Писанина

Пешим ходом

11.10.10

Программы-«ориентиры»

Нашему постоянному автору надоело путешествовать, развернув во все лобовое стекло атлас автодорог, и считать станицы Ставрополья и пшеничные поля Кубани до нужного поворота по дороге к морю.

Поэтому он всерьез занялся изучением навигации, обнаружил актуальные тренды, увлекся вопросами пешеходной навигации, перезнакомился с металлическими голосами всех Юлий и Елен... Им и посвятил он этот текст.

Несмотря на то что автомобиль был изобретен пешеходами, автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Дискриминация пешеходов наблюдается и в мобильной индустрии — сегодняшние навигационные системы в большинстве своем адресованы автомобилистам. А ведь пешеход порой куда более мобилен и может добраться туда, где дорог не существует в принципе, а есть, как говорят у нас в России, направления.

Пешеходная навигация стала одним из самых мощных трендов в развитии мобильной индустрии. Недаром по оценкам аналитической компании ABI Research, доход от продаж туристических навигационных решений достигнет к концу 2013 года $1,7 млрд.

Правда, помимо специализированных туристических навигаторов вроде продукции Magellan, которые впору называть «вездеходными», а не «пешеходными» (защита от падений и непогоды, электронный компас, барометр и фонарик — каково?), необходимо учитывать и все многообразие смартфонов и коммуникаторов с предустановленными навигационными приложениями. Ведь это тоже пешеходная навигация, как, впрочем, и обыкновенный мобильный телефон с установленным клиентом «Яндекс.Карт» или Google Maps, определяющий местоположение по базовым станциям операторов сотовой связи. Впрочем, функционал многих современных мобильников еще солиднее: времена «белой вороны» Benefon Twig, одного из первых телефонов с GPS-модулем, миновали, и теперь даже обычные мобильные телефоны обладают неплохими аппаратными навигационными возможностями — A-GPS и прочими прибамбасами.

Ключевыми функциями в туристических поездках, помимо собственно определения местоположения и прокладывания маршрута до ближайшей сосисочной, являются различные дополнительные сервисы: поиск всевозможных POI, мест по интересам — от гостиниц и музеев до тех же сосисочных. Примечательно, что некоторые вендоры перестают ориентироваться только лишь на выпуск устройств с GPS, делая ставку на разработку попутных навигационных сервисов или используют разработки других компаний. Сам телефон (смартфон, коммуникатор) превращается в терминал, использующий подобные сервисы, основанные на данных о местоположении пользователя (Location-Based Services). Никто не мешает определять местонахождение твоих друзей (например, сервис Locator для приложения Google Maps) или родственников — в Японии и других развитых в мобильном отношении странах популярны сервисы для определения координат детей, пару лет назад нечто подобное появилось и в России (сервис МТС «Ребенок под присмотром»). Однако кроме перечисленных сервисов есть множество других применений навигации в мобильных устройствах. В частности, функция геотегинга, сортировки выполненных фотографий не только по традиционной EXIF-информации, но и по географическим координатам места снимка, полученным при помощи GPS.

Преимуществом телефона перед навигатором становится возможность получать все данные в режиме реального времени — благодаря GPRS-модему. Этим качеством наделены некоторые навигаторы со встроенными модемами и слотами для сим-карт (TeXet TN-600 Voice, Explay PN-990, Lexand Si-512 Pro/Si-515 Pro и Shturmann Link 300). Но многие модели по старинке спариваются с мобильниками посредством Bluetooth (например, Lexand Si-512+/Si-515+).

Shturmann Link 300

Доступ устройства, будь то навигатор или телефон, к Интернету позволяет выбирать тип навигационной системы. Это могут быть приложения с загрузкой данных в режиме реального времени — так называемые навигационные системы off board.

