. Чем дальше, тем качественнее будет становиться изображение, подешевеют телевизоры, а людей, сидящих перед ними в очках (от которых в идеале надо бы вообще в конечном счете отказаться), станет больше. Но и 2D, как мне кажется, в обозримом будущем никуда не денется, потому как не везде целесообразен объем.

Иван Звягин
3D к нам приходит!
Первые трехмерные трансляции в России
Первые стереоскопические трансляции идут себе тихонечко, но почему-то никто не в курсе...  / Писанина / 21.04.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

Станислав

21.04.10 / 15:25

Вред

На данном этапе развития у домашнего 3D еще слишком много проблем, основная из них, это проблема вреда для здоровья.


Принцип работы объемного кино заключается в том что бы техническими средствами обмануть дальномер-подать на разные глаза разные картинки.Так, дальномер обманут. А вот что же делать с аккомодацией? Она должна оставить экран плоским! Но тут начинается еще более интересный процесс-перетягивание хрусталика. Автофокус говорит, что объект находится в плоскости экрана. Дальномер говорит, что объект находится где-то далеко. Сознание верит параллаксу (оно, как и зрительный анализатор, находится в коре больших полушарий) и говорит, что объект далеко. Вегетативная система получает противоречивые указания и начинает сходить с ума. Заканчивается это тем, что система либо просто встаёт в ступор (дезориентация), либо начинает лихорадочно взбрыкивать (выход из штатного режима и, как следствие, переутомление).

В итоге при длительном просмотре 3д очень быстро устаёт цилиарная мышца (характерная резь в глазах, головная боль). Но хуже всего не это, а то, что разрушается многолетняя дружба между механизмами управления, которые до сей поры всегда только помогали друг другу. Не знаю к чему это ведет, но надеюсь что в ближайшее время врачи научаться лечить эту штуку.
Кстати, все что описано выше происходит лишь при просмотре 3d вблизи. Если расстояние до экрана 10-20 метров. В таком случае хрусталик имеет правильное положение и нет никаких проблем с аккомодацией.

baragol

21.04.10 / 16:39

Ну, как водится, технологию внед...

Ну, как водится, технологию внедрят, а уж потом начнут изучать ее влияние на здоровье человека:) Производителям железа и тем, кто генерирует контент такого плана, естественно, не нужны проблемы с продажами - по своей инициативе они заниматься изучением проблемы не начнут...


Кстати говоря, у меня резь в глазах и головные боли начинаются как раз в кинотеатре. А от затворных очков вроде бы нет. Может у меня глаза какие-то неправильные? :)

Michael Bokov

21.04.10 / 16:50

Я тоже против

Все система правильно описана Капитаном Какао, но и на большом расстоянии может возникнуть головокружение. А после очень длительного просмотра 3D могут появиться проблемы с возвратом к нормальному "режиму".


И еще мне жалко деток, которых родители водят на 3D фильмы. Они (может быть) так страдают!
Сам не ходил ни разу.

Станислав

22.04.10 / 09:34

Сколько ходил на 3D фильмы почти...

Сколько ходил на 3D фильмы почти всегда сидел в середине зала, поэтому особо неприятных ощущений не было, единственно, что когда аватара смотрел под конец фильма глаза устали очень.

spirtamicin

23.04.10 / 11:33

Прав Капитан Какао

Я полностью согласен с описанием "геофизических" противоречий в голове зрителя 3D и считаю это основной причиной того, что "они идут себе тихонечко, но кто в курсе?". Я думаю, в ближайшее врема тенденция не очень изменится. А стимулом развития будет исключительно интерес к новой технологии, который может быстро смениться разочарованием и отбросит очередной шаг в развитии 3D еще на 88 лет!