За примерами далеко ходить не надо — мобильные Google Maps, отечественная разработка «Яндекс.Карты», а также Ovi Maps, продвигаемые финской компанией в составе своих мультимедийных онлайн-сервисов Nokia Ovi. Во всех этих случаях необходимость обращения к онлайн-сервису заключается в загрузке новых карт — отсюда и название, потому что на мобильном устройстве установлено лишь клиентское приложение.

Конечно, скачивание карт во время отпуска в какой-нибудь стране, где много-много диких обезьян, предполагает наличие поблизости доступа к Wi-Fi. А иначе рискуешь неслабо потратиться на загрузку пары десятков мегабайт данных через GPRS/EDGE/3G.

Неудивительно, что для многих пользователей гораздо более удобным вариантом является другой тип навигационных систем — классические навигационные решения on board. В этом случае вся необходимая информация, а также карты, находятся в памяти самого устройства (ну или на карточке памяти). Подгружаться может разве что дополнительная информация вроде тех самых «пробочных» сервисов, или поиск в базе на сервере. Подавляющее большинство навигационных систем, установленных в коммуникаторах, относятся как раз к onboard-программам и являются правопреемницами решений, использующихся в автомобильных навигаторах: «Навител Навигатор», «СитиГИД» и т. д.

Правда, при этом остаются проблемы совместимости самих аппаратов и навигационных систем. Если с классическими автомобильными навигаторами затруднений, как правило, не возникает — подавляющее большинство работает под управлением Windows CE .NET, обласканной вниманием разработчиков навигационного софта, — то совместимость мобильных устройств и приложений оказывается серьезным препятствием. Яркий пример — платформа iOS, для которой длительное время не существовало приличных onboard-решений, и пользователям приходилось пробавляться предустановленными Google Maps. Зато теперь выбирай — не хочу: Navigon, Sygic, iGo, «СитиГИД», NDrive и примкнувший к ним «Навител Навигатор». Хотя, конечно, по количеству разнообразного навигационного софта однозначно лидируют самые популярные сегодня платформы — Windows Mobile и Android OS. Впрочем, почему бы не перейти непосредственно к программным продуктам, как считаешь?

Windows Mobile

Поддержка данной операционной системы есть у подавляющего большинства навигационных решений. Это нетрудно объяснить, так как львиная доля навигаторов работает под управлением Windows CE .NET, а значит, предназначенные для нее продукты проще адаптировать для родственной платформы.

Из великого множества навигационных систем для коммуникаторов можно выделить несколько. Естественно, что для навигации по России целесообразно прибегать к услугам отечественных софтверных компаний — наиболее известны разработки «Навител Навигатор», «СитиГИД» и «Автоспутник». Они отличаются продуманным интерфейсом, наличием карт для большинства городов и регионов, а также множеством дополнительных возможностей, в числе которых те самые «пробочные» сервисы.

Так, «Навител Навигатор» — одна из лучших навигационных программ среди WM-софта для российских условий: с подробными картами обеих столиц, а также поддержкой десятков других городов. Программа постоянно обновляется и поддерживает актуальность своих карт на высоком уровне. Ее возможности для коммуникаторов мало чем отличаются от решения для автомобильных навигаторов: голосовое ведение по автоматически проложенному маршруту, запись треков и путевых точек, экспорт/импорт маршрутов и треков и традиционные возможности навигационной программы, такие как указание скорости и направления движения, координат (широта и долгота, высота над уровнем моря), длины пройденного пути и времени движения и т. д. Все это не считая дружелюбного, привычного по автонавигаторам интерфейса, голосовых подсказок, обширной базы POI, а также поддержки «пробочного» сервиса SMILink.

В качестве соперничающих решений стоит отметить «СитиГИД», «Автоспутник», а также многочисленные зарубежные разработки, построенные на картосновах TeleAtlas (например, «iДа»).

В том случае, если необходимо совершить дальнюю поездку, описанные выше системы вряд ли помогут. Здесь пригодятся иноземные программы. Например, iGO, построенная на картосновах TeleAtlas, а также NAVTEQ. Достоинством программы является детальная карта Европы, европейских городов, хотя есть множество карт для других стран, регионов и даже отдельных населенных пунктов — в частности, штатов США и т. д.

Территория покрытия охватывает почти полсотни европейских стран, включая Россию. Можно отметить трехмерные модели достопримечательностей, неограниченное количество промежуточных точек, расширенное управление POI — поиск, сохранение и загрузка собственных точек по интересам, автомасштабирование и многое другое. Хотя никак нельзя пройти мимо заклятого друга iGO — навигационной системы TomTom, также работающей на картосновах TeleAtlas.

Android OS

Для большинства пользователей «гуглофонов» вопрос использования сторонних навигационных приложений смешон: нет никакого смысла менять прекрасную функциональность Google Maps на сомнительные преимущества других навигационных систем. Разве что в том случае, если нет возможности подгружать карты — тогда на помощь приходят версии onboard-решений, портированные на данную платформу.

Речь идет все о тех же программных продуктах: «Навител Навигатор», iGO (интерфейс которого упрощен по сравнению с версией для Windows Mobile, а трехмерные модели достопримечательностей на фоне контуров домов с отсутствующей этажностью выглядят бессмысленным китчем), а также ряде других систем.

Например, навигационная программа Navigon, по названию одноименных навигаторов из Германии. Функциональность системы похожа на возможности iGO, да и используемые картосновы те же — от NAVTEQ.

Впрочем, учитывая привычку Android-коммуникаторов лезть по делу и без дела в Интернет, можно подобрать для своего мобильного помощника навигационную систему, работающую онлайн. Здесь у Google Maps есть ряд достойных альтернатив, начиная от «Яндекс.Карт» и заканчивая WisePilot, использующейся, к примеру, в устройствах компании Sony Ericsson.

iOS

Еще раз повторюсь: долгое время альтернатив штатным Google Maps на iPhone не было. Сегодня проблем с навигационным софтом для этой платформы нет, причем большинство популярных программ уже обзавелось версиями для iPhone/iPod touch. Можно вспомнить про «Навител Навигатор» (который, правда, не является эталоном навигационного приложения для iOS, что для многих, впрочем, нивелируется бесплатным статусом), Navigon MobileNavigator (присутствуют типичные функции, такие как подсказки для выбора полосы и скорости, ночной режим, озвучка, функция умной парковки и т. д.), «СитиГИД», а также одну из первых навигационных программ с версией для iPhone — Sygic.

Symbian OS

Доля устройств, работающих на Symbian OS, сегодня несколько сократилась под напором других мобильных платформ, таких как Android OS, iOS и Windows Mobile (Windows Phone). Однако это не мешает развитию достойных альтернатив дефолтным Ovi Maps от Nokia.

В их числе мультиплатформенные клиентские приложения вроде «Яндекс.Карт» и Google Maps, а также их альтернативы, разработанные специально под Symbian OS, также в классе off board (то есть прокладка маршрута осуществляется на специальном выделенном сервере), в частности, отечественную навигационную систему «ТелеПроводник», базирующуюся на картосновах американской NAVTEQ, или зарубежный WayFinder Navigator.

С другой стороны, необходимо учитывать гораздо более многочисленные полнофункциональные on board-решения. Даже если отбросить навигационные системы для предыдущих версий ОС вроде Navicore Personal, их количество велико. Например, версия «СитиГИД» для Symbian OS. Программа известна как одна из первых навигационных систем, в которых стали применяться пробочные сервисы (причем мониторинг дорожной обстановки осуществлялся самими пользователями). Не менее известна и функциональна версия «Навител Навигатор», которая уже была упомянута в ходе рассмотрения ПО для предшествующих платформ. Можно упомянуть mcGuider (в девичестве Sygic Drive) с картами от TeleAtlas и любопытными функциями, вроде установки сигнала превышения скорости при подъезде к населенному пункту, NDrive, также с картами от TeleAtlas, и Garmin Mobile XT на пару с TomTom Navigator, если ты собрался куда-нибудь за бугор (для наших палестин они вряд ли подойдут по причине отсутствия карт отдельных регионов России), или Route 66, как и ряд других систем, использующий картоснову бывшей NAVTEQ.

Можно отметить и другие оригинальные программы, например, SmartComGPS, любопытной особенностью которой является возможность использования растровых карт (хоть отсканируй бумажную генштабовку-километровку и сконвертируй для OziExplorer).

Отдельно следует отметить те навигационные системы, которые имеют версии для использования в сенсорных версиях Symbian OS. это уже упоминавшиеся «СитиГИД», «Навител Навигатор», из зарубежных программ – Garmin Mobile XT, NDrive и Sygic. Неудивительно, что у навигационных систем под Symbian OS такая лояльная и технически грамотная аудитория.

Java

Наконец, самый, пожалуй, многочисленный сегмент навигационных приложений затрагивает обычные мобильные телефоны, которые, как правило, и выступают в качестве основного средства пешеходной навигации. Понятное дело, что обычный мобильник вряд ли потянет тот объем информации, который необходим для работы полнофункциональных onboard-решений. Поэтому неудивительно, что в таком случае используются онлайн-карты, которые подгружают отдельные участки по мере необходимости.

Лидером здесь является картографический сервис от неугомонной Google — Google Maps. Это одно из самых удобных решений в своем роде. С появлением пару лет назад второй редакции приложения изменилась ситуация на рынке пешеходной (мобильной) навигации, поскольку теперь нет необходимости в аппаратных средствах GPS — Google Maps на телефоне определяет по CID базовых станций операторов сотовой связи.

Популярности добавил и тот факт, что многие производители взяли за правило предустанавливать Google Maps в свои продукты, интегрировать его в прошивку ряда мобильных телефонов. Помимо собственно навигации, мобильные Google Maps, как и их настольная версия, позволяют просматривать карты местности и спутниковые фотографии Земли, масштабировать картинки, искать по различным параметрам, прокладывать виртуальный маршрут, причем даже без использования автомобиля, в пешеходном режиме или при помощи общественного транспорта. Конкуренты также не дремлют, для России наиболее актуальны «Яндекс.Карты», с их обширнейшей базой POI — мест по интересам. Программа также позволяет определять координаты либо по базовым станциям оператора сотовой связи, либо использовать встроенный GPS-приемник телефона. Число городов, для которых доступны карты, увеличивается с каждым разом.

Можно отметить и другие навигационные системы, например Navifon, использующуюся в мобильных телефонах Samsung с поддержкой Java, таких как Samsung Jet (что, впрочем, не отменяет использования ее в коммуникаторах — в частности, Samsung i9000 Galaxy S).

Правда, даже такой производительный аппарат не способен обеспечить высокое быстродействие системы. Navifon использует картосновы от NAVTEQ; карты загружаются через GPRS/EDGE/3G-соединение, оно же необходимо для подкачки новых фрагментов карт по ходу движения, адресного поиска и прокладки маршрутов.

Резюме

Поблизости от этого текста залег целый пласт небольших навигационных приложений, которые не годятся для полноценной пешеходной навигации, но позволяют выполнять другие функции — это, в частности, секундомеры с поддержкой GPS и прочее.

Однако в любом случае современное многообразие навигационного софта, возможность использовать различные дополнительные функции, приводят к тому, что нынешние мобильные устройства — коммуникаторы и обычные сотовые телефоны с поддержкой Java MIDP — составляют реальную конкуренцию навигаторам, а в пешеходной навигации и вовсе превосходят их.

Еще одно преимущество мобильных устройств перед специализированными навигаторами — возможность работы и вовсе без GPS-приемника, как встроенного, так и подсоединяемого внешнего. Это достигается за счет определения координат не по данным спутников, а по базовым станциям сетей операторов сотовой связи. Притом точность позиционирования в большинстве случаев не намного ниже, чем при помощи GPS, зато появляется возможность определять свое местоположение внутри помещения.

Конечно, навигаторы по некоторым параметрам имеют преимущество (например, большая диагональ экрана). К тому же производители не сидят сложа руки и предлагают различные конвергентные устройства — навигаторы со встроенными GPRS-модемами, поддержкой сим-карт и Bluetooth, модели, с которых даже можно звонить, используя их в качестве устройств громкой связи. Но аппаратные средства — это, пожалуй, совсем другая история…

Есбол Нургалиев
Пешим ходом
Программы-«ориентиры»
Все, что нужно знать о навигации мобильному пешеходу.  / Писанина / 11.10.10
Подробнее >>

Выделите и скопируйте код в буфер обмена

EzhDick

11.10.10 / 09:46

Ovi Maps

На мой взгляд карты и сервисы от Nokia - это лучшее чем я пользовался, особенно радует интеграция с сервисами, когда можно гулять по городу - захотелось покушать, нажал кнопку, нащёл близ лежащий ресторан, заказал столики и потопал по навигации)))

Stempl

11.10.10 / 15:07

Чахнут авторы, а не...

Автору было совсем лениво рассмотреть Symbian? Ovi Maps, Яндекс.Карты, Google Maps, Garmin, Sygic, Навител - все работает и весьма неплохо, а тут даже на скриншоты пожидились... Ну-ну...

Esbol_Nurgaliev

11.10.10 / 18:58

Re: Чахнут авторы, а не...

Вы правы, но все же платформе Symbian внимание было уделено. Виноват, программа "Навител Навигатор" действительно не упоминается, информация о Sygic Drive (если я ничего не путаю, теперь это mcGuider) представлена, ну а Google Maps И Яндекс.Карты все же являются мультиплатформен ными приложениями, описание которых логичнее было дать в разделе Java. В любом случае, спасибо за конструктивную критику!> Автору было совсем лениво рассмотреть Symbian? Ovi Maps, Яндекс.Карты, Google Maps, Garmin, Sygic, Навител - все работает и весьма неплохо, а тут даже на скриншоты пожидились... Ну-ну...

Андрей

11.10.10 / 19:29

Прям зачахло все..Задавили...

1) CityGuide


2) Телепроводник
3) SmartComGPS
4) Garmin
5) TomTom
6) Sygic McGuider
7) NDrive
8) WayFinder Navigator
9) ROUTE 66 Mobile 8
10) Nokia Maps/Maps for OVI
11) NAVIGON MobileNavigator 8
12) CoPilot Live 7
Бесплатные картографические сервисы с построением маршрутов – нет поддержки голосовых и визуальных подсказок при движении на автомобиле.
13) ЯндексКарты
14) Карты@mail.ru
15) Google Maps

Stempl

12.10.10 / 09:45

...

Ну все понятно, автор не в теме Symbian, отчего платформа была обделена. Браво, редакция, так держать :)

HiTek

12.10.10 / 14:21

Насчет онлайн-карт

Nokia Maps изначально поддерживали офлайн карты. У них даже специальное приложение Nokia Maps Loader есть. Подсоединяешь смарт к ПК, выбираешь нужный регион и страну и заливаешь карты в тело. Все просто и наглядно. Yandex тоже свой кэш официально выложил.


Для симбы ещё был вариант - отечественное ПО SmartComm GPS с растровыми картами от "Озика" - мечта любого геокэшера. Залил генштабовские карты и вперед.
Для андроида в качестве оффлайн-навигации отлично подходит Navitel Navigator. Новая версия уже стабильна на Galaxy S. Уж куда круче навигона и выпиленной из моторолы iGO с кондовым интерфейсом. Карте по России нет равных, даже Гармин нервно курит в стороне.

Екатерина Горелова

18.10.10 / 13:06

Про Symbian

Люди добрые, спасибо за комментарии! Есбол, как всякий талантливый человек, иногда может быть пристрастным. Мы с ним пообщались про обойденную вниманием Symbian, и он решил, что надо улучшить эту главу. Что и сделал.